город Воронеж |
|
8 сентября 2015 г. |
Дело N А14-2883/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 сентября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синицыной Е.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Батюшка": Сидорова А.В., представителя по доверенности от 22.06.2015;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Батюшка" (ОГРН 1023601532052, ИНН 3666015950) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.07.2015 по делу N А14-2883/2015 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Батюшка" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158) о признании недействительным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 03-15/453-3 от 12.02.2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Батюшка" (далее - заявитель, ООО "Батюшка", Общество, ОГРН 1023601532052, ИНН 3666015950) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - административный орган, МРУ Росалкогольрегулирование по ЦФО) о признании недействительным и отмене постановления N 03-15/453-3 от 12.02.2015 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 13.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Батюшка" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что решение суда незаконно и необоснованно. Возможность сверить собственные задекларированные данные с данными по декларациям поставщиков на тот момент на сайте Росалкогольрегулирования отсутствовала, в связи с чем, установить наличие каких-либо расхождений возможности не было. 04.02.2015 была направлена корректирующая декларация. Следовательно, Общество приняло все меры, направленные на устранение допущенной ошибки, умысла и пренебрежения к своим обязанностям в действиях заявителя не было. Следовательно, имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. Основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом. Общество имело возможность до 01.10.2014 устранить допущенные ошибки, направив надлежащим образом сформированные декларации.
В судебное заседание Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Батюшка" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии серии и N 36 МЕ 003677, регистрационный номер 36РПА0000227, сроком действия с 11.05.2011 по 10.05.2016.
По результатам анализа деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, представленных Обществом за 2 квартал 2014 года (по форме Приложения N 12 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815), сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО установлен факт искажения информации и нарушения порядка при декларировании производства, оборота и (или) использования производственных мощностей в части несоответствия данных, отраженных в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме приложения N12 к Правилам, данным первичных документов, а именно: сведения об объемах закупок алкогольной продукции, отраженные ООО "Батюшка" в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (Приложение N 12), не соответствуют данным, отраженным в декларации контрагентом Общества - ООО "АЛАР" - не отражена закупка пива и пивных напитков по ТТН NВ00028786 от 28.05.2014 в общей объеме 24,58 дал.
Искажение составило 24,58 дал.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения административным органом определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01.12.2014 N 03- 14/2280-1.
В ходе проведения административного расследования были истребованы копии надлежаще заверенных первичных учетных документов, подтверждающих поставку (закупку) алкогольной продукции, а также пояснения по факту искажения данных деклараций за 2 квартал 2014 года и иные документы, подтверждающие достоверность данных деклараций.
Анализ представленных документов подтвердил, что во 2 квартале 2014 года согласно договору поставки от 04.01.2012 N В-451/12 ООО "АЛАР" осуществляло поставку алкогольной продукции в адрес ООО "Батюшка" по N В00028786 от 28.05.2014 в общем 24,58 дал.
Однако, в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно Приложению N 12, представленной Обществом, данная закупка алкогольной продукции в общем объеме 24,58 дал не отражена.
По факту выявленного нарушения 30.01.2015 должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие представителя ООО "Батюшка" был составлен протокол об административном правонарушении N 03-15/453-1.
О времени и месте составления протокола Общество было уведомлено 26.01.2015 путем направления извещения N у1-ап1101/03 от 26.01.2015 через "личный кабинет".
Протокол об административном правонарушении был направлен через "личный кабинет" и получен заявителем 02.02.2015, а также направлен почтовым отправлением и вручен Обществу 10.02.2015 (т. 1, л. д. 143).
По материалам административного дела и.о. заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в пределах полномочий, установленных ст.23.50 КоАП РФ, 12.02.2015 в отсутствие представителя юридического лица вынесла постановление по делу об административном правонарушении N 03-15/453-2 о привлечении ООО "Батюшка" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, ООО "Батюшка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде штрафа для юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении).
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
В силу п.14 Правил организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 12.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п.15 Правил).
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" (п.16 Правил).
В силу п.19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 и действует с 24.09.2012.
Формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198.
Из совокупного анализа положений статьи 2, пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) следует, что законодательно определена обязанность организации, осуществляющей производство и (или) оборот алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции, представлять в уполномоченный орган декларации по утвержденной форме в электронном виде или на бумажном носителе.
При этом, запрещается искажение декларации об объеме производства, оборота и (или) использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В соответствии с п. 20 Правил при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов не отражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
Как подтверждается материалами дела, сведения об объемах закупок алкогольной продукции, отраженные ООО "Батюшка" в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (Приложение N 12), не соответствуют данным, отраженным в декларации контрагентом Общества - ООО "АЛАР" - не отражена закупка пива и пивных напитков по ТТН NВ00028786 от 28.05.2014 в общей объеме 24,58 дал. Искажение составило 24,58 дал.
Выявленные нарушения Обществом не оспорены.
Факт нарушения и вина Общества законодательно установленных требований подтверждается: протоколом об административном правонарушении N 03-15/453-1 и постановлением по делу об административном правонарушении N03-15/453-2.
С учетом этого суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса, и вины Общества в его совершении.
Искажение информации и нарушения порядка при декларировании об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей влечет за собой невозможность проведения своевременного контроля уполномоченным государственным органом.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность проверить данные в декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Обстоятельств, исключающих вину общества, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом этого суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса, и вины Общества в его совершении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Доводы жалобы относительно применения положений ст. 2.9 КоАП РФ несостоятельны, поскольку применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом суда, а не обязанностью.
В качества довода жалобы Общество указывает, что 04.02.2015 в адрес МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО направило корректирующую декларацию, которая не была принята. В связи с чем, имеются основания для применения в данном случае ст. 2.9. КоАП РФ.
Данный довод жалобы несостоятелен по следующим основаниям.
На основании пункта 20 Правил N 815 при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания отчетного года с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
Во время проведения проверки деятельности организации (индивидуального предпринимателя) уполномоченными органами организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.
Из изложенного следует, что если корректирующие декларации представляются организацией уже после обнаружения уполномоченным органом допущенной ошибки (пусть и не на основании выданного предписания), то данное обстоятельство не освобождает такую организацию от привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом случае корректирующая декларация была представлена лицом, привлеченным к административной ответственности, только 04.02.2015.
Проверка деятельности ООО "Батюшка" началась с 01.12.2014, с момента возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по статье 15.13 КоАП РФ.
Следовательно, Общество имело возможность устранить допущенные ошибки, направив в МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО надлежащим образом сформированные декларации до 01.10.2014, чего сделано не было.
Доказательств обратного не представлено.
Исключительных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о малозначительности правонарушения, судом не установлено.
Вывод суда первой инстанции о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства и постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Вследствие этого у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности постановления по делу об административном правонарушении N 03-15/453-3 от 12.02.2015.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.07.2015 по делу N А14-2883/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2883/2015
Истец: ООО "Батюшка"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО