г. Вологда |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А44-9198/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии (в Арбитражном суде Новгородской области) от общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие-1" представителя Борташевич Ю.В. по доверенности от 20.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Новгородской области по поручению апелляционного суда, апелляционную жалобу государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 марта 2015 года и дополнительное решение от 04 июня 2015 года по делу N А44-9198/2014 (судья Коновалова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие-1" (место нахождения: 173015, Великий Новгород, улица Нехинская, дом 1; ИНН 5321152660, ОГРН 1125321000837; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области к государственному областному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (место нахождения: 173000, Великий Новгород, улица Славная, дом 55; ИНН 5321047240, ОГРН 1025300785070; далее - Учреждение) и Департаменту транспортного и дорожного хозяйства Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1; ИНН 5321073088, ОГРН 1025300795915; далее - Департамент) с иском о возложении на Учреждение обязанности оборудовать остановочные пункты Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы информационно-указательными знаками в соответствии с требованиями Национальных стандартов ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 25869-90, ГОСТ 9.032, а также совместно с Департаментом разместить на информационно-указательных знаках расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен пункты Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (место нахождения: 173015, Великий Новгород, улица Германа, дом 14; ИНН 5321101433, ОГРН 1055300903833; далее - Управление), администрации Савинского сельского поселения (место нахождения: 173527, Новгородская область, Новгородский район, деревня Савино, улица Школьная, дом 3; ИНН 5310019610, ОГРН 1155321000120; далее - Администрация).
Решением от 25.03.2015 (с учетом дополнительного решения от 04.06.2015) суд возложил на Учреждение обязанность оборудовать в срок до 31.12.2015 остановочные пункты Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы информационно-указательными знаками в соответствии с требованиями Национальных стандартов ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 25869-90, ГОСТ 9.032. Отказал в удовлетворении требования к Учреждению и Департаменту разместить на информационно-указательных знаках расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен пункты Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы, взыскал с Учреждения в пользу Общества 4000 руб. возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Учреждение с решением суда и дополнительным решением не согласилось, в апелляционной жалобе, дополнении и уточнении к ней просило их отменить в части возложения на него обязанности оборудовать остановочные пункты Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы информационно-указательными знаками в соответствии с требованиями Национальных стандартов ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 25869-90, ГОСТ 9.032, взыскании судебных расходов, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Требования истца основаны на ГОСТах, которые в настоящее время не действуют. Судом не принято во внимание, что остановочный пункт Спас-Нередицы оборудован дорожным знаком 5.16 (подтверждается постановлением N 1288 по делу об административном правонарушении). Какие-либо иные информационные знаки, которые необходимо размещать на остановочных пунктах, ГОСТ Р 52290-2004 не предусмотрены. Пункт 3.10 ГОСТ Р 52290-2004 допускает в нижней части знаков 5.16-5.18 наносить дополнительную информацию о наименовании остановки, номере маршрута, режиме работы, протяженности посадочной площадки и так далее, что не является прямой обязанностью владельца автомобильной дороги наносить эту дополнительную информацию на дорожные знаки при оборудовании остановочных пунктов соответствующими дорожными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 и ГОСТ Р 52289-2004. Суд не принял во внимание, что в связи с полным отсутствием оборудованных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766 - 2007 остановочных пунктов в Шолохово и Волотово прокурором Новгородского района направлено исковое заявление об обязании Учреждения в срок до 31.12.2015 оборудовать обустроенные остановочные пункты общественного пассажирского транспорта для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров на автомобильной дороге "Волотово-Шолохово-Сельцо" в деревне Волотово, деревне Шолохово, в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 "Дороги автомобильные. Элементы обустройства. Общие требования", в том числе оборудование остановочных пунктов соответствующими дорожными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004. Суд не учел, что в соответствии с проектом реконструкции автомобильной дороги "Волотово-Шолохово-Сельцо" по условиям безопасности дорожного движения оборудование остановочного пункта в деревне Волотово не планируется. Автомобильная дорога Волотово-Шолохово-Сельцо начинается от автомобильной дороги федерального значения подъезд к Великому Новгороду со стороны города Москвы вправо, деревни Волотово расположена на расстоянии 300 м от этой же дороги влево. На автомобильной дороге федерального значения подъезд к Великому Новгороду со стороны города Москвы в районе деревни Волотово имеется два оборудованных остановочных пункта, которые расположены в 300 м от деревни Волотово. Обустройство остановочного пункта на автомобильной дороге Волотово-Шолохово-Сельцо по условиям обеспечения безопасности дорожного движения и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства, общие требования возможно только на расстоянии не менее 500 м от примыкания к автомобильной дороге Подъезд к Великому Новгороду со стороны горда Москва. Таким образом, остановочный пункт будет расположен на расстоянии более 800 м от деревни Волотово, что является нецелесообразным. Су не принял во внимание, что оборудование несуществующих остановочных пунктов согласно маршруту регулярных перевозок только дорожными знаками будет противоречить требованиям ГОСТ Р 52766-2007 (пункту 5.3.2) которого устанавливает особые требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах. В силу норм Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров. Данная обязанность возлагается на перевозчика в целях защиты прав пассажиров, являющихся потребителями данных услуг. Правилами перевозок пассажиров и багажа установлены требования к оборудованию остановочных пунктов. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) допускает осуществление в полосе отвода автомобильной дороги прокладку, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатацию. Таким образом, по согласованию с владельцем автомобильной дороги лицом, на которое возложена обязанность по доведению информации о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа, данная информация может размещена на существующих остановочных пунктах в соответствии с требованиями ГОСТ 25869-90. Вывод о том, что изготовление и установка информационных дорожных знаков, относящихся к техническим средствам организации дорожного движения, строго регламентированный вид деятельности, который должен осуществляться на профессиональной основе, предполагающей наличие специального оборудования, материальной базы, является несостоятельным. У истца отсутствуют препятствия обратиться за изготовлением информационных табличек в соответствующие организации, занимающиеся данным видом деятельности.
Определением от 30.04.2015 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 26.05.2015.Определением от 26.05.2015 производство по делу N А44-9198/2014 приостановлено в порядке пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до вынесения судом первой инстанции дополнительного решения. Определением суда апелляционной инстанции от 11.06.2015 назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу N А44-9198/2014 на 23.07.2015.Определением от 23.07.2015 производство по делу возобновлено, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 25.08.2015.
В связи с отпусками судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В. на основании статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена их замена на судей Романову А.В. и Шадрину А.Н. соответственно, о чем имеется соответствующее определение, объявлено в судебном заседании, указано в протоколе судебного заседания. Рассмотрение жалобы начато сначала.
Общество в отзыве и дополнении к нему на апелляционную жалобу, дополнение и уточнение к жалобе, а также его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции (в Арбитражном суде Новгородской области) возразили против изложенных в них доводов и требований, просили решение суда и дополнительное решение в обжалуемой части оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Возражений против проверки судебного акта в пределах жалобы с учетом принятых судом дополнений и уточнений не заявили.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, дополнении и уточнении к ней, отзывов на жалобу и дополнений, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в обжалуемой части в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном (за исключением регулярных перевозок в границах поселений и между поселениями в границах муниципального района) и (или) межмуниципальном сообщении на основании договоров, заключенных с Департаментом.
Постановлением Управления от 24.07.2014 N 1288 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29.09.2014 по делу N А44-4778/2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014, суд отказал в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным и отмене постановления Управления от 24.07.2014 N 1288.
Решением Новгородского районного суда от 17.12.2014 по делу N 2-8326/2014 удовлетворен иск Управления, предъявленный в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, к Обществу о защите прав неопределенного круга потребителей. Суд признал противоправными бездействия Общества, выразившиеся в не доведении до сведений потребителей в остановочных пунктах Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы расписания движения автобусов, принадлежащих Обществу (в том числе маршрута N 186): наименования остановочного пункта, номера маршрута, наименования, адреса и контактных телефонов органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. Суд обязал Общество довести до сведения потребителей в остановочных пунктах Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы информацию о расписании отправления транспортного средства или временного графика отправления транспортного средства от остановочного пункта, наименования остановочного пункта, номера маршрута, наименования, адреса и контактных телефонов органа обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, а также в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через печатное средство массовой информации - газету "Новгородские ведомости".
Обратившись в арбитражный суд с настоящим иском, Общество указало, что согласно сообщению Учреждения автомобильная дорога Великий Новгород - Спас-Нередицы является участком автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения, является областной собственностью и находится в оперативном управлении Учреждения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения пункт 6 статьи 12 Закона N 257-ФЗ относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно уставу предметом деятельности Учреждения является осуществление в пределах определенной настоящим уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществления на них дорожной деятельности, а также содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Новгородской области.
Как правильно указал суд первой инстанции, создание остановочных пунктов является обязанностью владельца дороги.
Данный вывод также подтверждается судебными актами судов по делам N А44-4778/2014, N 2-8326/2014.
Суд установил, что Общество неоднократно обращалось в период с мая 2013 года по июнь 2014 года к главе Новгородского муниципального района и в Департамент с заявлениями об определении мест на остановочных пунктах для предоставления информации пассажирам.
Администрация Новгородского муниципального района сообщила, что на автомобильных дорогах общего пользования, являющихся собственностью Новгородского муниципального района, остановочные пункты отсутствуют. В поселения, образующие территорию Новгородского муниципального района, направлено письмо об оказании содействия Обществу в решении вопроса об определении на остановочных пунктах, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, мест для размещения информации для пассажиров. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе их содержание, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент сообщил об организации комиссионного обследования автобусных остановок с определением мест для предоставления информации пассажирам.
Как следует из искового заявления, сотрудники Общества производят расклейку и развеску информации для пассажиров на стенах автопавильонов и расположенных вблизи остановочных пунктов деревьях. Однако такой способ доведения до сведения пассажиров необходимой информации не является эффективным. На некоторых остановочных пунктах отсутствуют места размещения информации. Данные факты неоднократно фиксировались комиссией, включающей представителей Управления.
В соответствии с пунктом 5.3.3.1 Национального стандарта ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" остановочный пункт включает следующие элементы: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Национальный стандарт ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования" устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний.
В стандарте установлены группы дорожных знаков: предупреждающие; приоритета; запрещающие; предписывающие; особых предписаний; информационные; сервиса; дополнительной информации (таблички).
В соответствии с ГОСТ 25869-90 "Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие требования" на остановочных пунктах устанавливают информационно-указательные знаки, имеющие поле знака и информационное поле. На поле знака наносят условное изображение подвижного состава - автобуса, троллейбуса, трамвая, таксомотора (пункт 3.2).
Согласно пункту 3.3 на информационном поле указываются наименование остановочного пункта и номер маршрута. Вся остальная информация должна наноситься на информационную табличку, имеющую одинаковую ширину и цвет с информационным полем знака и устанавливаемую как непосредственно под знаком, так и рядом с ним - в месте, удобном для обозрения.
Информация должна содержать: номер маршрута, наименования начального и конечного пунктов следования, время начала и окончания работы, интервалы движения подвижного состава (пункт 3.4).
При интервале движения подвижного состава: не более 20 мин - указывают почасовой интервал движения в минутах, более 20 мин - составляют расписание движения в часах и минутах (пункт 3.5).
Информация на остановочных пунктах автобусов, троллейбусов междугородного и пригородного сообщений должна содержать наименование остановки, начального и конечного пунктов следования и время отправления.
Примеры расположения информации на остановочных пунктах приведены в приложении 3 к ГОСТ 25869-90 (пункт 3.6).
Информационно-указательные знаки остановочных пунктов должны изготавливаться по действующим ГОСТам и устанавливаться на специальных опорах на правой стороне дороги по ходу движения подвижного состава или на специальных островках безопасности так, чтобы обеспечивалась их оптимальная видимость (пункт 3.10).
Все детали и сборочные единицы знаков остановочных пунктов и информационных табличек должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Качество лакокрасочных покрытий должно соответствовать II классу по ГОСТ 9.032, для группы условий эксплуатации Ж - по ГОСТ 9.104 (пункт 3.11).
Размеры информационных надписей на знаках и табличках остановочных пунктов должны обеспечивать читаемость изображения информации с расстояния до 3 м (пункт 3.12)
Надписи и цифры на указателях маршрута следования наземного пассажирского транспорта, знаках остановочных пунктов следует выполнять по действующим ГОСТам (пункт 3.13).
Как правильно указал суд первой инстанции, изготовление и установка информационных дорожных знаков, относящихся к техническим средствам организации дорожного движения, строго регламентированный вид деятельности, который должен осуществляться на профессиональной основе, предполагающей наличие специального оборудования, материальной базы, а также предполагающий обобщение информации от всех перевозчиков, осуществляющих посадку и высадку пассажиров в конкретном остановочном пункте, поскольку согласно подпункту "д" пункта 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 14.02.2009 N 112, на информационном поле указателей размещается расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 13 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно исковому заявлению, прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах в дорожной деятельности на автомобильной дороге "Волотово-Шолохово-Сельцо" протяженностью 7+400 км, в Новгородский районный суд 10.02.2015 направлено исковое заявление о возложении на Учреждение обязанности в срок до 31.12.2015 оборудовать обустроенные остановочные пункты общественного пассажирского транспорта для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров на автомобильной дороге "Волотово-Шолохово-Сельцо" в деревне Волотово, деревне Шолохово, в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 "дороги автомобильные. Элементы обустройства. Общие требования".
Считая, что Учреждение обязано в срок до 31.12.2015 оборудовать обустроенные остановочные пункты Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы информационно-указательными знаками в соответствии с требованиями Национальных стандартов ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 25869-90, ГОСТ 9.032, совместно с Департаментом разместить на информационно-указательных знаках расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен пункты Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными в части, возложил на Учреждение обязанность оборудовать остановочные пункты Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы информационно-указательными знаками в соответствии с требованиями Национальных стандартов ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 25869-90, ГОСТ 9.032. Отказал в удовлетворении требования к Учреждению и Департаменту разместить на информационно-указательных знаках расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен пункты Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы.
С решением суда и дополнительным решение не согласилось Учреждение в части удовлетворения иска.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам апелляционной жалобы (с учетом уточнения и дополнения) в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона N 259-ФЗ в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров. Данная обязанность возлагается на перевозчика в целях защиты прав пассажиров, являющихся потребителями данных услуг. Правилами перевозок пассажиров и багажа установлены требования к оборудованию остановочных пунктов.
Государственный стандарт ГОСТ Р 52766 - 2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 определен перечень элементов остановочного пункта на автомобильной дороге. Одним из элементов являются технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения).
В соответствии со сводом правил СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85) к техническим средствам организации дорожного движения относится комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги. Информационное обеспечение пассажиров не относится к устройствам по обеспечению безопасности дорожного движения. Существующие остановочные пункты на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения обустроены дорожными знаками 5.16 "Место остановки автобуса".
Решением Новгородского районного суда от 17.12.2014 по делу N 2-8326/2014 на Общество возложена обязанность довести до сведения потребителей в остановочных пунктах Спас-Нередицы-Шолохово-Волотово информацию о расписании отправления транспортного средства или временного графика отправления транспортного средства от остановочного пункта, наименования остановочного пункта, номера маршрута, наименования, адреса и контактных телефонов органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок и багажа.
Суд первой инстанции установил, что автомобильная дорога Великий Новгород - Спас-Нередицы является участком автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения, находится в оперативном управлении Учреждения.
Согласно пункту 6 статьи 22 Закона N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Нормами статьи 22 Закона N 257-ФЗ установлено, что реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Согласно статье 7 Закона N 259-ФЗ требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.
В силу статьи 19 Закона N 259-ФЗ в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.
Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
Пунктом 14 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), предусмотрено, что остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
В пункте 15 Правил N 112 перечислена информация, подлежащая размещению на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций). К такой информации относится: условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа; наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
В соответствии с пунктом 1 Правила N 112 устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Законом N 259-ФЗ, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Как правомерно указал суд первой инстанции, создание остановочных пунктов является обязанностью владельца дороги. У перевозчика возникает обязанность по ознакомлению пассажиров с информацией, указанной в статье 19 Закона N 259-ФЗ о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Данные требования также предусмотрены статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статье 19 Закона N 259-ФЗ и пункту 15 Правил N 112. При этом создание остановочных пунктов предполагает также оборудование их элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
В силу пунктов 5.3.4, 5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 оборудование остановочных пунктов техническими средствами организации дорожного движения предполагает оборудование дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256, которые применяют по ГОСТ Р 52290.
Согласно пункту 5.6.23 ГОСТ Р 52289 знаки 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", 5.17 "Место остановки трамвая" и 5.18 "Место стоянки легковых такси" применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем или на самостоятельной опоре. Информацию о маршрутах указывают в соответствии с ГОСТ 25869.
Постановлением Госстандарта СССР от 12.03.1990 N 395 утвержден ГОСТ 25869-90 "Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования".
В силу пункта 3.1 ГОСТ 25869-90 информационное обеспечение остановочных пунктов должно содержать объем информации для пассажиров данного пункта.
На остановочных пунктах устанавливают информационно-указательные знаки по ГОСТ 10807, имеющие поле знака и информационное поле (пункт 3.2).
Согласно пункту 3.3 на информационном поле указывают наименование остановочного пункта и номер маршрута. Вся остальная информация должна наноситься на информационную табличку, имеющую одинаковую ширину и цвет с информационным полем знака и устанавливаемую как непосредственно под знаком, так и рядом с ним - в месте, удобном для обозрения.
Информация должна содержать: номер маршрута, наименования начального и конечного пунктов следования, время начала и окончания работы, интервалы движения подвижного состава (пункт 3.4). При интервале движения подвижного состава: не более 20 мин - указывают почасовой интервал движения в минутах, более 20 мин - составляют расписание движения в часах и минутах (пункт 3.5). Информация на остановочных пунктах автобусов, троллейбусов междугородного и пригородного сообщений должна содержать наименование остановки, начального и конечного пунктов следования и время отправления (пункт 3.6).
Информационно-указательные знаки остановочных пунктов должны изготовляться по ГОСТ 10807 и устанавливаться на специальных опорах на правой стороне дороги по ходу движения подвижного состава или на специальных островках безопасности так, чтобы обеспечивалась их оптимальная видимость (пункт 3.10).
Все детали и сборочные единицы знаков остановочных пунктов и информационных табличек должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Качество лакокрасочных покрытий должно соответствовать II классу по ГОСТ 9.032, для группы условий эксплуатации Ж - по ГОСТ 9.104 (пункт 3.11).
ГОСТ 10807 утратил силу в связи с принятием ГОСТ Р 52290-2004 "Знаки дорожные. Общие технические требования".
В соответствии с пунктом 3.10 ГОСТ Р 52290-2004 в нижней части знака 5.16 (остановка автобуса) допускается наносить дополнительную информацию о наименовании остановки, номере маршрута, режиме работы, протяженности посадочной площадки и т.д. При этом допускается смещать на 50 мм вверх белую квадратную вставку с символом.
Суд первой инстанции установил, что только в Спас-Нередицы имеется оборудованный павильоном остановочный пункт. В местах остановки в Шолохово и в Волотово такие остановочные пункты не оборудованы. В Шолохово проектом на реконструкцию автодороги предусмотрено создание остановочного пункта и оборудование его всеми необходимыми знаками, а по Волотово такой информации не имеется. При этом на указанных остановочных пунктах отсутствует информация о наименовании остановочного пункта, номере маршрута. Не размещена информация о движении автобусов перевозчиков, в том числе принадлежащих Обществу.
Как правильно указал суд первой инстанции, создание остановочных пунктов является обязанностью владельца дороги, а дорожные информационно-указательные знаки являются одним из элементов остановочного пункта.
Апелляционный суд также полагает, что обязанность по установлению информационно-указательных знаков закреплена за владельцем дороги.
В связи с этим в удовлетворении иска в части возложения на Учреждение обязанности оборудовать остановочные пункты Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы информационно-указательными знаками в соответствии с требованиями Национальных стандартов ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 25869-90, ГОСТ 9.032 у суда первой инстанции правовых оснований не имелось. Требования в этой части удовлетворены обоснованно.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что истец не доказал нарушение своих прав и законных интересов, правом на обращение в арбитражный суд он не обладает, не принимается во внимание.
Данный довод был предметом подробного исследования в суде первой инстанции, ему дана мотивированная оценка, оснований не согласится с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Из материалов дела видно, что Общество, является перевозчиком, обязано довести до сведения потребителей в остановочных пунктах Волотово, Шолохово и Спас-Нередицы расписание движения своих автобусов, а именно: наименования остановочного пункта, номера маршрута, наименования, адреса и контактных телефонов органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Вместе с тем, обязанность размещать на автомобильных дорогах информационно-указательные знаки, закреплена за владельцем автомобильной дороги.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, исполнение Учреждением предусмотренной законом обязанности оборудовать остановочные пункты информационно-указательными знаками обеспечит и исполнение Обществом обязанности по информированию пассажиров и приведет к восстановлению нарушенных законных интересов истца, а также даст возможность исполнить свои обязательства.
Оснований не согласиться с данными выводами у апелляционной инстанции не имеется.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на невозможность оборудования остановочных пунктов, поскольку это нарушит безопасность дорожного движения, и нецелесообразность, не принимаются во внимание.
Факт возможности и необходимости выполнения данных действий установлен судом как в рамках настоящего дела, так и дела N 2-8326/2014.
Кроме того, такая возможность усматривается в том, что Обществу, как перевозчику, ранее согласован и в настоящее время не отменен и не изменен маршрут движения с указанием обязательных остановок, который он обязан выполнять.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 марта 2015 года и дополнительное решение от 04 июня 2015 года по делу N А44-9198/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-9198/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2016 г. N Ф07-11302/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МПАТ-1"
Ответчик: ГОКУ "Новгородавтодор", Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области
Третье лицо: Администрация Волотовского сельского поселения, Администрация Савинского сельского поселения, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11302/16
04.10.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7657/16
01.09.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3597/15
25.08.2015 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-9198/14
23.07.2015 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-9198/14
25.03.2015 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-9198/14