г. Томск |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А02-214/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шатохиной Е.Г.,
судей: Афанасьевой Е.В., Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: без участия (извещен);
от третьих лиц: ЗАО "Проектсервис" - Востягин В.А. по доверенности от 16.03.2015 (сроком на 1 год), паспорт; от иных лиц - без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Люкс" (рег. N 07АП-7110/2015) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 01 июня 2015 года (судья Амургушев С.В.) по делу N А02-214/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Центр Люкс" (ОГРН 1020400746409, ИНН 0411096933)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации муниципального образования "Майминский район" (ОГРН 1030400665393; 1030400667769, ИНН 0408006714; 0408008253), Муниципального унитарного предприятия "АППИК", закрытого акционерного общества "Проектсервис" (ОГРН 1070411001650; ИНН 0411130912)
об обязании восстановить положение, существовавшее до нарушения права ООО "Центр Люкс", путем восстановления земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63 на кадастровом учете в ранее установленных границах и обязании ответчика восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 04:01:030403:69 в границах, существовавших до проведения кадастровых работ по уточнению сведений, внесенных в соответствии с заявлением от 02.12.2014 года N 04-0-1-25/3001/2014-3479,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр Люкс" (далее - ООО "Центр-Люкс", истец) обратилось 02.02.2015 в Арбитражный суд Республики Алтай к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Алтай, ответчик) с иском об обязании ответчика снять земельный участок с кадастровым номером: 04:01:030403:69 с кадастрового учета в связи с нарушением при проведении кадастровых работ.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил обязать ответчика восстановить положение, существовавшее до нарушения права истца, путем восстановления земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63 на кадастровом учете в ранее установленных границах и обязать ответчика восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 04:01:030403:69 в границах, существовавших до проведения кадастровых работ по уточнению сведений, внесенных в соответствии с заявлением от 02.12.2014 года N 04-0-1-25/3001/2014-3479.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального образования "Майминский район", Муниципальное унитарное предприятие "АППИК", закрытое акционерное общество "Проектсервис".
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 01.06.2015 (резолютивная часть объявлена 25.05.2015) в удовлетворении иска отказано.
ООО "Центр-Люкс" не согласилось с решением Арбитражного суда Республики Алтай от 01.06.2015, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие межевого плана от 01.12.2014, подготовленного МУП "АППИК" нормам действующего законодательства, а решения органа кадастрового учета по постановке на учет земельного участка - незаконным. Заявитель указывает, что при производстве работ были допущены нарушения при согласовании местоположения границы земельного участка, на недоказанность кадастровой ошибки при постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63. Заявитель полагает, что проведение кадастровых работ, отсутствие согласования местоположения границ земельного участка привели к нарушению прав и законных интересов истца как законного пользователя земельного участка, так как при проведении кадастровых работ у него была изъята часть земельного участка, переданного ему по договору аренды земельного участка. При этом, истец до настоящего времени оплачивает арендную плату по ставке и в соответствии с площадью земельного участка, указанной в договоре аренды.
Кроме того, заявитель полагает несостоятельным вывод суда первой инстанции о наличии между ООО "Центр-Люкс" и ЗАО "Проектсервис" кадастрового спора в отношении границ в виду отсутствия смежных границ.
ЗАО "Проектсервис" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 01.06.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Стороны, Администрация муниципального образования "Майминский район", МУП "АППИК", извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Ответчик, третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе ООО "Центр-Люкс" рассматривается в отсутствие участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ЗАО "Проектсервис", возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Алтай от 01.06.2015, арбитражный суд апелляционной инстанции установил.
09.12.2009 между Администрацией МО "Майминский район" (арендодателем) и ООО "Центр Люкс" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 357, по условиям которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 49 лет земельные участки, в том числе, земельный участок площадью 67000 кв.м. с кадастровым номером 04:01:030403:63, расположенные с правой стороны р. Сайдыс, в районе проселочной дороги, ур. Бакала, Майминский район, Республика Алтай, разрешенное использование; для организации рыбоводческого хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Данный земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка от 09.12.2009.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай 26.01.2010.
16.06.2010 между Администрацией МО "Майминский район" (арендодателем) и ЗАО "Проектсервис" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 273, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком до 01.03.2023 земельный участок общей площадью 4 га с кадастровым номером 04:01:030403:0058, расположенный: Республика Алтай, Майминский район, урочище Бакала, разрешенное использование: под карьер, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного назначения (пункт 1.1 договора в редакции соглашения от 26.02.2015).
Участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи земельного участка от 16.06.2010.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай 06.02.2012.
При выноске в натуру границ земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63 было установлено, что дорога, обеспечивающая доступ к земельному участку с кадастровым номером 04:01:030403:0058, проходит по земельному участку с кадастровым номером 04:01:03043:63.
На заявление ЗАО "Проектсервис" о разрешении вопроса проезда к карьеру и установлении обременения земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63 в виде публичного сервитута Администрация МО "Майминский район" сообщило о необходимости обращения к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана, и выявления кадастровой ошибки при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63. Кадастровая ошибка (включение дороги, ведущей к карьеру и производственной базе в границы участка) подлежит исправлению либо как изменение сведений об объекте недвижимости, либо в порядке информационного взаимодействия, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (письмо от 07.07.2014 исх. N 3514).
Впоследствии ЗАО "Проектсервис" был получен межевой план, выполненный МУП "АППИК", в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:69, расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, ур. Бидюля и исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63, расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, ур. Бакала с правой стороны р. Сайдыс.
18.12.2014 Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии на основании представленных документов, в том числе межевого плана, было принято решение N 00/14-32454 об изменении уникальных характеристик в государственном кадастре недвижимости в части местоположения границы и площади объекта недвижимости с кадастровым номером 04:01:030403:69, расположенного: Республика Алтай, Майминский район, ур. Бакала.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, ООО "Центр-Люкс" указало.
ЗАО "Проектсервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к УФРС по Республике Алтай и ООО "Центр-Люкс" с иском об установлении границ дороги, ведущей к карьеру и производственной базе, находящемся на земельном участке с кадастровым номером 04:01:030403:58, признании кадастровой ошибки в государственном реестре недвижимости в части описания границ при определении уникальных характеристик земельного участка и определении координат характерных точек границ в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63, обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Алтай исправит кадастровую ошибку.
В ходе судебного заседания по указанному делу ЗАО "Проектсервис" представило в суд копию кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:69, площадью 7000 кв.м.
Основанием постановки земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:69 площадью 7000 кв.м. явилось проведение кадастровых работ, отраженных в межевом плане от 01.12.2014, подготовленном МУП "АППИК".
Полагая указанный межевой план не соответствующим установленным для производства кадастровых работ нормам действующего законодательства, а проведение кадастровых работ, отсутствие согласования местоположения границ земельного участка нарушающими права и законные интересы истца как законного пользователя, ООО "Центр-Люкс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции по существу принят правильный судебный акт, при этом исходит из следующего.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен правовой принцип судебной защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 указанной статьи защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.
Действующее законодательство не ограничивает граждан и юридических лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых способов.
В силу части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
По смыслу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации правом на судебную защиту обладают лица, чьи права и законные интересы нарушены.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
На основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровой ошибкой в государственном кадастре недвижимости признается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации, соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке; суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
На основании части 2 статьи 36 Федерального закона N 221-ФЗ в результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости.
Таким образом, площадь земельного участка, как одна из его уникальных характеристик, может изменяться в результате выполнения кадастровых работ по исправлению кадастровой ошибки.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 04:01:030403:63 и 04:01:030403:69 являются смежными.
На основании договора подряда N 3514 от 10.11.2014 кадастровым инженером проведено полевое обследование границы земельного участка по адресу: Республика Алтай, Майминский район, район ур. Бидюля с кадастровым номером 04:01:030403:69 площадью 7000 кв.м., в ходе которого было выявлено несоответствие фактических границ с границами ГКУ, внесенных 17.03.2008 ООО "Геокад+", при нанесении полевых измерений на карту с границами кадастрового учета смежного земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63, а также было выявлено, что уточняемый участок состоит из двух контуров.
Кадастровым инженером было предложено устранить кадастровую ошибку земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63, так как земельный участок с кадастровым номером 04:01:030403:69 был внесен в ГКН 03.10.2006, как существующий объект, доступ к земельному участку с кадастровым номером 04:01:030403:59.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подготовлен межевой план с материалами по исправлению кадастровой ошибки в местоположении границы и характерных точек ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно материалам дела, с заявлением об учете государственном кадастре недвижимости изменений об объекте недвижимости от 02.12.2014 обращалось муниципальное образование "Майминский район", которая является надлежащим субъектом для подачи в орган кадастрового учета соответствующего заявления.
В рассматриваемом случае кадастровая ошибка исправлена в административном порядке, что, в свою очередь, не противоречит положениям статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Довод жалобы об отсутствии согласования границ земельного участка с ООО "Центр-Люкс" судом апелляционной инстанции проверен и отклонен как противоречащий материалам дела.
Частью 8 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность опубликования извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 3 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Таким образом, установление на местности границ земельного участка осуществляется при проведении работ по межеванию, результаты которых подлежат обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В материалы дела представлена копия страницы газеты "Сельчанка" от 28.11.2014 N 48 (54), содержащая публикацию о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:69.
Указанная публикация осуществлена с соблюдением срока установленного частью 10 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и содержит всю необходимую информацию, наличие которой предусмотрено частью 9 названной нормы.
Учитывая, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:69 было опубликовано в установленном законом порядке, следовательно, заинтересованные лица, в том числе ООО "Центр-Люкс" были надлежащим образом извещены о проведении согласования местоположения границ вышеуказанного земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В силу пункта 3 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заинтересованные лица, в том числе, арендатор смежного земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:63, извещены надлежащим образом о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 04:01:030403:69, но в установленный срок не выразили свое согласие и не предоставили возражения.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что ООО "Центр-Люкс" не доказало обоснованность доводов об отсутствии кадастровой ошибки, о нарушении МУП "АППИК" порядка проведения кадастровых работ по исправлению кадастровых ошибок и согласования границ земельных участков.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что законность решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по республике Алтай от 18.12.2014 по делу N 00/14-32454 в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспорена.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Алтай от 01.06.2015, а равно для принятия доводов апелляционной жалобы.
По правилам частей 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на подателя - ООО "Центр-Люкс".
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 01 июня 2015 года по делу N А02-214/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-214/2015
Истец: ООО "Центр Люкс"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Майминский район", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: МУП "АРХИТЕКТУРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПИК", ЗАО "ПРОЕКТСЕРВИС"