г.Москва |
|
09 сентября 2015 г. |
Дело N А40-3978/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Москвиной Л.А., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства г.Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.05.2015 по делу N А40-3978/2014 (10-34), принятое судьей Пуловой Л.В.
по заявлению ОАО "МКБ ИСКРА"
к 1) ФГБУ "ФКП Росреестра" и 2) Управлению Росреестра по г.Москве
третьи лица: 1) Правительство г.Москвы, 2) Департамент городского имущества г.Москвы
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
при участии:
от заявителя: |
Мирзазянов Р.Х. по дов. от 07.09.2015; |
от ответчиков: |
1-2) не явились, извещены; |
от третьих лиц: |
1-2) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" имени Ивана Ивановича Картукова (далее - ОАО "МКБ ИСКРА", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Управление Росреестра по Москве, ФГБУ ФКП "Росреестра", соответчики) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005008:3572, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Ленинградский проспект, д.35 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 09.07.2013.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.05.2015 вышеуказанные исковые требования были удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005008:3572 равной его рыночной в размере 188 623 000 рублей исходя из результатов проведенной судебной экспертизы, оформленных в экспертном заключении N 1/2015.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство г.Москвы и Департамент городского имущества г.Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят об отмене решения суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившихся с жалобой лиц, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы арбитражного суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены неправильно, а принятие обжалуемого решения повлекло за собой нарушение единообразия в толковании и применении норм права. Податели жалобы настаивают на том, что отчет и экспертное заключение N 1/2015 не могут служить доказательствами, подтверждающими реальную рыночную стоимость спорного земельного участка, поскольку содержащиеся в них сведения не являются достоверными.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, изложил свою правовую позицию по делу, указал на отсутствие оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Соответчики - ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управление Росреестра по г.Москве. а также третьи лица - Правительство г.Москвы и Департамент городского имущества г.Москвы своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Заявителем представлены письменные пояснения на апелляционную жалобу в порядке ст.81 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных выше лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, ОАО "МКБ ИСКРА" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005008:3572, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Ленинградский проспект, д.35, сформированного вследствие слияния ранее поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005008:1001 и 77:09:0005008:1004 на основании решения собственника земельных участков от 20.08.2013. Обозначенный земельный участок поставлен на кадастровый учет 09.07.2013, на что указывает п.6 кадастрового паспорта земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 229 748 859 рублей 03 копейки.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствовала рыночной, ОАО "МКБ ИСКРА" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с материально-правовым требованием о ее установлении в размере рыночной по состоянию на 09.07.2013.
Исследовав имеющихся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и содержащиеся в ней требования, выслушав пояснения и аргументы представителя заявителя, коллегия арбитражного апелляционного суда пришла к выводу об отсутствии правовых и процессуальных оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу положений ч.5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч.2 ст.1 Закона N 221-ФЗ).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (ч.5 ст.4 Закона N 221-ФЗ).
Согласно п.11 ч.2 ст.7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
Таким образом, возможность оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости арендатором земельного участка согласуется с положениями ст.24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с положениями п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п.3 ст.66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п.1 т.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В ст.24.19 Закона N 135-ФЗ закреплено правило, согласно которому в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005008:3572, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Ленинградский проспект, д.35, в размере 229 748 859 рублей 03 копейки.
В ст.12 Закона N 221-ФЗ закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика (ст.75 АПК РФ), который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона N 221-ФЗ и правилам федеральных стандартов оценки.
В рамках настоящего дела Арбитражным судом г.Москвы была назначена независимая судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости участка по состоянию на 09.07.2013.
Согласно экспертному заключению N 1/2015 рыночная стоимость участка спорного земельного участка составляет 188 623 000 рублей.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (09.07.2013), что соответствует правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отчет и экспертное заключение N 1/2015 получены в установленном законом порядке, отвечают процессуальным критериям относимости и допустимости, соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности.
При этом апелляционный суд не находит обоснованных сомнений в достоверности указанных средств доказывания по мотиву отсутствия правовых и процессуальных оснований. Указанные доказательства не были исключены ввиду содержания в них недостоверных сведений. Альтернативных средств доказывания, способных опровергнуть содержащиеся в них сведения о фактах, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела, ответчиком не представлено. Заявление о фальсификации обозначенных доказательств в порядке, предусмотренном ст.161 АПК РФ в судах первой инстанции, равно как и апелляционной инстанций лица, участвующие в деле, не заявляли.
Формальное несогласие Правительства г.Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы с итогами проведенной судебной экспертизы не может служить основанием для ее переоценки, поскольку указанные лица, участвующие в деле, ходатайств о проведении повторной или комиссионной судебной экспертизы не заявляли.
Как следует из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу ст.3 Закона N 221-ФЗ, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указанные полномочия возложены на учреждение "Федеральная кадастровая палата", в связи с чем надлежащим ответчиком по требованию об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость является ФГБУ "ФКП Росреестра".
Согласно ст.24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, заявленные ОАО "МКБ ИСКРА" материально-правовые требования, направленные на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость (09.07.2013), правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В связи с указанным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что по настоящему делу иск заявлен надлежащим истцом, заинтересованным в оспаривании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки недвижимости, которому законом предоставлено право такого оспаривания; выбранный истцом способ защиты является надлежащим.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы Правительства г.Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.05.2015 по делу N А40-3978/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3978/2014
Истец: ОАО " МКБ ИСКРА", ОАО "МКБ "Искра"
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, ФГБУ " ФКП Росреестра"
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы