1 сентября 2015 г. |
Дело N А83-1072/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 сентября 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Горошко Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарями судебного заседания Щербининым А.А., Лепехиной Е.Ю.,
при участии: представителя ООО "Укррыбсервис" - Запруты Жана Викторовича, доверенность от 20.03.2015 N б/н; представителя Государственного Совета Республики Крым - Лукашева Максима Игоревича, доверенность от 10.12.2014 N 28-50/199; представителя Совета министров Республики Крым - Ковтонюк Яны Николаевны, доверенность от 15.12.2014 N 01-01/3501; представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Хабибулиной Людмилы Александровны, доверенность от 31.12.2014 N62-Д;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 по делу N А83-1072/2015 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" (ул. Автопарковая, 7, г. Днепропетровск, Украина, 49000) к Государственному Совету Республики Крым (ул. Карла Маркса, 18, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), при участии заинтересованных лиц - Совета министров Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) о признании недействительными постановлений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" (ул. Автопарковая, 7, г. Днепропетровск, Украина, 49000) (далее - ООО "Укррыбсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному Совету Республики Крым (ул. Карла Маркса, 18, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) в котором, с учетом уточнения требований от 13.05.2015, просит признать недействительными: постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым N 496-1/15 от 27.02.2015 в части дополнения п.232 приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым"; постановление Государственного Совета Республики Крым N 496-1/15 от 27.02.2015 в части дополнения п.232 приложения.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 и принять новое решение, которым удовлетворить заявление Общества о признании постановлений недействительными в оспариваемой части. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что суд первой инстанции не дал оценку соответствию оспариваемых постановлений законодательным и иным нормативным правовым актам, регулирующим вопросы собственности, в том числе приобретения, прекращения и защиты права собственности. Между тем, Общество считает, что Государственный Совет Республики Крым не имеет полномочий устанавливать особенности регулирования вопросов приобретения и прекращения прав собственности, которые отнесены к ведению Российской Федерации и правовое регулирование которых осуществляется федеральными законами. Указывает, что выводы суда сделаны без учета положений статьи 35 Конституции Российской Федерации, статей 218, 235, 306 Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду изложенного, считает, что решение суда первой инстанции было принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества о признании постановлений недействительными в части.
Представитель Государственного Совета Республики Крым возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ были урегулированы гражданские правоотношения, в том числе имущественные. Указанным законом Республике Крым было предоставлено право принимать нормативные правовые акты, регулирующие имущественные правоотношения.
Представитель Совета министров Республики Крым также возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что Российская Федерация на переходный период предоставила Республике Крым право регулирования имущественных отношений на территории Республики. Доводы апеллянта о том, что принимая обжалуемые постановления Государственный Совет Республики Крым, якобы, вышел за рамки предоставленных ему полномочий и соответствующее нормативно-правовое регулирование было осуществлено без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, признан несостоятельным, поскольку, соответствующее согласование было предоставлено Государственным Советом Республики Крым в суде первой инстанции и имеется в материалах дела.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым также возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, однако отзыв на апелляционную жалобу суду не представила.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" на праве частной собственности принадлежало нежилое строение (склад - ген. грузов лит. "М", общей площадью 10804 кв.м.), расположенное в г. Керчь по ул. Свердлова, дом 49, что подтверждается договором купли-продажи от 10.12.2004, удостоверенным частным нотариусом Керченского городского нотариального округа Петуховой В.А., зарегистрированным в Реестре прав собственности на недвижимое имущество под N 5487 (том 1 л.д.25-31).
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 36-ФЗ.
Государственный Совет Республики Крым в пункте 1 Постановления N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - Постановление N 2085-6/14) установил, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 01 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2474-6/14 от 03.09.2014 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" внесены изменения в Постановление N 2085-6/14, пункт 1 Постановления N 2085-6/14 после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами: "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению". Таким образом, как собственность Республики Крым также стало учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению N 2085-6/14.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 27.02.2015 N 496-1/15 (далее - Постановление N 496-1/15) в Постановление N 2085-6/14 внесены изменения, в частности, Приложение к данному постановлению дополнено пунктом 232 следующего содержания: "232. Нежилое здание - склад ген. грузов лит. "М", расположенное по адресу: г. Керчь, ул. Свердлова, 49".
Данное обстоятельство послужило причиной обращения Общества в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании Постановления N 2085-6/14 в редакции Постановления N 496-1/15 в части дополнения п. 232 приложения к Постановлению N 2085-6/14 и Постановления N 496-1/15 в части дополнения п. 232 приложения к Постановлению N 2085-6/14 недействительными, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Апелляционная коллегия считает, что, рассматривая заявление по существу, суд первой инстанции правильно установил, что Государственный Совет Республики Крым при вынесении оспариваемых постановлений действовал в рамках своих полномочий и отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, в данной ситуации для признания судом оспариваемых постановлений незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает несоответствие оспариваемых постановлений закону или иному нормативному правовому акту, а также того, что данные постановления были вынесены Государственным Советом Республики Крым в отсутствие на то полномочий.
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закона N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), с последующим внесением в него изменений согласно Закону Республики Крым от 19.01.2015 N 72-ЗРК/2015 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", согласованному с Минэкономразвития России, что подтверждается письмом последнего от 24.11.2014 N 29032-ПК/Д234.
Так, в пункте 2 статьи 2 Закон N 38-ЗРК закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
При этом в пункте 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Таким образом, следует признать факт того, что при принятии оспариваемых постановлений Государственный Совет Республики Крым действовал в пределах предоставленных ему полномочий, а оспариваемые постановления вынесены в соответствии с Законом N 38-ЗРК и Законом N 6-ФКЗ. С учетом изложенных обстоятельств довод заявителя жалобы о несоответствии оспариваемых постановлений требованиям федерального законодательства суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Что касается вопроса нарушения прав заявителя на имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, то суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом N 54-ФЗ от 30.03.1998, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Полагая, что имущество выбыло из его владения помимо воли собственника, заявитель, по мнению суда, избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Фактически между Обществом и тем лицом, в чьем владении в настоящее время находится строение - склад - ген. грузов лит. "М", общей площадью 10804 кв.м., имеется спор о праве, который подлежит защите в рамках гражданско-правового спора, а не путем оспаривания ненормативно-правовых актов органа, осуществляющего публичные полномочия. Данный правовой подход соответствует разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При этом судом апелляционной инстанции учтено, что избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Следует также отметить, что заявитель не лишается возможности ссылаться на незаконность ненормативного правового акта органа вынесшего его в суде по гражданскому делу и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства. Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 июня 2015 года по делу N А83-1072/2015 оставить без изменений, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" из Федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот рублей 00 копеек) (квитанция Российского национального банка от 22.06.2015 N 215).
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1072/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 декабря 2015 г. N Ф10-4523/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Укррыбсервис"
Ответчик: Государственный Совет Республики Крым
Третье лицо: Запрута Жан Викторович, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совет Министров Республики Крым
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4523/15
24.08.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1371/15
18.05.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1072/15
28.12.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4523/15
01.09.2015 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1371/15
05.06.2015 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1072/15