Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А40-16986/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Бекетовой И.В., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2015 по делу N А40-16986/15 судьи Поляковой А.Б.(17-126)
по заявлению НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" (ОГРН 1037739146048, Москва, ул. Кожевническая, дом 3, стр. 1)
к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
о признании недействительным распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Уханов О.А. по дов. от 31.12.2014, Тихомиров Н.А. по дов. от 29.08.2014; |
от ответчика: |
Чернобель Я.А. по дов. от 09.04.2015, Руднев А.А. по дов. от 03.08.2015, Лапина Е.Б. по дов. от 19.01.2015, Аксёнова Д.А. по дов. от 12.01.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия (далее - НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор, заинтересованное лицо, ответчик) от 21.01.2015 N 80-07 о приостановлении лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности от 25.02.2011, регистрационный N 0744, серия ААА N 000756, выданной Учреждению, в части, касающейся приложений 1.2, 1.3, 1.6, 1.8, 1.10; о признании незаконными действий Рособрнадзора по опубликованию в сети Интернет сведений, связанных с приостановлением действия лицензии N 0744 в части отдельных образовательных программ, и о возложении на заинтересованное лицо обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2015 заявленные НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" требования удовлетворены. Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.01.2015 N 80-07 "О приостановлении лицензии на осуществление образовательной деятельности от 25.02.2011, регистрационный N 0744, серия ААА N 000756 негосударственному аккредитованному частному образовательному учреждению высшего профессионального образования Современной гуманитарной академии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки" признано недействительным. Также признаны незаконными действия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по опубликованию в сети Интернет сведений, связанных с приостановкой лицензии N 0744 в части отдельных образовательных программ.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований. В апелляционной жалобе Рособрнадзор указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права. По мнению Рособрнадзора, при проверке законности оспариваемого распоряжения следовало применять не статью 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а нормы статьи 20 Федерального закона от 04.05.201 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Так как Учреждением не было исполнено предписание об устранении грубых нарушений лицензионных требований, что повлекло привлечение ректора Учреждения к административной ответственности, приостановление лицензии Рособрнадзором было обоснованным. Неисполнение в установленный срок НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" повторно выданного предписания подтверждается вступившим в законную силу Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А40-10561/15.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. По мнению Учреждения, суд правильно применил специальную норму права, которая регулирует особенности приостановления лицензии в сфере образования: ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Основания для приостановления лицензии НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" на момент выдачи оспариваемого Распоряжения отсутствовали. Оснований приостанавливать лицензию в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 04.05.201 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" также не было, так привлечение должностного лица, ректора НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" к административной ответственности не может быть приравнено к привлечению к административной ответственности лицензиата, как того требует п. 2 ст. 20 Федерального закона от 04.05.201 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия", имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности от 25.02.2011, регистрационный N 0744, серия ААА N 000756, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - лицензия).
В период с 22.05.2014 по 27.05.2014 Рособрнадзор проведена внеплановая выездная проверка Учреждения, в результате которой установлены нарушения лицензионных требований и законодательства в сфере образования и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/3, срок исполнения которого истек 01.07.2014.
В связи с истечением срока исполнения указанного предписания Рособрнадзором в период с 08.07.2014 по 10.07.2014 проведена внеплановая выездная проверка его исполнения.
По результатам данной проверки установлено, что предписание от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/3 Учреждением не исполнено, в связи с чем, Рособрнадзором в отношении ректора НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" Тараканова В.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 101 района Замоскворечье г. Москвы от 01.10.2014 по делу N5-223/2014 Тараканов В.П. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения.
В связи с вступлением в законную силу 20.01.2015 решения мирового судьи о привлечении ректора Учреждения к административной ответственности Рособрнадзором 21.01.2015 года НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" выдано повторное предписание N 03-55-07/23-л/з/ПП об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и законодательства Российской Федерации в сфере образования и 21.01.2015 принято распоряжение N 80-07 о приостановлении действия лицензии в части приложений 1.2, 1.3, 1.6, 1.8, 1.10. Сведения о приостановлении действия лицензии размещены на официальном сайте Рособрнадзора в сети Интернет.
Заявитель, считая распоряжение Рособрнадзора о приостановлении действия лицензии и действий по опубликованию в сети Интернет сведений, связанных с приостановкой лицензии в части отдельных образовательных программ, не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия", обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Арбитражный суд г. Москвы, удовлетворяя заявленные требования, исходил из нарушения Рособрнадзором процедуры вынесения распоряжения о приостановлении лицензии, предусмотренной п. 8 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Вынесение распоряжения о приостановлении лицензии одновременно с выдачей повторного предписания лишило возможность Учреждения исполнить повторное предписание и представить доказательства его исполнения.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.201 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Однако согласно пункту 3 части 4 статьи 1 Закона о лицензировании особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими, в том числе осуществление образовательной деятельности.
Пунктом 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Порядок приостановления действия лицензии на образовательную деятельность установлен статьей 93 Закона об образовании.
В соответствии с пунктом 6 статьи 93 Закона об образовании в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.
Согласно положениям пункта 7 статьи 93 Закона об образовании (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения), в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,
выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.
В соответствии с пунктом 8 статьи 93 Закона об образовании (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения), до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.
Решением суда установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемое распоряжение о приостановлении действия лицензии, выданной НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия", вынесено Рособрнадзором одновременно с выдачей повторного предписания, что правомерно расценено судом как нарушение требований пункта 8 статьи 93 Закона об образовании, поскольку образовательное учреждение фактически было лишено возможности исполнить повторное предписание и представить доказательства его исполнения.
Между тем, из материалов дела следует, и не оспаривается ответчиком, что НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" 26.01.2015 - до истечения срока исполнения повторного предписания (27.01.2015) письмом от 26.01.2015 г. N 01/245 в Рособрнадзор представлен отчет об устранении нарушений требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение повторного предписания от 21.01.2015 г. N 03-55-07/23- л/з/ПП.
Таким образом, ответчик в порядке пункта 8 статьи 93 Закона об образовании до принятия распоряжения о приостановления лицензии обязан был провести проверку содержащейся в отчете Учреждения информации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае суд должен был применить пункт 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 04.05.201 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому имелись основания приостановления лицензии Учреждения, апелляционном судом отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств дела.
В повторном предписании Рособрнадзора от 21.01.2015 N 03-55-07/23-л/з/ПП указано, что оно выдано в соответствии со ст. 93 Закона об образовании, следовательно, последствия неисполнения предписания регулируются также указанной нормой права.
Учитывая, что пункт 3 части 4 статьи 1 Закона о лицензировании предусматривает возможность установления специального порядка приостановления лицензии, следовательно, положения ст. 93 Закона об образовании являются специальными нормами по отношению к общей норме права, закрепленной в ст. 20 Закона о лицензировании, учитывая приоритет специальных норм права над общими.
Кроме того, доказательства наличия оснований приостановления лицензии НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" по состоянию на 21.01.2015 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о лицензировании, в материалах дела также отсутствуют.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 04.05.201 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случае привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Закона о лицензировании лицензиатом признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обладающее специальным разрешением (лицензией).
Лицензиатом в данном случае является юридическое лицо - НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия". Доказательств привлечения на момент вынесения оспариваемого Распоряжения НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований в материалах дела не имеется.
Указанное в Распоряжении постановление мирового судьи судебного участка N 101 района Замоскворечье г. Москвы от 01.10.2014 по делу N5-223/2014 таким доказательством не может быть признано, так как постановление вынесено в отношении должностного лица - ректора НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия", который лицензиатом не является.
Рособрнадзор также полагает, что имелись основания приостановления лицензии и в соответствии с положениями ст. 93 Закона об образовании, так как повторное предписание НАЧОУ ВПО СГА на момент истечения срока - не было исполнено.
Данным доводам ответчика судом первой инстанции дана оценка. Судом обоснованно указано, что поскольку Рособрнадзором проверка отчета заявителя и приложенных к нему документов проведена не была, документальное подтверждение утверждения о неисполнении повторного предписания в материалы дела не представлено, оснований для вынесения 21.01.2015 распоряжения о приостановлении лицензии, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу, у ответчика не имелось.
По таким же основаниям не является вступившее законную силу Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А40-10561/2015 о признании повторного предписания недействительным в части преюдициальным для рассмотрения настоящего спора в соответствии со ст. 69 АПК РФ.
Предметом рассмотрения по делу N А40-10561/2015 являлось повторное предписание Рособрнадзора от 21.01.2015, основанием выдачи которого было неисполнение предписания от 28.05.2014 N03-55-108/18-Л/З. Оценивая законность и обоснованность выдачи повторного предписания, суд устанавливал обстоятельства исполнения или не исполнения предписания от 28.05.2014 N03-55-108/18-Л/З. Проверка исполнения повторного предписания Рособрнадзора не являлась предметом рассмотренного судом заявления о незаконности выданного повторно предписания.
Учитывая вышеизложенное, обоснованно применяя нормы Закона об образовании, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Рособрнадзора правовых оснований для принятия распоряжения от 21.01.2015 N 80-07 о приостановлении действия лицензии НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия".
Доводы апелляционной жалобы об обратном судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств дела.
Так как в результате принятия оспариваемого распоряжения и совершения оспариваемых действий Учреждение было ограничено в осуществлении своей уставной деятельности, суд обоснованно признал нарушенными права и законные интересы НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия".
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания Распоряжения Рособрнадзора недействительным, действий незаконными. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рособрнадзора - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2015 по делу N А40-16986/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16986/2015
Истец: Негосударственное аккредитование частного образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия, Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение ВПО Современная Гуманитарная академия
Ответчик: КА г. Москвы "Барщевский и партнёры" Чернобель Я. А., Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки