г. Чита |
|
7 сентября 2015 г. |
Дело N А19-16688/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2015.
Полный текст постановления изготовлен 07.09.2015.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И.,
рассматривая в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2015 года по делу N А19-16688/2014 по иску Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, место нахождения: 664025, ИРКУТСКАЯ ОБЛ., Г. ИРКУТСК, УЛ. ЛЕНИНА, 14, 1) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: 109097, Г. МОСКВА, УЛ. ИЛЬИНКА, 9, СТР. 1), третье лицо - Министерство финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, место нахождения: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1А) о взыскании 6 615 416 руб., (суд первой инстанции: Гурьянов О.П.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Администрация города Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет государственной казны Российской Федерации денежных средств в сумме 6615416 руб. в бюджет города Иркутска, в качестве компенсации расходов, понесенных администрацией города Иркутска на приобретение жилых помещений инвалидам.
Впоследствии истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковое требование, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытки в сумме 6 615 416 руб., понесенные в связи с обеспечением инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2015 года иск удовлетворён.
С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации города Иркутска взысканы убытки в размере 6 615 416 рублей.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, как принятым при неправильном применении норм материального права, обратился с апелляционной жалобой. Считает, что суд неправильно применил подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положения статей 17 и 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Полагает, что поскольку приобретенные истцом жилые помещения, впоследствии были предоставлены гражданам по договору социального найма и соответственно не выбыли из собственности города Иркутска, то суммы, затраченные на их приобретение, не могут быть отнесены к убыткам. Просит решение отменить.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 10.10.2013 на администрацию города Иркутска возложена обязанность по предоставлению Труфанову Евгению Владимировичу во внеочередном порядке жилого помещения благоустроенного применительно к условиям г. Иркутска, отвечающего предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее установленной законом нормы с учетом права на дополнительную жилую площадь. Данное решение вступило в законную силу 22.11.2013.
Решением от 18.06.2013 Кировский районный суд г. Иркутска возложил на администрацию г. Иркутска обязанность по предоставлению Веригину Александру Михайловичу во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м. по договору социального найма в срок до 01.02.2014 года. Данное решение вступило в законную силу 29.07.2013.
Решением от 01.10.2013 Кировский районный суд г. Иркутска возложил на администрацию города Иркутска обязанность по предоставлению Сныткову Антону Игоревичу жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям города Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м. по договору социального найма. Данное решение вступило в законную силу 28.11.2013.
18.04.2013 года вступило в законную силу решение Кировского районного суда г. Иркутска, согласно которому на администрацию г. Иркутска возложена обязанность по предоставлению Гичевой Елене Владимировне во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Иркутска, отвечающего предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящегося в черте города Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м.
Указанными решениям был установлен факт наличия у Труфанова Е.В., Веригина А.М., Сныткова А.И., Гичевой Е.В. заболеваний, указанных в перечне тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и дающих им право в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ на внеочередное предоставление жилых помещений, а также о наличии у указанных лиц статуса "инвалида".
Во исполнение указанных решений судов, Администрацией г. Иркутска за счет средств бюджета города Иркутска были заключены договоры купли-продажи жилых помещений от 06.12.2013 N 010-64-1868/13, от 12.12.2013 N 010-64-1938/13, от 24.12.2013 N 010-64-2114/13, от 18.12.2013 N 010-64-2030/13 на общую сумму 6 615 416 руб., в целях заключения с инвалидами договоров социального найма жилых помещений.
Факт приобретения жилых помещений подтверждается платёжными поручениями N N 32 от 19.12.2013, от 25.07.2013, 20 от 30.12.2013, 82 от 30.12.2013, 21 от 30.12.2013 и ответчиком не оспаривается.
В дальнейшем с вышеуказанными гражданами администрацией г. Иркутска заключены договоры социального найма на данные жилые помещения: - N 002214 от 28.04.2014 года с Труфановым Е.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Шахтерская, д. 22А, кв. 14; - N 002145 от 05.03.2014 года с Веригиным A.M. на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Воровского, д. 6, кв. 77; - N 002195 от 10.04.2014 года со Снытковым А.И. на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Баумана, д. 244, кв. 38; - N 002224 от 22.05.2014 года с Гичёвой Е.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Баумана, д. 239, кв. 5.
По мнению истца, исполняя решения Кировского районного суда г. Иркутска и Октябрьского районного суда г. Иркутска, администрация г. Иркутска исполняла полномочия органов государственной власти РФ, которые не были обеспечены средствами соответствующего бюджета, что повлекло причинение бюджету г. Иркутска убытков. Истец пояснил, что в 2012 -2014 средства на приобретение жилых помещений для инвалидов и детей-инвалидов из Федерального или областного бюджета бюджету г. Иркутска не выделялись, также в муниципальную собственность г. Иркутска не передавались из федеральной собственности нежилые помещения для последующего их предоставления по договорам социального найма указанной категории граждан. Поскольку финансирование мер социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ, ответственность за причинение убытков несет Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Ссылаясь, на то, что вышеуказанные расходы являются убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета РФ, Администрация г. Иркутска обратилась с настоящим иском в суд.
Арбитражный суд Иркутской области, принимая оспариваемый судебный акт, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.
При этом указал, что поскольку на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в 2013 жилых помещений инвалидам должна быть возложена на РФ в лице Министерства финансов РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О изложена правовая позиция, согласно которой в силу Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решаемые органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10 и от 04.06.2013 N 499/13 разъяснено, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений соответствующим категориям граждан по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В преамбуле Закона N 181-ФЗ указывается, что предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, преамбула Закона N 181-ФЗ относит меры социальной защиты инвалидов к расходным обязательствам Российской Федерации независимо от времени постановки их на учет. Такое толкование Закона получило отражение и в практике Верховного Суда Российской Федерации (определение от 24.02.2015 N 303-ЭС15-1145).
При таком правовом регулировании и исходя из того, что на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд первой инстнанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в 2013 жилых помещений инвалидам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что убытки у истца не возникли, поскольку жилое помещение из муниципальной собственности не выбыло, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 N 2280/10, возмещение расходов администрации на обеспечение жильем не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения лицу, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение третьему лицу, истец в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этим жилым помещением, поскольку оно обременено жилищными правами гражданина и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Таким образом, в результате предоставления жилого помещения по договору социального найма лицу, которому жилье подлежит предоставлению за счет средств федерального бюджета, администрация муниципалитета утрачивает возможность в последующем распоряжаться данным жилым помещением, следовательно, несет убытки, которые подлежат возмещению.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, арбитражным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2015 года по делу N А19-16688/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16688/2014
Истец: Администрация города Иркутска, Управление федерального казначейства по Иркутской области
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по ИО
Третье лицо: Министерство финансов Иркутской области