город Ростов-на-Дону |
|
15 сентября 2015 г. |
дело N А32-8208/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.
судей Смотровой Н.Н., Филимонова С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кейвановым А.И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2015 по делу N А32-8208/2015 по заявлению управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности краснодарского края,
заинтересованное лицо: общества с ограниченной ответственностью "Марина",
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
Управление по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии серии АК N 044303 на розничную продажу алкогольной продукции, выданную обществу с ограниченной ответственностью "Марина".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе управление, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции от 18.06.2015 отменить. Податель жалобы ссылается на то, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается осуществление обществом оборота алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками. По мнению подателя жалобы, указанное нарушение обществом императивных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции посягает на реализацию единой государственной политики, установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, таким образом, аннулирование лицензии в данном случае является адекватной мерой для защиты прав и законных интересов потребителей алкогольной продукции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Марина" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС по Северскому району Краснодарского края 23.03.2006 за ОГРН 1062348002727, ИНН 2348024597, расположено по адресу: Краснодарский край, Северский район, пгт. Афипский, ул.Ленина, 63.
Общество с ограниченной ответственностью "Марина" имеет лицензию на осуществление розничной продажи спиртных напитков в полном ассортименте, вина серии АК N 044303, выданную Департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.
22.12.2014 в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу был произведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в магазине общества с ограниченной ответственностью "Марина", расположенном по адресу: Краснодарский край, Северский район, пгт. Афипский, ул. Ленина, 63. В ходе осмотра было установлено, что в указанном обособленном подразделении ООО "Марина" в реализации находилась алкогольная продукция, маркированная акцизными марками, имеющими визуальные признаки подделки сведений, нанесенных в зону нанесения переменной информации (серия и номера) и в зоне ирисного перехода, а именно: водка "Русская Сенсация на Березовых почках", емкостью 0,5 л., крепостью 40 %, дата розлива 12.03.2013, производитель ОАО "Витебский завод "Придвинье", адрес места нахождения: Республика Беларусь, 210001, г. Витебск, ул. Революционная, 45, в количестве 2 бутылок.
Административным органом 24.12.2014 было вынесено определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении N 11-17/253.
Согласно заключению технического исследования ФГУП "ГОСЗНАК" от 19.01.2015 г., вышеуказанная алкогольная продукции маркирована акцизными марками с признаками частичной подделки - имеют поддельные элементы в зоне нанесения переменной информации и выходных данных (литраж, разряд, номер и часть оригинальной сетки были удалены и нанесены другие).
На основании результатов проведенной проверки, Управление по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии серии АК N 044303 на осуществление розничной продажи спиртных напитков в полном ассортименте, вина, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Марина".
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений пункта 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.10.2013 года N 1155 функции по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также государственному контролю за их представлением переданы от Департамента потребительской сферы Краснодарского края к Управлению по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, в обязательном порядке маркируется федеральными специальными марками.
На основании пункта 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС).
Следовательно, маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками (равно как и акцизными марками) выполняет следующие основные функции: удостоверение законности (легальности) производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации и осуществление контроля за уплатой налогов (акцизов и т.д.) с алкогольной продукции.
Кроме того, учитывая, что федеральная специальная марка среди прочих сведений должна содержать подтверждение соответствия алкогольной продукции установленным требованиям качества и безопасности (подпункт 8 пункта 3.1 статьи 12 Закона N 171-ФЗ), маркировка алкогольной продукции направлена на защиту здоровья потребителей такой продукции и обеспечение ее безопасности.
На основании пункта 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. N 785, предусмотрено, что федеральные специальные марки должны наноситься на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации, после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и получения подтверждения о фиксации таких сведений в ЕГАИС (пункт 1).
Для нанесения на потребительскую тару федеральных специальных марок должна применяться технология, исключающая возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств ЕГАИС в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте (пункт 2).
Нанесение сведений о маркируемой алкогольной продукции на федеральные специальные марки осуществляется организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции, с помощью технических средств ЕГАИС в последовательности, определенной пунктом 2 Правил нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. N 785.
Приказом Росалкогольрегулирования от 12.05.2010 г. N 33н утвержден Перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формат нанесения указанных сведений.
Согласно данному приказу сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на федеральные специальные марки на русском языке (наименование и вид алкогольной продукции, наименование и местонахождение ее производителя и др.) и в виде двухмерного штрихового кода (в виде определенного количества символов наносится информация о местонахождении производителя алкогольной продукции, его ИНН и КПП, виде и наименовании алкогольной продукции, содержании этилового спирта, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, подтверждении соответствия установленным требованиям качества и безопасности и др.).
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 названого Федерального закона либо с поддельными марками.
В силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного федерального закона.
Как следует из материалов дела, у ООО "Марина" в реализации находилась алкогольная продукция, маркированная акцизными марками с признаками частичной подделки (поддельные элементы в зоне нанесения переменной информации и выходных данных, литраж, разряд, номер и часть оригинальной сетки были удалены и нанесены другие), а именно: водка "Русская Сенсация на Березовых почках", емкостью 0,5 л., крепостью 40 %, дата розлива 12.03.2013 г., производитель ОАО "Витебский завод "Придвинье", адрес места нахождения: Республика Беларусь, 210001, г. Витебск, ул. Революционная, 45, в количестве 2 бутылок.
Указанная алкогольная продукция была приобретена юридическим лицом у ЗАО "Кубаньоптторг" на основании договора от 31.12.2011 г. N 13905-11-1. Данные обстоятельства подтверждаются представленными заинтересованным лицом в материалы дела товарно-транспортными накладными.
В соответствии со статьей 20 Закона N 171-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии.
Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, постановлениях от 21.11.2002 N 6, N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В связи с выше изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае имеются достаточные основания для аннулирования лицензии не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что аннулирование лицензии не отвечает требованиям справедливости, не соразмерно тяжести совершенного ООО "Марина" деяния.
В деле отсутствуют доказательства, что нахождение в реализации алкогольной продукции в количестве 2 бутылок с акцизными маркам с признаками частичной подделки повлекло причинение существенного ущерба публичным интересам, а также привело к каким-либо неблагоприятным последствиям. При этом, как следует из материалов дела, общество представило в материалы дела товаросопроводительные документы на приобретенную им алкогольную продукцию. Выявленное нарушение является разовым и носит системного характера, указанная продукция изъята из оборота.
С учетом изложенного следует, что такая мера, как аннулирование лицензии, является явно несоразмерной совершенному обществом правонарушению и ее применение не обеспечит соблюдение конституционных принципов соразмерности и справедливости назначаемого наказания и, как следствие, отсутствуют достаточные правовые основания для аннулирования лицензии, выданной обществу.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2015 по делу N А32-8208/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8208/2015
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ПО ВИНОГРАДАРСТВУ, ВИНОДЕЛИЮ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Марина"
Третье лицо: ООО "Марина"