Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2016 г. N Ф07-2038/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
07 сентября 2015 г. |
Дело N А13-14804/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Журавлева А.В. и Шумиловой Л.Ф.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Смирновой Е.В.,
при участии от Правительства Гаркиновой Ю.В. по доверенности от 03.09.2015, от ФНС России Морщининой Н.В. по доверенности от 22.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Вологодской области на определение Арбитражного суда Вологодской области от 23.06.2015 по делу N А13-14804/2012 (судья Панина И.Ю.),
установил:
Правительство Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2; ОГРН 1023500884395; ИНН 3525115247; далее - Правительство) обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Вологодской области от 23.06.2015 об отказе Правительству в признании требования в размере 349 632 671 руб. 22 коп. обоснованным и подлежащим удовлетворению за счёт имущества открытого акционерного общества "Вологодский комбинат хлебопродуктов" (место нахождения: 160012, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 19; ОГРН 1023500891314; ИНН 3525002331; далее - Общество, Должник), оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов Должника.
В её обоснование ссылается на незаконность и необоснованность определения суда, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит его отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объёме. Считает, что поскольку требования основаны на положениях бюджетного законодательства в связи с неисполнением выданной государственной гарантии, то Правительство как поручитель, уплативший кредитору за Должника задолженность, имеет право на предъявление регрессного требования к Обществу, которое удовлетворяется в порядке пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Полагает, что данные требования не являются реестровыми.
В судебном заседании апелляционной коллегии представитель Правительства поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Уполномоченный орган) с доводами жалобы не согласился.
Другие лица, участвующие в данном обособленном споре, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Вологодской области от 23.01.2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнторгАгро" возбуждено производство о признании Общества банкротом.
Определением суда от 16.04.2013 введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждён Метёлкин Александр Юрьевич.
Определением суда от 12.07.2013 по настоящему делу требование открытого акционерного общества "Сбербанк России" (далее - Банк) в размере 309 686 325 руб. 97 коп. включено в третью очередь реестра требований кредиторов Общества.
Решением суда от 30.12.2013 Должник признан банкротом, в отношении его открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего Должника возложено на Метёлкина А.Ю.
Банк 20.01.2014 обратился в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве и просил произвести замену в реестре требований кредиторов Должника - заменить Банк с размером требования 309 304 994 руб. 49 коп. на его правопреемника - субъект Российской Федерации - Вологодская область в лице Правительства в связи с уплатой последним денежных средств Банку за Должника по договорам о предоставлении государственной областной гарантии от 13.07.2011 N 5 и от 27.07.2011 N 95.
Определением суда от 17.02.2014 конкурсным управляющим Должника утверждён Свиридов Сергей Евгеньевич.
Определением суда от 11.03.2014 по настоящему делу Банк с суммой долга в размере 309 304 994 руб. 49 коп., в том числе 303 013 025 руб. основного долга, 6 291 969 руб. 49 коп. процентов, заменен на Правительство.
Правительство 05.03.2015 обратилось в суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании обоснованными требований и удовлетворения их за счёт имущества Должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр требований Общества, в размере 81 654 520 руб. 56 коп., уплаченных в пользу Банка по государственной областной гарантии от 13.07.2011 N 5, 2 565 406 руб. 07 коп. процентов за отвлечение средств областного бюджета, 2 923 288 руб. 21 коп. пеней за просрочку возврата средств в областной бюджет и процентов за их пользование; 227 650 473 руб. 93 коп., уплаченных Правительством в пользу Банка по государственной областной гарантии от 27.07.2011 N 95, 7 152 278 руб. 93 коп. процентов за отвлечение средств областного бюджета, 8 150 044 руб. 14 коп. пеней за просрочку возврата средств в областной бюджет и процентов за их использование.
Рассмотрев заявление Правительства, суд первой инстанции признал требования необоснованными.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
В силу части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Абзацем первым пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве установлено, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Иное установлено в абзаце третьем пункта 1 указанной статьи, из которого следует, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должника и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Согласно статье 100 упомянутого Закона требование кредитора подлежит включению в реестр требований кредиторов должника на основании определения арбитражного суда. Рассматривая заявление кредитора, суд проверяет как обоснованность предъявленных им требований, так и наличие оснований для включения их в реестр требований кредиторов должника.
На основании пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны и предъявившим требование кредитором с другой стороны. Установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве установлено, что реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 упомянутого Закона требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счёт оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 93 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве", реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.
Поскольку сообщение о признании Общества несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении его процедуры конкурсного производства опубликовано 18.01.2014 в газете "Коммерсантъ", а с настоящим заявлением Правительство обратилось в суд 05.03.2015, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что заявителем пропущен установленный срок предъявления требований к Должнику.
Более того, как следует из материалов дела, Правительство является правопреемником Банка, требования которого включены в третью очередь реестра требований кредиторов Должника по состоянию на дату введения процедуры наблюдения, следовательно заявление Правительства фактически о повторном включении тех же самых требований влечёт неосновательное обогащение Правительства за счёт Должника.
Исходя из норм Закона о банкротстве требования кредиторов, признанные обоснованными и включенные в реестр требований кредиторов должника при проведении процедуры наблюдения, не подлежат повторному предъявлению при проведении иных процедур банкротства в отношении этого должника.
Кроме того, как правомерно указано в обжалуемом судебном акте, в рассматриваемом случае своё право на предъявление к Должнику требования реализовано Банком в ходе процедуры наблюдения.
Выводы суда в этой части не противоречат правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 постановления от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве", согласно которой в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения. Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.
Кроме того, Закон о банкротстве не предусматривает права в период после введения процедуры наблюдения и тем более с даты открытия конкурсного производства начислять пени на сумму требования и дополнительно включать их в реестр требований кредиторов.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленного требования.
Довод апеллянта о приоритете норм бюджетного законодательства в рассматриваемом случае отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку согласно пункту 3 статьи 232 Закона о банкротстве впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с названным Законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о банкротстве.
Таким образом, в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота центральным нормативным правовым актом является Закон о банкротстве и при проведении процедуры банкротства названный Закон имеет преимущество перед иными законодательными актами.
Нормы Закона о банкротстве как нормы специальные имеют приоритет над общегражданскими нормами, и при выборе одной из двух коллизионных норм, содержащихся в законах одного уровня, применяется норма специального закона и норма закона, принятого позднее.
Поэтому при разрешении настоящего спора следует руководствоваться законодательством о несостоятельности как специальным, а не нормами бюджетного законодательства, не подлежащего применению в данном случае.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, так как судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 23.06.2015 по делу N А13-14804/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий |
О.Г. Писарева |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14804/2012
Должник: ОАО "Вологодский комбинат хлебопродуктов"
Кредитор: ООО "ИнторгАгро", ООО "Новопэк" для Рунова И. В.
Третье лицо: Вологодский городской суд, ЗАО "Мономах", ЗАО "Новосибирский мелькомбинат N1", ЗАО "Пятигорская птицефабрика", ЗАО "Череповецкий бройлей" в лице к/у Бурылева М. Ю., ЗАО "Шадринский комбинат хлебопродуктов", к/у ЗАО "Шекснинский комбинат хлебопродуктов" Решухин Константин Юрьевич, Межрайонная Инспекция ФНС России N11 по Вологодской области, Метелкин А. Ю., НП "Сибирская гильдия антикризисных управляющих", НП "СРО "Дело", НП МСК СРО ПАУ "Содружество", ОАО "Агропромышленная компания "ОГО", ОАО "Лебяжьвский агроэлеватор", ОАО "Овчинниковский элеватор", ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" в лице Курганского регионального филиала, ООО "Акватория", ООО "Зерноресурс", ООО "ИП", ООО "Капитал Инвест", ООО "Русско-Высоцкая птицефабрика", ООО "Фреш", представитель работников Морозов Александр Павлович, Управление федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, Администрация города Вологды Департамент имущественных отношений, Вологодская область в лице Правительства Вологодской области, Вологодское отделение Сбербанка 8638, ГИБДД по Вологодской области, ГИБДД по Тамбовской области, Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли ВО, Дягтярева Т. Г., ЗАО "Поморская Региональная Группа", ЗАО "Строн", ЗАО "Череповецкий бройлер" к/у Брылев Михаил Юрьевич, ЗАО "Шекснинский комбинат хлебопродуктов", ЗАО НПО "Техкранэнерго", Инспекция Гостехнадзора по Вологодской области, К/у ООО "Северлесторг" Кируша А. В., к/у Свиридов С. Е., Макаров Сергей Васильевич, Макарова Марина Германовна, НП "Межрегиональная СРО профессиональных арбитражных управляющих", НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий", НП "Сибирская гильдия антикризисных управляющихъ", ОАО "Агоропромышленная компания "ОГО", ОАО "Вологодский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Новотитаровское хлебоприемное предприятие", ОАО "Пугачевский элеватор", ОАО АПК "ОГО" К/УПоволоцкий А. Ю., ООО "Агро Маркет", ООО "ВК Агротрейд", ООО "Вологодский центр птицеводства", ООО "ИнвестАгро", ООО "Инновационный центр исследований энергетики", ООО "Кормовой", ООО "Новопэк", ООО "Торговая компания "Русь матушка", ООО "Трион", ООО "Яр-АгроРесурс", ООО "Ярославльзернопродукт", ООО Кволити, ООО Солнечные продукты, ООО ТД "Агроком", Предприниматель Калин К. Н., Прокуратура города Вологды, Свиридов Сергей Евгеньевич, Управление Росреестра по Вологодской области "", Управление ФНС по Вологодской области, ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел РФ по Вологодской области", Фонд социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14733/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14733/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14575/19
24.09.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6657/19
28.08.2019 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6573/19
19.11.2018 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-14804/12
25.09.2018 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-14804/12
05.12.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13750/17
13.09.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5184/17
23.11.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8276/16
20.01.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2038/15
07.09.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2022/15
23.07.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4635/14
30.12.2013 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-14804/12