г. Томск |
|
4 сентября 2015 г. |
Дело N А45-24424/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Афанасьевой Е.В., Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Тимофеева В.В. (рег. N 07АП-6799/15 (7)) на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 7.07.2015 г. (судья Гофман Н.В.) по делу N А45-24424/2014 о несостоятельности (банкротстве) ООО "Мета-Про",
(заявление Тимофеева В.В. о включении требования в размере 797 194,01 руб. в реестр требований кредиторов должника),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.02.2015 г. ликвидируемый должник - общество с ограниченной ответственностью "Мета-Про", признан банкротом, конкурсным управляющим утвержден Горский Илья Владимирович.
Указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 31 от 21.02.2015 года.
06.04.2015 в Арбитражный суд Новосибирской области поступило заявление Тимофеева Владислава Валентиновича о включении требования в размере 797 194 рублей 01 копейки в реестр требований кредиторов коммандитного товарищества "МЕТАПРИБОР и Компания".
В судебном заседании, состоявшемся 02.06.2015, заявителем представлены письменные уточнения в части указания правильного наименования должника. Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, Тимофеев В.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции сделан не верный вывод о том, что требование заявителя по отношению к основному должнику не является денежным обязательством. Апеллянт считает, что обязательства товарищества возникли 26.07.2010 в момент вынесения постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда об оставлении решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-28895/2009 в законную силу, то есть до выхода должника из состава товарищей товарищества.
До дня судебного заседания от конкурсного управляющего должника Горских И.В., в котором он просил оставить оспариваемое определение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили. Согласно частям 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, о размере и об очередности удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам или об уплате обязательных платежей, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 10 статьи 16 Закона о банкротстве).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления.
Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в
реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты направления внешним управляющим кредиторам уведомлений о получении требований кредитора (пункт 3 статьи 100 настоящего Федерального закона).
При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов и доказательства уведомления других кредиторов о предъявлении таких требований. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований (пункт 4 статьи 100 этого же Федерального закона).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Требование кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
С учетом специфики дел о банкротстве, при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Целью проверки судом обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Как следует из материалов дела, ООО "Мета-про" являлось участником Коммандитного товарищества "МЕТАПРИБОР и Компания", что подтверждается протоколом N 1 от 29.03.2005, протоколом от 19.01.2006 о смене наименования ООО Управляющая компания "Мета-Строй" на ООО "Мета-про", протоколом N 5 от 21.01.2013 о выведении ООО "Мета-Про" из состава полных товарищей Коммандитного товарищества "МЕТАПРИБОР и компания".
Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 14.08.2009 установлено, что задолженность КТ "МЕТАПРИБОР и Компания" перед заявителем возникла из неисполнения должником обязательства по возврату суммы вклада в связи с расторжением договора вклада N 261-Н от 24.04.2007. Указанным судебным актом договор вклада N 261-Н от 24.04.2007 признан расторгнутым. С Коммандитного товарищества "МЕТАПРИБОР и Компания" в пользу Тимофеева Владислава Валентиновича взыскан долг по возврату инвестиционного вклада в размере 741 000 рублей и расходы по уплате госпошлины в размере 7 705 рублей.
В силу статьи 82 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом на вере (коммандитным товариществом) признаётся товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 85 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность вкладчика товарищества на вере внести вклад в складочный капитал.
Из подпункта 3 пункта 2 статьи 85 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает право вкладчика по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором.
Как следует из установленных судом общей юрисдикции обстоятельств, обязательства должника возникли из участия заявителя в создании, участии и выходе из товарищества на вере.
Суд апелляционной инстанции считает, что по своей правовой природе требование заявителя, вытекающее из участия в товариществе, не может быть отнесено к денежным обязательствам, указанным в пункте 2 статьи 4 Закона о банкротстве.
Так, для определения наличия признаков банкротства должника в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о банкротстве учитываются:
размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учётом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
размер обязательных платежей без учёта установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Таким образом, Закон о банкротстве устанавливает различные правовые режимы для денежных обязательств, имеющих значение для определения наличия признаков банкротства должника, и денежных обязательств, не учитываемых для определения наличия признаков банкротства должника.
Согласно абзацу четвёртому статьи 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определённую денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.
Обращение заявителя к участнику товарищества с требованием о солидарной ответственности в соответствии со статьей 75 Гражданского кодекса Российской Федерации, не влечет изменения правовой природы данного обязательства.
В этой связи требование заявителя к должнику основано на особой гражданско-правовой сделке (корпоративной) и представляет собой требование бывшего участника товарищества о выплате своего вклада в связи с выходом из КТ "МЕТАПРИБОР и Компания".
В силу положений статьи 2 Закона о банкротстве учредители (участники, в том числе и бывшие) юридического лица (должника) по правоотношениям, связанным с таким участием, не могут являться его конкурсными кредиторами в деле о банкротстве.
Согласно пункту 2 статьи 86 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов. Оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.
При этом указанная норма права не разделяет требование коммандитиста в зависимости от того, является ли он действующим либо бывшим вкладчиком товарищества на вере и не соотносит данное требование с требованием бывшего участника товарищества о выплате своего вклада в связи с выходом из товарищества.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, проверив обоснованность требования и наличие оснований для его включения в реестр требований кредиторов должника, пришел к правильному выводу об отсутствии достаточных оснований для включения требования Тимофеева В.В. в реестр требований кредиторов.
Апелляционная инстанция считает указанные выводы суда первой инстанции соответствующими действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о пропуске заявителем срока исковой давности на основании ст.ст.196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку о нарушении своих прав Тимофееву В.В. стало известно не позднее 14.08.2009 (дата принятия судебного акта о признании договора вклада расторгнутым).
В соответствии с пунктом 2 статьи 75 Гражданского кодекса Российской Федерации участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
Материалами дела установлено, что ООО "Мета-Про" вышло из состава участников КТ "МЕТАПРИБОР и Компания" 21.01.2013 г., что подтверждается протоколом N 5.
Тимофеев В.В. обратился с настоящим заявление в суд 6.04.2015 г.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях ООО "Мета-Про" и конкурсного управляющего признаков злоупотребления правом апелляционным судом отклоняются за необоснованностью.
Поскольку Тимофеевым В.В. к ООО "Мета-Про" требования в исковом порядке не предъявлялись, должник наличие долга не признавал, положения статей 202, 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает законный и обоснованный вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения заявленного требования в реестр требований кредиторов должника.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Тимофеева В.В.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Новосибирской области от "7" июля 2015 г. по делу N А45-24424/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Логачев К.Д. |
судьи |
Афанасьева Е.В. Фролова Н.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24424/2014
Должник: ООО "МЕТА-ПРО"
Кредитор: ООО "МЕТА-ПРО"
Третье лицо: Беланова Нина Викторовна, Белова Нина Викторовна, Главное Управление Федеральной службы судебных приставов, Горский Илья Владимирович, ИФНС по Октябрьскому району, Киселев Борис Васильевич, Кияшко Марина Олеговна, Малыгин Сергей Андреевич, НП "Ведущих арбитражных управляющих "Достояние", Тимофеев Владислав Валентинович, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, УФНС по НСО
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2015 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-24424/14
29.09.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6799/15
28.09.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6799/15
25.09.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6799/15
24.09.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6799/15
04.09.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6799/15
10.02.2015 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-24424/14