г. Владивосток |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А59-502/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Зимина Алексея Николаевича,
апелляционное производство N 05АП-6850/2015
на решение от 16.06.2015
судьи К.Ф. Мухаметшина
по делу N А59-502/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зимина Алексея Николаевича (ИНН 651000434858, ОГРНИП 309650115400049, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 03.06.2009)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002) в лице филиала по Сахалинской области
третье лицо: глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Ветряки"
о признании незаконными и отмене решений от 05.12.2014 N 65/РКФ/14-25526 и от 06.03.2015 N 65/РКФ/15-1704, аннулировании сведений в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 65:05:0000007:213 (20,000 Га) и 65:05:0000000:712 (51,003 Га) и обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 65:05:12 (71,003 Га),
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зимин Алексей Николаевич (далее о тексту - заявитель, предприниматель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными и отмене решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Сахалинской области) о признании незаконными и отмене решений от 05.12.2014 N 65/РКФ/14-25526 и от 06.03.2015 N 65/РКФ/15-1704, аннулировании сведений в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 65:05:0000007:213 (20,000 Га) и 65:05:0000000:712 (51,003 Га), а также об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 65:05:12 (71,003 Га). решения, в связи с чем, не может являться стороной по делу.
Определением от 13.04.2015 суд первой инстанции в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) произвел замену Управления Росреестра по Сахалинской области надлежащим ответчиком - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Сахалинской области (далее по тексту - ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Сахалинской области, Учреждение), в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Ветряки" (далее по тексту - третье лицо, КФХ "Ветряки").
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 16.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что судом первой инстанции не принято во внимание то, что сведения о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами 65:05:0000007:213, 65:05:0000007:227 образовались в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 65:05:12, правообладателем которого является предприниматель. Также считает, что действия Учреждения, связанные со внесением записи в ГЗК о земельных участках с кадастровыми номерами 65:05:0000007:215, 65:05:0000007:227, 65:05:0000000:712, 65:05:0000007:213, 65:05:00000007:0123, являются ошибкой, допущенной ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Сахалинской области и кадастровым инженером, которая не может являться основанием для утраты предпринимателем земельного участка. Кроме того, полагает, что оспариваемые решения Учреждения нарушают конституционное право собственности предпринимателя на спорный земельный участок.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Сахалинской области, третье лицо в представленных письменных отзывах, приобщенных коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами жалобы не согласились, решение суда первой инстанции просили оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
На основании статьи 163 АПК РФ судебная коллегия определила объявить перерыв в судебном заседании 03.09.2015 до 10.09.2015 до 11 час. 00 мин. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
20.11.2014 заявитель обратился в ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Сахалинской области с заявлением N 65-0-1-67/3001/2014-611 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами, а именно в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, крестьянское (фермерское) хозяйство "Ветряки".
Одновременно с заявлением предпринимателем были представлены постановления от 19.10.2000 N 523 и от 15.11.2000 N 552, технический отчет по межеванию земельного участка от 09.11.2000, а также ответ на межведомственный запрос от 03.12.2014 N 14-04/6028.
Заявитель просил внести соответствующие сведения и выдать ему кадастровый паспорт указанного объекта недвижимости в количестве двух экземпляров.
Постановление N 523 принято мэром Анивской районной администрации Сахалинской области 19.10.2000 во исполнение решения Анивского районного суда от 04.10.2000 по делу N 2-401/2000 (по жалобе Зимина А.Н. на действия руководителя Анивского райкомзема Ерохина В.Д.) в части приведения государственного акта на право пользования землей серии АН N 045 в соответствии с решением Анивского райисполкома от 17.04.1990 "О предоставлении земельного участка для ведения фермерско-крестьянского хозяйства "Ветряки" гражданину Зимину А.Н.".
Согласно пунктам 1-2 указанного постановления, в состав землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства "Ветряки" Зимина А.Н. включен земельный участок площадью 2 Га, на который введены ограничения по использованию в соответствии с частью 3 пункта 4 решения Анивского райисполкома от 17.04.1990 N 132.
Пунктом 1 постановления Мэра Анивской районной администрации Сахалинской области от 15.11.2000 N 552 утверждены материалы по межеванию земель крестьянского (фермерского) хозяйства "Ветряки" гр. Зимина Алексея Николаевича, выполненные Сахалинским землеустроительным предприятием "ДальНИИгипрозем" на площади 71,003 гектара.
Согласно пункту 2 указанного постановления в пункт 1 решения исполнительного комитета Анивского районного Совета народных депутатов от 17.04.1990 N 132 "О предоставлении земельного участка для ведения фермерско-крестьянского хозяйства "Ветряки" гр-ну Зимину А.Н." внесены изменения, с учетом которых указанный пункт изложен в новой редакции: "изъять из земель совхоза "Южно-Сахалинский" земельный участок площадью 71,003 гектара и предоставить его гражданину Зимину А.Н. в пожизненное последующее владение для организации и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства "Ветряки", из-за отсутствия земель для доведения площади участка до 74 гектаров и в соответствии с заявлением гражданина Зимина А.Н.".
По результатам рассмотрения представленных предпринимателем документов, решением от 05.12.2014 N 65/РКФ/14-25526 Учреждение приостановило осуществление кадастрового учета.
Как следует из решения в соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ) имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Причинами приостановления являются выявленные противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и кадастровыми сведениями. Обстоятельствами, послужившими основанием для приостановления указано следующее: в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: обл. Сахалинская, р-н Анивский, бывшего Ветряки, крестьянское (фермерское) хозяйство "Ветряки", с кадастровым номером 65:05:0000007:213 (разрешенное использование - "Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства "Ветряки", площадь - 200.000 кв. м) и земельном участке, расположенном по адресу: Сахалинская область, р-н Анивский, в районе бывшего с. Ветряки, с кадастровым номером 65:05:0000000:712 (разрешенное использование - "Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", площадь - 510.030 кв. м), которые по сумме площадей составляют площадь - 710030 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером 65:05:0000000:712 по конфигурации границ, внесенных в государственный кадастр недвижимости, частично соответствует конфигурации границ и местоположению приложенного вместе с заявлением чертежа (плана) границ земельного участка.
Возможной причиной возникновения данных обстоятельств является то, что факт наличия сведений о земельных участках в государственном кадастре недвижимости, не предусмотрен.
Указанным решением заявителю были даны рекомендации по доработке представленных документов: для получения кадастрового паспорта необходимо обратиться в орган кадастрового учета с запросом об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 65:05:0000007:213 и 65:05:0000000:712.
С учетом выявленных обстоятельств и принятого решения предпринимателю было указано на то, что на основании части 9 статьи 26 Закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Также, со ссылкой на часть 10 статьи 26 Закона N 221-ФЗ заявителю было указано на возможность обжалования принятого решения в судебном порядке.
В последующем, решением от 06.03.2015 N 65/РКФ/15-1704, Учреждение отказало заявителю во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Основанием для вынесения указанного решения, явилось то, что в течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета заявителем не были устранены причины, повлекшие принятие решения о приостановлении.
Не согласившись с решениями ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Сахалинской области от 05.12.2014 N 65/РКФ/14-25526 и от 06.03.2015 N 65/РКФ/15-1704, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на неё, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 1 указанного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 21 Закона N 221-ФЗ определено, что заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. При этом, с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Исходя из положений части 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами данной статьи.
В частности, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
Соответствующее основание указано в пункте 1 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ.
Частью 9 статьи 26 Закона N 221-ФЗ установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Пункт 6 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ закрепляет, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Частью 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее по тексту - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом, объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно сведениям кадастрового учета, сведения о ранее учтенном земельном участке с условным номером 65:05:12 были внесены в государственный земельный кадастр на основании оценочной описи в 2008 году.
Сведения содержали информацию о местоположении - Сахалинская область, Анивский район, бывший поселок Ветряки, крестьянское (фермерское) хозяйство "Ветряки", а также о назначении земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 200.000 кв. м (20,0 Га). Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В силу пункта 22 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее по тексту - Порядок ведения государственного кадастра недвижимости), внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Реестр и постановка на учет нового объекта недвижимости сопровождаются присвоением следующего по порядку в кадастровом квартале, в котором расположен такой объект недвижимости, кадастрового номера.
При включении в Реестр сведений о ранее учтенном земельном участке, ранее присвоенный такому земельному участку кадастровый номер сохраняется, если указанный номер соответствует требованиям порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утверждаемого в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о кадастре, и согласно сведениям Реестра соответствующий кадастровый номер не присвоен иному объекту недвижимости.
Ранее учтенному земельному участку с условным номером 65:05:12, предоставленному предпринимателю, был присвоен кадастровый номер 65:05:00 00 007:0213.
Согласно свидетельству на право собственности на землю от 07.12.2000 РФ IV-65-05 N 59320 именно земельный участок с кадастровым номером 65:05:0000007:0213 является раннее учтенным с условным номером 65-05-12 и площадью 20,0 Га, а не площадью 71,003 Га.
В данном случае, на момент обращения в Учреждение - 20.11.2014, заявителю было известно о наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, так как 06.02.2008 он уже обращался с заявлением о предоставлении сведений по ранее учтенному земельному участку, что подтверждается доказательствами, имеющимися в кадастровом деле.
В последующем - 20.11.2014 заявитель обратился в Учреждение с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке площадью 71,003 Га. По данному заявлению Учреждением было принято оспариваемое решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ - в связи с противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и кадастровыми сведениями.
В соответствии с Законом N 221-ФЗ сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в государственный кадастр недвижимости на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.
Как следует из материалов дела, при обращении за внесением сведений в государственный кадастр недвижимости заявителем были предоставлены постановления мэра Анивской районной администрации Сахалинской области от 19.10.2000 N 523 и от 15.11.2000 N 552.
Согласно указанным постановлениям заявителю был предоставлен земельный участок площадью 71,003 Га в пожизненное наследуемое владение с ограничением на использование земельного участка площадью 2 Га. При этом, ему необходимо было внести изменения в государственный акт на право пользования землей от 17.04.1990 серии АН-N 045, зарегистрировать недвижимое имущество и ограничение (обременение) права на использование земельного участка площадью 2 Га.
Согласно свидетельству на право собственности на землю от 07.12.2000 серии РФ IV-65-05 N 593202 заявителю принадлежало на праве частной собственности 20,0 Га земельного участка с обременением в использовании площадью 2,0 Га на основании постановления мэра Анивского района от 06.12.2000 N 596.
Кроме того, на государственном кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером 65:05:0000007:712 с характеристиками: местоположение - Сахалинская обл., р-н Анивский, в районе бывшего с. Ветряки, для ведения КФХ с площадью - 51,003 Га. Схема расположения указанного земельного участка была утверждена постановлением мэра Анивского городского округа от 15.04.2013 N 485-п.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции из предоставленных заявителем документов была не ясна площадь земельного участка.
Согласно подпункту 7 пункта 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об объекте недвижимости возможно, только если такие сведения носят временный характер.
Однако, на земельный участок с кадастровым номером 65:05:0000007:0213 право собственности было зарегистрировано 12.12.2012. При этом, сведения о земельном участке не носят временный характер, в связи с чем, аннулировать сведения о нем не представляется возможным.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что решение Учреждения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 05.12.2014 N 65/РКФ/14-25526 по заявлению предпринимателя принято при наличии достаточных к тому оснований в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости, явилось достаточным к тому основанием.
Поскольку заявитель не устранил обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета в установленный срок, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Сахалинской области решением от 06.03.2015 N 65/РКФ/15-1704 обоснованно отказало ему во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Кроме того, коллегия апелляционного суда находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемыми решениями не нарушаются права и законные интересы заявителя в силу следующего:
Как уже отмечалось ранее, в силу части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. При этом, с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Как следует из материалов дела, земельные участки были предоставлены заявителю 17.04.1990 на праве пожизненного наследуемого владения для ведения крестьянского хозяйства "Ветряки".
Согласно положению крестьянского (фермерского) хозяйства "Ветряки", оно было создано в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В указанный период земельные отношения регулировались Основами законодательства СССР и союзных республик о земле, принятых ВС СССР 28.02.1990 (далее по тексту - Основы законодательства о земле).
В статье 5 Основ законодательства о земле закреплено, что в пожизненное наследуемое владение земля предоставляется гражданам для нужд, предусмотренных статьей 20 настоящих Основ.
Указанной статьей Основ законодательства о земле предусмотрено право граждан на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков для ведения крестьянского хозяйства.
Предоставление земельных участков во владение осуществляется в порядке отвода. Право владения удостоверяется государственным актом (статья 8 Основ законодательства о земле).
Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское хозяйство, земельные участки предоставляются в пожизненное наследуемое владение или в аренду (статья 25 Основ законодательства о земле).
Предоставление земли гражданам для ведения крестьянского хозяйства, производится по представлению сельского Совета народных депутатов решением районного, городского Совета народных депутатов (статья 26 Основ законодательства о земле).
При этом предоставление участков в пользование граждан осуществляется для иных (не связанных с созданием крестьянского хозяйства) целей (статьи 6, 21 и 22 Основ законодательства о земле).
Из содержания решения Исполнительного комитета Анивского районного совета народных депутатов Сахалинской области от 17.04.1990 N 132 следует, что земельный участок площадью 74 Га изъят из земель совхоза "Южно-Сахалинский" и предоставлен гражданину Зимину А.Н. для организации фермерско-крестьянского хозяйства "Ветряки", согласно прилагаемому плану. Наделение заявителя землей явилось основанием для выдачи государственного акта на пользование землей и регистрации фермерско-крестьянского хозяйства "Ветряки".
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Ветряки" 19.12.1994 поставлено на учет в налоговом органе.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве "Ветряки" 01.08.2003 внесены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1036500614963.
Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство "Ветряки" является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, созданным в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действующего до 17.06.2003, имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности.
В силу пункта 3 статьи 15 указанного закона при выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава земля и общее имущество разделу в натуральной форме не подлежат.
Причитающаяся часть (вклад, доля, пай) имущества компенсируется денежными средствами. Порядок выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать пяти лет.
Аналогичное положение сохранилось и в действующем законодательстве.
Согласно статье 257 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.
В соответствии со статьей 258 ГК РФ земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат.
Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что при выходе из крестьянского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства крестьянского хозяйства разделу не подлежат.
Как установлено в решении Арбитражного суда Сахалинской области от 30.09.2011 по делу N А59-2912/2011 по иску КФХ "Ветряки" к предпринимателю о признании права собственности на земельный участок, на основании протокола общего собрания членов КФХ "Ветряки" от 30.06.2008 Зимин Алексей Николаевич исключен из числа членов КФХ "Ветряки".
Основанием для исключения указано самоотстранение от участия в хозяйственной деятельности КФХ "Ветряки".
Соответствующие изменения об исключении из числа членов были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Из материалов дела видно, что решением общего собрания членов КФХ "Ветряки", оформленным протоколом от 30.06.2008 глава КФХ - Зимин Алексей Николаевич был исключен из членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Как следует из протокола, Зимин Алексей Николаевич числится членом КФХ "Ветряки" лишь формально, в течение длительного времени участия в деятельности хозяйства не принимал и более того, препятствовал его деятельности.
Как верно установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Анивского районного суда Сахалинской области от 19.08.2002 по делу N 2-23/02 членами КФХ "Ветряки" признаны: Зимина З.А., Зимин Д.А., Зимина А.А., Зимина Я.В. и Котенева (Борисова) Е.Ю., а также признано их право на земельный участок названного хозяйства.
На основании решения Анивского районного суда Сахалинской области мэром Анивского района принято постановление от 25.12.2003 N 727, согласно которому заявители считаются членами КФХ "Ветряки", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие изменения.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 30.09.2011 по делу N А59-2912/2011 исковые требования КФХ "Ветряки" удовлетворены частично: за КФХ "Ветряки" признано право собственности на недвижимое имущество в виде земельного участка площадью 200.000 кв. м, кадастровый номер 65:05:0000007:0213, адрес (местоположение) объекта - установлено относительно ориентира бывший поселок Ветряки, крестьянское (фермерское) хозяйство "Ветряки", расположенного в границах участка, адрес ориентира: Сахалинская область, Анивский район.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 решение Арбитражного суда Сахалинской области от 30.09.2011 по делу N А59-2912/2011 оставлено без изменений, апелляционная жалоба предпринимателя - без удовлетворения.
Указанное решение явилось основанием для регистрации за КФХ "Ветряки" права собственности на земельный участок площадью 200.000 кв.м с кадастровым номером 65:05:0000007:0213, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.12.2012 сделана запись регистрации N 65-65-06/002/2012-669.
Кроме того, земельный участок площадью 51,03 Га о котором также идет речь в заявлении предпринимателя, и который в сумме площадей с земельным участком, находящимся в собственности КФХ "Ветряки" будет составлять 71,003 Га, - находится у хозяйства в пользовании на основании договора аренды от 07.12.2000 N 136 на срок 49 лет.
Соответственно законным владельцем указанного земельного участка также является КФХ "Ветряки", а не заявитель.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что указанные в заявлении земельные участки были предоставлены лично ему и принадлежат предпринимателю на праве пожизненного наследуемого владения, признаются судебной коллегией необоснованными и подлежат отклонению по мотиву неправильного толкования заявителем норм материального права, искажающего смысл воли законодателя.
Таким образом, с позиции части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ предприниматель не может являться надлежащим заявителем в рамках процедур, связанных с кадастровым учетом соответствующих земельных участков и соответственно обращаться с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции полагает, что решения ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Сахалинской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 05.12.2014 N 65/РКФ/14-25526 и об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 06.03.2015 N 65/РКФ/15-1704, являются законными и обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.06.2015 по делу N А59-502/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-502/2015
Истец: ИП Зимин Алексей Николаевич
Ответчик: УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Крестьянское (фермерское) хозяйство "Ветряки", КФХ "Ветряки"