Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А65-9791/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 07 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Набережночелнинского отделения Татарстанской республиканской организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" - представитель не явился, извещено,
от Прокуратуры города Набережные Челны - Корсакова Т.Н., копия удостоверения имеется в материалах дела, поручение
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Набережночелнинского отделения Татарстанской республиканской организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июня 2015 года по делу N А65-9791/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.),
принятое по заявлению Прокуратуры города Набережные Челны, г.Набережные Челны,
к Набережночелнинскому отделению Татарстанской республиканской организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", г.Набережные Челны, о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура г.Набережные Челны (далее - заявитель) обратилась в суд с заявлением о привлечении Набережночелнинского отделения Татарстанской республиканской организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", г.Набережные Челны (далее - ответчик) к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июня 2015 года заявление удовлетворено, Набережночелнинское отделение Татарстанской республиканской организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с выводами суда, Набережночелнинское отделение Татарстанской республиканской организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное исследование судом обстоятельств дела.
В жалобе ссылается на недоказанность вменяемого правонарушения.
Прокуратура города Набережные Челны апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебное заседание представители ответчика не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Прокуратурой г. Набережные Челны в период времени с 01.04.2015 по 22.04.2015 была проведена проверка НЧО ТРО ОО "BOA".
В ходе проверки установлено, что НЧО ТРО ОО "BOA" осуществляет образовательную деятельность по образовательной программе профессионального обучения водителей автотранспортных средств категории "В" на основании устава и бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности серии 16ЛО1 N 0000449 регистрационный номер 4809, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан 08.02.2013.
Обучение проводится в 3-х группах по адресам:
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Х.Туфана, д. 4 (54/08) (далее по тексту - 54/08) - группа N 1;
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Шишкинский, д. 9 (30/20) (далее по тексту - 30/20) - группы N N 2, 3.
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. 40 лет Победы, кадастровый номер: 16:52:040305:3 - закрытая площадка для практического обучения вождению. В ходе проведенной проверки установлено, что в помещении автошколы НЧО ТРО ОО "BOA" по адресу 54/08 в информационном стенде отсутствуют: программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В", согласованная с Госавтоинспекцией; график учебного вождения на учебную группу N 1. Кроме того, учебный план, располагающийся в информационном стенде, не соответствует учебному плану, указанному в программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В", согласованной с Госавтоинспекцией. Расписание занятий на учебную группу N 1 не подписано директором автошколы. В помещении автошколы НЧО ТРО ОО "BOA" по адресу 30/20 в информационном стенде отсутствуют: примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В"; учебный план; календарные учебные графики на учебные группы NN 2, 3; расписание занятий на учебную группу N 3; график учебного вождения на учебную группу N 3.
Кроме того, расписание занятий на учебную группу N 1 не подписано директором автошколы. 22 апреля 2015 года заявителем вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В Примечании к данной статье сказано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч. 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию. Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий - перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании).
В силу пункта 9 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19, 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 6 Положения о лицензировании, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5, статьи 29 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения. Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.
Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Требования к учебно-материальной базе, необходимой для профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий установлены примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий", которыми предусмотрены перечни учебного оборудования, необходимого для подготовки водителей транспортных средств различных категорий. Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В" отражена в Приложении N 2 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408.
В соответствии с п. 5.1 Примерной программы теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
В таблице N 12 главы V Примерной программы перечислен минимальный перечень учебного оборудования, согласно которому в информационном стенде должны находится: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"; копия лицензии с соответствующим приложением; примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В"; программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В", согласованная с Госавтоинспекцией; учебный план; календарный учебный график (на каждую учебную группу); расписание занятий (на каждую учебную группу); график учебного вождения (на каждую учебную группу); схемы учебных маршрутов, утвержденные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность; книга жалоб и предложений; адрес официального сайта в сети "Интернет". В нарушение вышеуказанных требований, в ходе проведенной проверки установлено, что в помещении автошколы НЧО ТРО ОО "BOA" по адресу: 54/08 в информационном стенде отсутствуют: программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В", согласованная с Госавтоинспекцией; график учебного вождения на учебную группу N 1.
Кроме того, учебный план, располагающийся на информационном стенде, не соответствует учебному плану, указанному в программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В", согласованной с Госавтоинспекцией.
Расписание занятий на учебную группу N 1 не подписано директором автошколы. В помещении автошколы НЧО ТРО ОО "BOA" по адресу: 30/20 в информационном стенде отсутствуют: примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В"; учебный план; календарные учебные графики на учебные группы NN 2, 3; расписание занятий на учебную группу N 3; график учебного вождения на учебную группу N 3.
В соответствии с требованиями подпункта "3" пункта 6 Положения о лицензировании, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании".
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об образовании" педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. Статьей 213 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом "О безопасности дорожного движения".
Так, в соответствии с положениями статьей 20 и 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных, в том числе предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, являющихся составляющей медицинского обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, с учетом положений подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), предрейсовый медицинский осмотр является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, являющегося приложением N 2 к методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденного Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002 (далее - Типовое положение), предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения, предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение -лицензию.
При предрейсовом медицинском осмотре проводится, в том числе, определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов, а водители не допускаются к управлению автомобилем при положительной пробе на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах, при выявлении признаков воздействия наркотических веществ (пункты 2.1, 2.4 Типового положения). Согласно положениям указанных методических рекомендацией "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.
Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации или учреждения здравоохранения. В журнале записываются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя, дата и время проведения осмотра, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.
Судом установлено, что, в нарушение приведенных норм в ходе проведенной проверки установлено, что НЧО ТРО ОО "BOA", осуществляя образовательную деятельность по образовательной программе профессионального обучения водителей автотранспортных средств, предрейсовый медицинский осмотр мастеров производственного обучения не проводит.
Более того, соответствующий договор по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств с организациями и учреждениями здравоохранения НЧО ТРО ОО "BOA" не заключал, журнала предрейсового медицинского осмотра не имеется.
Как верно указал суд, вышеуказанные нарушения стали возможными вследствие игнорирования НЧО ТРО ОО "BOA" требований законодательства в сфере лицензирования образовательной деятельности.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Поскольку проведение предрейсовых осмотров водителей транспортных средств имеет целью обеспечение безопасности граждан - участников дорожного движения, неисполнение данной обязанности организацией свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере.
Состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований полагать, что нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
Материалами дела подтвержден факт осуществления ответчиком образовательной деятельности с нарушением условий и требований, установленных указанными выше законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации для данного вида деятельности.
Поскольку факт правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав правонарушения, предусмотренный ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения доказан постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.04.2015 г.
В отзыве на заявление, ответчик указал, что все необходимые документы имелись, но были переданы директору школы Джибладзе Г.В., который должен был отнести документы в ГИБДД, документы были отданы 27 марта 2015 года, в связи с чем они не могли быть вывешены на стенде, журнал предрейсового осмотра также имелся. Аналогичные доводы приведены ответчиком и в апелляционной жалобе.
Однако, как верно указал суд, указанные доводы опровергаются материалами дела и не были представлены в ходе проведения проверки.
Убедительных доказательств невозможности соблюдения указанных требований и принятия всех зависящих от него мер ответчиком не представлено.
Процедура привлечения ответчика к административной ответственности, заявителем не нарушена, срок давности привлечения к ответственности не пропущен.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, связанного с угрозой причинения вреда жизни людей, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и количества и характера допущенных нарушений, суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания совершенного ответчиком правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Осуществляя образовательную деятельность, ответчик мог, и должен знать в силу публичной известности и доступности акты законодательства, устанавливающие лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, и использовать все необходимые меры для недопущения противоправного деяния, при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей.
В рассматриваемом случае у ответчика имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что нарушение НЧО ТРО ОО "ВОА" лицензионных требований и условий вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для него препятствиями, находящимися вне его контроля, а равно принятие ответчиком каких-либо мер по соблюдению требований законодательства в сфере лицензирования фармацевтической деятельности.
Суд первой инстанции с учетом фактов, свидетельствующих о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 и ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, правомерно назначил штраф в размере 4000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьям 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июня 2015 года по делу N А65-9791/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9791/2015
Истец: Прокуратура г. Набережные Челны, Прокуратура города Набережные Челны, г. Набережные Челны
Ответчик: Набережночелнинское отделение Татарстанской республиканской организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", г. Набережные Челны
Третье лицо: Прокуратура РТ