г. Киров |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А28-2913/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаревой Е.С.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - департамента финансов Кировской области, ОГРН 1034316505497; ИНН 4347015963
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2015 по делу N А28-2913/2015, принятое судом в составе судьи Караниной Н.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (ОГРН 1094314000010; ИНН 4333004055)
к департаменту финансов Кировской области (ОГРН 1034316505497; ИНН 4347015963)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ОГРН 1034316507378; ИНН 4345004564)
о взыскании убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Департаменту финансов Кировской области (далее - ответчик, заявитель, Департамент) о взыскании 323 438 руб. 00 коп. убытков в виде выпадающих доходов (в связи с установлением стандарта уровня платежей гражданам за коммунальные услуги) за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 (далее - спорный период), а также расходов по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 16.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - третье лицо, Департамент ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 29 июня 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель считает решение необоснованным и принятым с нарушением норма материального права. Обществом в нарушение пункта 3.1 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 "О предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами", пакет документов был предоставлен в Департамент ЖКХ только 16.01.2015, поэтому в соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставление субсидии истцу за спорный период было невозможно. По мнению заявителя, истец не доказал наличия незаконных действий или бездействий государственных органов или должностных лиц этих органов, а также наличия причинно-следственной связи с наступившими у истца убытками.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент ЖКХ отзыв на жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области от 01 июля 2015 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец является ресурсоснабжающей организацией по теплоснабжению пгт. Уни, водоснабжению - с. Сосновка и д. Астрахань Унинского района Кировской области.
Согласно решению Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.10.2013 N 36/36 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Коммунальщик" (Унинский район)" экономически обоснованный тариф за тепловую энергию, отпускаемую потребителям истца (пгт. Уни: ул. Труда, д. 58, пер. Южный, д. 2, ул. Кирова, д. 16а), составил в спорный период 2 116 руб. 10 коп.
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 28.03.2014 N 10/2-кс-2014 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (Унинский район)" последнему определены на период с 01.07.2014 по 31.12.2014 экономически обоснованные тарифы на питьевую воду для категории "население, собственники жилых помещений и исполнители коммунальных услуг" в размере 27 руб. 30 коп. за 1 куб.м.
Решением собрания депутатов Унинского городского поселения Унинского района Кировской области второго созыва от 01.08.2014 N 175 "Об утверждении стандарта оплаты гражданам тепловой энергии на 2 полугодие 2014 года" утвержден стандарт уровня платежей по услуге "тепловая энергия" в размере 1 649 руб. 35 коп. (77,943 %).
Решением собрания депутатов Сосновского сельского поселения Унинского района Кировской области третьего созыва от 07.08.2014 N 94 "Об утверждении стандарта уровня платежа граждан на услуги холодного водоснабжения во втором полугодии 2014 года" утвержден стандарт уровня платежей по услуге "холодное водоснабжение" в размере 20 руб. 52 коп. (75,16 %).
Решением собрания депутатов Астраханского сельского поселения Унинского района Кировской области третьего созыва от 01.08.2014 N 119 "Об утверждении стандарта уровня платежа граждан на услуги холодного водоснабжения во втором полугодии 2014 года" утвержден стандарт уровня платежей по услуге "холодное водоснабжение" в размере 13 руб. 39 коп. (49,05 %).
Объем ресурса, поставленного истцом в спорный период, составил, по расчету истца, следующие показатели:
- 587,181 Гкал (тепловая энергия);
- 2 868,153 куб. м (водоснабжение с. Сосновка);
- 2 151, 521 куб. м (водоснабжение д. Астрахань).
Объем тепловой энергии на отопление жилых домов пгт. Уни определен истцом по показаниям общедомовых приборов учета; объем холодного водоснабжения - исходя из нормативов потребления данного вида услуги, дифференцированных по видам потребления (установлены распоряжениями Департамента ЖКХ от 13.08.2012 N 1-р и N 2-р), и показаний индивидуальных приборов учета.
Расчет убытков произведен истцом как разница между стоимостью коммунального ресурса по экономически обоснованному тарифу и стоимостью, установленной решениями собрания депутатов Унинского района Кировской области.
В подтверждение убытков представлены показания по теплосчетчикам, квитанции и расчеты. Данные расчеты проверены и подтверждены Департаментом ЖКХ и ответчиком не оспорены.
20.03.2012 Правительством Кировской области принято постановление "О предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами" N 144/146 (далее - Постановление N 144/146), в соответствии с которым Департаменту финансов предписано предусматривать в областном бюджете расходы на указанные цели, Департаменту ЖКХ - предоставлять субсидии на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами; РСТ - представлять в Департамент финансов в установленные Правительством Кировской области сроки для разработки проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год прогнозный расчет субсидий, а также утвержден их Порядок.
Согласно пункту 2.3 Порядка субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году при наличии соглашения с Департаментом ЖКХ о предоставлении субсидии.
21.03.2014 между Департаментом ЖКХ и ООО "Коммунальщик" подписано соглашение N 229/В, предметом которого является предоставление субсидии на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2014 (пункты 1.1, 6 соглашения).
В рамках исполнения соглашения от 21.03.2014 N 229/В Обществу были предоставлены субсидии за первое полугодие 2014 года; за спорный период в выплате субсидий истцу отказано.
Возникновение у истца убытков в результате разницы в тарифах, по которым оплачивается холодная вода и тепловая энергия, и тарифам, подлежащим оплате населением, явилось основанием для обращения Общества в суд.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 2 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Убытки истца обусловлены наличием в 2014 году разницы в тарифах, по которым оплачивается холодная вода и тепловая энергия, и тарифам, подлежащим оплате населением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) введено понятие "предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги", которым должен соответствовать размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В части 2 статьи 6 Закона N 184-ФЗ определено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
В целях реализации положений статьи 6 Закона N 184-ФЗ Правительством Кировской области разработан Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (постановление от 28.09.2007 N 107/401) (далее - Порядок пересмотра размера платы). В соответствии с пунктом 4 Порядка пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется органом местного самоуправления. Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о приведении размера платы в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и доводит решение до исполнителей, управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций и региональной службы по тарифам Кировской области (пункт 5 Порядка пересмотра размера платы). Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, обслуживающие жилищный фонд, ресурсоснабжающие организации, оказывающие услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению гражданам, проживающим в индивидуальных жилых домах, и собственникам помещений в многоквартирном доме, приводят начисление гражданам суммы оплаты за коммунальные услуги в соответствие с принятыми уполномоченным органом местного самоуправления решением (пункт 6 Порядка пересмотра размера платы).
На основании данного правового акта решениями собрания депутатов Унинского района Кировской области были утверждены размеры платы для граждан, по которым истец в 2014 году получал оплату за воду и тепловую энергию от населения.
Постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден "Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами" (далее - Постановление N 144/146), в соответствии с которым субсидии вправе получить как ресурсоснабжающая организация, так и управляющая организация.
Исходя из положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся, в том числе реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Реализация функций органов государственной власти субъекта РФ по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации также предусмотрена подпунктом 55 части 2 статьи 26.3 Закона об общих принципах организации N 184-ФЗ.
Из изложенного следует, что именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают подлежащие применению тарифы на теплоснабжение.
Так, уполномоченным органом государственной власти Кировской области были утверждены тарифы для ресурсоснабжающей организации на 2014 год.
Учитывая, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на энергоснабжение, то субъектом, обязанным возместить Обществу расходы, обусловленные установлением размера платы на уровне ниже экономически обоснованного, должно являться то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение и не выполнено расходное обязательство в части выделения субсидии.
Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязано отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого Обществом. Установив такую плату, субъект за счет средств собственного бюджета обязан возместить истцу выпадающие доходы.
Поскольку применение режима тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным размером платы для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на поставку воды и тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях соответствующей организации понесенных ею экономических потерь, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований в заявленном размере.
Доказательств выделения денежных средств для возмещения выпадающих доходов истца в материалы дела не представлено.
Методика расчета убытков заявителем не оспорена, контррасчет не представлен.
Довод заявителя о том, что пакет документов для получения субсидий был предоставлен Обществом в Департамент ЖКХ только 16.01.2015, поэтому в соответствии с пунктом 2.1 Порядка, установленного Постановлением N 144/146, предоставление субсидии истцу за спорный период было невозможно, отклоняется апелляционным судом.
Постановление N 144/146 не предусматривает невозможности получения субсидий в случае подачи документов после 10 ноября. Данный срок является лишь процедурным (регламентным) сроком для подачи документов в Департамент ЖКХ. Никаких последствий пропуска этого срока (в том числе в виде отказа в субсидиях) ни самим постановлением N 144/146, ни иными федеральными или региональными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Закон N 184-ФЗ не устанавливает какого-либо пресекательного срока существования права на получение субсидий и не ограничивает возможность реализации этого права сроком или периодом.
Таким образом, данное право может быть реализовано и подлежит судебной защите в пределах общего срока исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2015 по делу N А28-2913/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2913/2015
Истец: ООО "Коммунальщик"
Ответчик: Департамент финансов Кировской области
Третье лицо: Департамент ЖКХ Кировской области