г. Владимир |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А43-29129/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2015.
В полном объеме постановление изготовлено 31.08.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.04.2015 по делу N А43-29129/2014, принятое судьей Логиновым К.А. по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области" о взыскании задолженности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области в ходатайстве от 19.08.2915 N 04-10/012184 (входящий N 01АП-3654/15(3) от 21.08.2015) просит рассмотреть жалобу в отсутствие ее представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Нижегородской области" (далее - Учреждение, ФКУ ИК-9, заявитель) о взыскании задолженности по НДС в сумме 230 084 руб., а также пеней в сумме 18 983 руб. 38 коп.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.04.2015 заявленное требование удовлетворено. Кроме того, согласно указанному решению с Учреждения в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 7 981 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части взыскания государственной пошлины и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отмечает, что ФКУ ИК-9 освобождено от уплаты государственной пошлины.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции от 22.06.2010) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.
Как указано в пункте 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, Учреждение выполняет функции государственного органа только в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии со статьей 105 АПК РФ льготы по уплате госпошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
При этом из правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 32 постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" следует, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Таким образом, из совокупного толкования приведенных норм следует, что для возникновения у государственного учреждения права на освобождение от уплаты госпошлины при рассмотрении дела в арбитражном суде необходимо единовременное выполнение двух условий:
- учреждение должно выступать в арбитражном процессе с целью защиты публичных интересов;
- рассматриваемый судом спор должен быть связан с выполнением учреждением функций государственного органа.
Следовательно, такие учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины лишь при инициировании арбитражного процесса в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, при обращении в суд в качестве представителя государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа.
Частью 3 статьи 110 АПК РФ и подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ определено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с требованиями главы 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчик признается плательщиком государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Инспекция, как государственный орган и заявитель по делу, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
В данном случае в рамках настоящего дела рассматривалось заявление налогового органа о взыскании с учреждения налога на добавленную стоимость и пеней в общей сумме 249 067 руб. 38 коп. Соответственно, целью участия ФКУ ИК-9 в данном деле является защита своих собственных интересов как налогоплательщика, что не является аналогом защиты публичных интересов.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Учреждение является в настоящем деле стороной, не осуществляющей защиту государственных и (или) общественных интересов (т.е. публичных интересов в сфере возложенных на него функций), поэтому заявитель права на освобождение от уплаты государственной пошлины в порядке подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не имеет.
Следовательно, суд первой инстанций обоснованно взыскал с Учреждения в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в сумме 7981 руб.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность принятого судебного акта.
Апелляционная жалоба ФКУ ИК-9 по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Учреждение.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.04.2015 по делу N А43-29129/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29129/2014
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области
Ответчик: федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области"
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3654/15
14.07.2015 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3654/15
29.06.2015 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3654/15
15.04.2015 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-29129/14