Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф09-9803/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А07-14361/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Полиэдрон" и Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2015 года по делу N А07-14361/2014 (судья Ахметова Г.Ф.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Издательско-полиграфическая фирма "Гофр" - Галицков К.В. (паспорт, доверенность N 16/1 от 07.04.2015), Анисимов Н.П. (паспорт, доверенность N 30 от 25.05.2015);
закрытого акционерного общества "Полиэдрон" - Рахматуллин Р.Р. (паспорт, доверенность от 12.01.2015), Ярмухамедова З.Р. (паспорт, доверенность от 12.01.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Издательско-полиграфическая фирма "Гофр" (далее - заявитель, ООО "ИПФ "Гофр", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо-1, администрация, Администрация ГО г. Уфа), к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо-2, комитет) о признании незаконными предписаний N 9 от 31.01.2014 и N 2-ГСК от 01.04.2014, вынесенных Инспекцией государственного строительного надзора Республики Башкортостан (далее - инспекция) (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований - т. 3, л.д.12).
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Полиэдрон" (далее - ЗАО "Полиэдрон"), общество с ограниченной ответственностью "СтройСервис" (далее - ООО "СтройСервис"), открытое акционерное общество "Башнефтегеофизика" (далее - ОАО "Башнефтегеофизика"), Государственное автономное учреждение Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан (далее - ГАУ ГЭ РБ, учреждение).
Решением суда от 12 мая 2015 года (резолютивная часть объявлена 27 марта 2015 года) заявленные требования удовлетворены частично, а именно: предписание от 01.04.2014 N 2-ГСК об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности признано незаконным; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ЗАО "Полиэдрон" и комитет обжаловали его в апелляционном порядке - просят решение суда в части удовлетворенных требований отменить по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
ЗАО "Полиэдрон" считает, что требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не должны применяться к мероприятиям по контролю, осуществляющему комитетом в отношении органа местного самоуправления.
По мнению третьего лица, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и доводов заявителя, а также в решении суда не дана оценка его доводам.
ЗАО "Полиэдрон" полагает, что в данном случае имелись основания для проведения инспекцией внеплановой проверки.
Считает необоснованной ссылку суда на отсутствие приказа о проведении проверки, поскольку таковой имелся.
Комитет в своей жалобе указал, что требования Закона N 294-ФЗ не применяются к мероприятиям по контролю в отношении органов местного самоуправления - в данном случае применяется ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Административный регламент комитета от 15.04.2010 N 13-од "По исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности" (далее - Административный регламент), ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Поэтому комитет критически относится к выводу суда о том, что им не соблюден порядок, установленный Положением об инспекции, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.02.2013 N 60, Административным регламентом, Законом N 294-ФЗ.
До начала судебного заседания от ООО "ИПФ "Гофр" поступил отзыв на апелляционные жалобы, по мотивам которого просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Администрацией, ООО "СтройСервис", ОАО "Башнефтегеофизика", ГАУ ГЭ РБ отзывы на жалобы не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание заинтересованные лица, ООО "СтройСервис", ОАО "Башнефтегеофизика", ГАУ ГЭ РБ не явились. До начала судебного заседания от комитета поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения явившихся представителей, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованных лиц, ООО "СтройСервис", ОАО "Башнефтегеофизика", ГАУ ГЭ РБ.
В судебном заседании представители ЗАО "Полиэдрон" поддержали доводы апелляционных жалоб, а представители заявителя поддержали возражения, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой третьим лицом и комитетом части.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением ЗАО "Полиэдрон" инспекцией проведена документарная внеплановая проверка ООО "ИПФ "Гофр".
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 22 от 31.01.2014.
Заявителю выдано предписание N 9 от 31.01.2014.
Акт проверки и предписание N 9 от 31.01.2014 получены заместителем директора по строительству ООО "Стройсервис" Гуринчук С.А., действующим по доверенности от 25.10.2013 N 2, из которой следует, что ООО "Стройсервис" доверяет Гуринчук С.А. представлять организацию в инспекции.
Заявителем доверенность N 1 от 01.11.2013, согласно которой ООО "ИПФ "Гофр" доверяет ООО "Стройсервис" совершать от его имени при осуществлении строительства объекта недвижимости "Административное здание по ул. Шафиева в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" осуществлять строительство и ввод объекта в эксплуатацию с возложением на себя функции заказчика, технического надзора за ходом строительства и генерального подрядчика в соответствии СНиП 12-01-2004, в том числе, участвовать в проверках, проводимыми органами государственного надзора и строительного контроля и т.д., не отозвана и не признана не действительной.
Кроме того, инспекцией вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 01.04.2014 N 2-ГСК (т. 1, л.д. 139), в котором администрации предписано до 11.04.2014: "Отменить разрешение на строительство N RU03308000-913-П от 04.04.2013 на строительство объекта капитального строительства "Административное здание по ул. Шафиева в Октябрьском районе ГО г. Уфа РБ", выданное Администрацией ГО город Уфа РБ с нарушением п. 2 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ: проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка".
В предписании имеется ссылка на письма N ОГ/0237 от 11.02.2014 и N ОГ/0331 от 25.02.2014, направленные в адрес Администрации ГО г. Уфа РБ.
11 февраля 2014 года в адрес Администрации ГО г. Уфа инспекцией направлено письмо N ОГ/0237, в котором сообщалось о поступившем обращении генерального директора ЗАО "Полиэдрон" Хамидуллиной Н.Н. от 28.01.2014, содержащим информацию о нарушении градостроительных норм при строительстве жилого дома ООО "Стройсервис" по улице Шафиева в Октябрьском районе ГО г. Уфа РБ, а также испрашивались определенные документы.
Инспекцией по результатам проверки администрации акт проверки не составлен.
Письмом от 01.04.2014 N 01-05-849/11 администрация уведомила заявителя о прекращении действия разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Административное здание по ул. Шафиева в Октябрьском районе ГО г. Уфа РБ" N RU03308000-913-П от 04.04.2013 и о том, что не подлежит применению в связи с предписанием инспекции от 01.04.2014 N 2-ГСК об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Не согласившись с предписаниями, ООО "ИПФ "Гофр" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В части обжалуемого предписания N 2-ГСК от 01.04.2014 суд первой инстанции признал его недействительным, поскольку посчитал его вынесенным с грубым нарушением процедуры, установленной законом, и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке ст. 71, 198, 200, 201 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, постановления и (или) действий (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом N 294-ФЗ регламентированы правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 8.1 ГрК РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - РФ) осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за: 1) соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; 2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса; 3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.
В соответствии со ст. 6.1 ГрК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В силу Положения об Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.02.2013 N 60 (далее - Положение), инспекция является республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление на территории Республики Башкортостан переданных РФ органам государственной власти субъектов РФ полномочий по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Одной из основных задач инспекции является обеспечение сбалансированного и устойчивого развития территорий городов и иных поселений Республики Башкортостан посредством принятия мер, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам мероприятий по государственному контролю за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности (п. 2.4 Положения), в целях реализации которой инспекция в соответствии с п. 3.11 Положения выполняет функции по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за: соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями ГрК РФ; соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.
В разделе 4 Положения закреплены полномочия инспекции, согласно которым она имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке от иных республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовой формы сведения, материалы и документы, необходимые для реализации возложенных на нее задач; осуществлять проверки в случаях и порядке, предусмотренных ГрК РФ, Законом N 294-ФЗ; по результатам проверки составлять акт по установленной форме, а в случаях обнаружения фактов нарушений обязательных требований выдавать на основании акта проверки предписание об устранении выявленных нарушений.
В предписании должны быть указаны вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Задачи, функции и полномочия инспекции, определенные в Положении, корреспондируют требованиям к содержанию, срокам и последовательности действий (административных процедур) и порядку выполнения функции контроля за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности, установленные Административным регламентом.
В силу п. 6.1-6.4, 7.1-7.5, 11 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление обращений граждан или юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственной функции.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение органом местного самоуправления требований законодательства о градостроительной деятельности, выполнение предписаний Госстройнадзора РБ, проведение мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
При наличии вышеуказанного основания для организации исполнения государственной функции: определяется дата проведения инспекционной проверки (исходя из фактической занятости непосредственных исполнителей государственной функции, но не позднее десяти рабочих дней от даты наступления юридического факта); издается приказ начальника (заместителя начальника) о проведении инспекционной проверки, в котором должны быть указаны следующие данные: наименование органа государственного контроля; фамилии, имена, отчества, должности уполномоченного должностного лица или должностных лиц Госстройнадзора РБ, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование органа местного самоуправления, а также подведомственных ему организаций, чья деятельность подлежит проверке; цели, задачи, предмет проверки, срок ее проведения; даты начала и окончания проведения проверки;- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия; перечень документов, представление которых органом местного самоуправления необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Согласно с ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу с ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
На основании ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, в распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются, в том числе: цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
Согласно п. 11.1.4 Административного регламента о проведении проверки орган местного самоуправления уведомляется Инспекцией не менее чем за три рабочих дня до начала внеплановой проверки посредством направления копии приказа о проверке заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом высшему должностному лицу муниципального образования (главе муниципального образования).
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами отдела градостроительного контроля в первую очередь рассматриваются документы органа местного самоуправления, имеющиеся в распоряжении Госстройнадзора РБ, акты предыдущих проверок.
В силу п. 4.2.8 ст. 77 Закона N 131-ФЗ запрос органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации направляется руководителю органа местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления с учетом их полномочий. Непосредственное рассмотрение запроса осуществляется руководителем органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся содержащиеся в запросе вопросы.
В случае если эти сведения не позволяют оценить исполнение органом местного самоуправления требований, должностные лица отдела градостроительного контроля направляют в адрес подконтрольного органа мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа начальника либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В свою очередь орган местного самоуправления, получивший подобный запрос, должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения направить в инспекцию указанные в запросе документы в виде копий, заверенных надлежащим образом (печатью и подписью руководителя, иного должностного лица органа местного самоуправления).
Согласно п. 11.3.4 Административного регламента, в случае выявления при проведении проверки нарушений органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности должностным лицом отдела градостроительного контроля, проводившим проверку, составляется акт проверки, являющийся основанием для выдачи органу местного самоуправления предписания об устранении нарушений.
В предписании должны содержаться сведения о выявленных нарушениях законодательства о градостроительной деятельности (описание нарушений, ссылка на нормативный правовой акт и его статью (пункт), требования которой нарушены), а также определяться конкретные действия в целях устранения выявленных нарушений и срок их исполнения.
На основании ч. 1, 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля), ч. 4 ст. 16 настоящего закона (в части непредставления акта проверки).
Согласно ст. 20 Закона N 294-ФЗ указанные нарушения относятся к существенным нарушениям, влекущим исключение возможности принятия результатов проведенной проверки.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы по следующим основаниям.
Из дела следует, что основанием для проведения проверки явилось обращение генерального директора ЗАО "Полидрон".
Поэтому проверка инспекции носит характер внеплановой проверки (ч. 1 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Суд первой инстанции правомерно установил, что поводом для проведения проверки инспекции не послужило ни одно из оснований, перечисленных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных ст. 11, 12 вышеуказанного закона, не может превышать двадцать рабочих дней (п. 13 Закона N 294-ФЗ).
Однако исходя из даты и текста письма инспекции N ОГ/0331 от 25.02.2014 в адрес первого заместителя главы Администрации ГО г. Уфа РБ А.А. Филиппова и даты предписания от 01.04.2014 N 2-ГСК, срок проведения проверки явно нарушен.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно установил, что инспекцией приказ о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица - Администрации ГО г. Уфа РБ, в отношении которого проводятся соответствующие проверочные мероприятия, не издан.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно решил, что предписание от 01.04.2014 N 2-ГСК является недействительным, поскольку вынесено с грубым нарушением процедуры, установленной законом.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку администрация прекратила действие разрешения ООО "ИПФ "Гофр" на строительство объекта капитального строительства: "Административное здание по ул. Шафиева в Октябрьском районе ГО г. Уфа РБ" N RU03308000-913-П от 04.04.2013.
В соответствии с ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении перечисленных в них видов государственного контроля (надзора), где градостроительная деятельность (надзор) не указана.
При этом, согласно ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), в том числе государственный строительный надзор.
На основании п. 1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации. При осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.
В силу ч. 5 ст. 54 ГрК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:
1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:
а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;
б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с ч. 3 ст. 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с ч. 3 ст. 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в п. 1 настоящей части, является:
а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;
б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) выездная проверка по основанию, указанному в подп. "б" п. 2 настоящей части, может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ;
5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подп. "б" п. 2 настоящей части, не требуется;
6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.
Согласно ч. 6 ст. 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, доводы жалоб основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку в данном случае Закон N 294-ФЗ является действующим.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследованы все представленные сторонами документы и им дана надлежащая правовая оценка - правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции в обжалуемой части у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы ЗАО "Полиэдрон" и комитета удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2015 года по делу N А07-14361/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Полиэдрон" и Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14361/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф09-9803/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Издательско-полиграфическая фирма "Гофр"
Ответчик: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ и СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ГАУ "Управление государственной экспертизы РБ", ЗАО "Полиэдрон", ОАО "Башнефтегеофизика", ООО "СТРОЙСЕРВИС", ООО НПФ ГОФР, Инспекция государственного строительного надзора Республики Башкортостан