г. Москва |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А40-126401/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Москвиной Л.А., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Правительства Москвы, ДГИ города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.05.2015
по делу N А40-126401/14, принятое судьей Иевлевым П.А. (9-863)
по заявлению ОАО "Трехгорная мануфактура" (ОГРН 1027700081892)
к 1) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, 2) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, 3) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, 4) Правительству Москвы, 5) Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной,
при участии:
от заявителя: Филина Т.В. по дов. от 21.05.2015;
от ответчиков: 1-5) не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы удовлетворено заявление ОАО "Трехгорная мануфактура" (далее - заявитель, Общество) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004033:2604 в размере 1 469 078 010 руб. 77 коп.; 77:01:0004033:2603 в размере 1 218 874 652 руб. 11 коп.; 77:01:0004033:2606 в размере 1 140 193 981 руб. 08 коп.; 77:01:0004033:2602 в размере 473 964 370 руб. 82 коп.; об обязании ФГБУ ФКП Росреестра внести в ГКН соответствующие сведения о стоимости земельных участков (с учетом уточнения принятых судом в порядке 49 АПК РФ).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы подали апелляционную жалобу, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование этого указывается, что Правительство и Департамент не являются надлежащими ответчиками в рассматриваемом споре, поскольку не имеют полномочий по ведению ГКН, не могут быть также возложены на них обязанности по передаче сведений о кадастровой стоимости земельного участка в орган государственного кадастрового учета. Судом первой инстанции при принятии оспариваемых судебных актов не применен закон, подлежащий применению, а именно, ст. 24.19 Закона об оценке. Представленный истцом отчет, не может быть признан судами достоверным доказательством действительной рыночной стоимости.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель заявителя в судебном заседании и представленном отзыве на апелляционную жалобу поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) и истцом заключены договоры аренды земельных участков от 31.12.2013 N М-01-044106; М-01-044108; М-01-044109; М-01-044107 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004033:2604; 77:01:0004033:2603; 77:01:0004033:2606; 77:01:0004033:2602.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2013 установлена кадастровая стоимость земельных участков.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует рыночной, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Статьей 24.19 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
Общество является арендатором земельных участков.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии Законом об оценочной деятельности.
Обращаясь в суд с настоящим иском, общество преследовало цель защиты своего права как арендатора земельного участка, поскольку размер подлежащих уплате арендных платежей поставлен законодательным актом города Москвы в зависимость от кадастровой стоимости.
Таким образом, возможность оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости арендатором земельного участка согласуется с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость земельных участков установлена:
-в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004033:2604 в размере 3 004 136 410,65 руб.;
-в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004033:2603 - 2 492 492 362,95 руб.;
-в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004033:2606 - 2 331 597 252,60 руб.;
-в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004033:2602 - 1 004 815 093,90 руб.
Однако, заявителем в материалы дела представлен отчет ЗАО "Финансовый консультант" от 21.05.2014 N 24/14, 25/14, 26/14, 27/14, которым установлено, что рыночная стоимость спорных земельных участков не соответствует их кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных Постановлением N 751-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Установленная в отчетах оценщика рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 77:01:0004033:2604 составляет 1 469 078 010 руб. 77 коп.; 77:01:0004033:2603 - 1 218 874 652 руб. 11 коп.; 77:01:0004033:2606 - 1 140 193 981 руб. 08 коп.; 77:01:0004033:2602 - 473 964 370 руб. 82 коп. и ответчиками по существу не оспаривается.
Как верно указано в решении суда первой инстанции, сравнение рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, свидетельствует о том, что рыночная стоимость значительно меньше его кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 751-ПП.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013), что соответствует правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Оценив представленный отчет, суд первой инстанции во исполнение указаний суда кассационной инстанции, сделал правильный вывод о том, что данный документ составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, при этом правовых оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной экспертным заключением, у суда не имеется.
Какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии отчета требованиям закона, стандартам оценки ответчиками и третьими лицами по делу суду не приведены.
Таким образом, заявленные Обществом требования, направленные на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость (01.01.2013), правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Как следует из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указанные полномочия возложены на учреждение "Федеральная кадастровая палата", в связи с чем надлежащим ответчиком по требованию об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость является ФГБУ "ФКП Росреестра".
С учетом изложенного, в качестве восстановления нарушенного права судом первой инстанции правомерно обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 в размере 8 470 226 руб.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, установленная настоящим решением стоимость земельного участка подлежит применению с 01.01.2014. Введение с 01.01.2015 новой кадастровой стоимости (по состоянию на 01.01.2014) не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.05.2015 по делу N А40-126401/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126401/2014
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА, ОАО "Трехгорная мануфактура", Правительство Москвы
Ответчик: ДГИ города Москвы, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в лице Управления Росреестра по Москве, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве, Национальный совет по оценочной деятельности, Правительство Москвы, Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ ФКП Росреестра по Москве