г. Москва |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А40-47365/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Бекетовой И.В., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13
апелляционную жалобу Минтранс России
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.06.2015
по делу N А40-47365/15, принятое судьей Аксеновой Е.А. (121-375)
по заявлению Минтранс России к ФАС России
третьи лица: 1) ФГБУ "АМП Черного моря", 2) ОАО "Флот НМТП"
о признании незаконным решения и предписания
при участии:
от заявителя: Клюев В.В. по дов. от 03.09.2015, Кашин Д.Н. по дов. от 31.12.2014,
Коновалов Д.В. по дов. от 31.12.2014;
от ответчика: Кыров Д.Н. по дов. от 02.12.2014;
от третьих лиц: 1) Чич Р.Ю., удост. N 2167 от 05.02.2015,
2) Ткаченко С.В. по дов. от 19.12.2014.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2015 отказано в удовлетворении требований Минтранса России (далее - заявитель) о признании недействительным решения и предписания ФАС России (далее - антимонопольный орган) от 29.12.2014.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, Минтранс России подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование этого указывается, что при смене лоцманской организации морской лоцман, имея лоцманское удостоверение с неправильно указанным наименованием лоцманской организации, перестает соответствовать требованиям Положения о морских лоцманах, в связи с чем в соответствии с подпунктом 3 пункта 35 Положения о морских лоцманах необходимо проведение аттестации по представлению лоцманской организации. По мнению Минтранса России, условия Положения о морских лоцманах, признанные ФАС России нарушающими антимонопольное законодательство, направлены на обеспечение безопасности мореплавания и не противоречат законодательству Российской Федерации.
Представитель Минтранса России в судебном заседании и представленном отзыве на апелляционную жалобу поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель ФАС России в судебном заседании и представленном отзыве на апелляционную жалобу поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица - ФГБУ "АМП Черного моря" в судебном заседании и представленном отзыве на апелляционную жалобу поддержал правовую позицию Минтранса России.
Представитель третьего лица - ОАО "Флот НМТП" в судебном заседании и представленном отзыве на апелляционную жалобу указал что, считает законным решение суда в части отказа в удовлетворении требований Минтранса России о признании недействительным решения ФАС России. Требования Минтранса России об отмене предписания ФАС России считает обоснованным, поскольку действие по исключению в п.35 подпункта о проведении аттестации в случае несоответствия морского лоцмана требованиям, установленным Положением, никаким образом не сможет установить порядок замены удостоверения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Оспариваемым решением ФАС России от 29.12.2014 по делу N 1-15-79/00-03-14 Минтранс России признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем создания необоснованных препятствий по осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
На основании указанного решения ФАС России выдано предписание от 29.12.2014, которым Минтрансу России предписано внести изменения в пункт 35 раздела V Положения о морских лоцманах, утвержденного приказом Минтранса России от 22.07.2008 N 112, путем исключения из Положения подпункта о проведении аттестации в случае несоответствия морского лоцмана требованиям, установленным Положением, в связи с неопределенностью содержания данной нормативно-правовой нормы, которая допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и препятствует переходу лоцманов из одной лоцманской организации в другую, при смене удостоверения, при наличии действующей квалификации морского лоцмана на право осуществления лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Согласно п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Вопросы, связанные с деятельностью морских лоцманов регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и Положением о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденном приказом Минтранса России от 22 июля 2008 года N 112 (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Положения морской лоцман должен иметь, в том числе, действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов.
В соответствии с приложением N 1 к Положению в лоцманском удостоверении указывается название лоцманской организации.
Как установлено антимонопольным органом, в связи с заключением трудового договора от 03.12.2013 N 226 с Бабенковым А.Н., ОАО "Флот НМТП" обратился в ФГУ "АМП Новороссийск" с просьбой произвести замену лоцманского удостоверения N 76 от 03.08.2010 на имя Бабенкова А.Н., путем выдачи лоцманского удостоверения с указанием в нем в качестве лоцманской организации ОАО "Флот НМТП" вместо ФГУП "РОСМОРПОРТ".
Письмом от 11.12.2013 N 023-4/1-5942 ОАО "Флот НМТП" повторно обратилось в ФГУ "АМП Новороссийск" с просьбой произвести замену лоцманского удостоверения на имя Бабенкова А.Н., путем выдачи лоцманского удостоверения с указанием в нем в качестве лоцманской организации ОАО "Флот НМТП". В данном письме ОАО "Флот НМТП" также просил подтвердить возможность использования лоцманского удостоверения N76 без его замены при оказании ОАО "Флот НМТП" лоцманских услуг.
Письмом ФГУ "АМП Новороссийск" от 24.12.2013 N 5554/0071 ОАО "Флот НМТП" отказано в замене лоцманского удостоверения N 76 на имя Бабенкова А.Н. Кроме этого, письмом от 27.12.2013 N 5632/0071, ФГУ "АМП Новороссийск" запретило ОАО "Флот НМТП" использовать лоцманское удостоверение N 76 при оказании лоцманских услуг.
Письмом от 09.01.2014 N 023-4/1-6 ОАО "Флот НМТП" обратилось в ФГУ "АМП Новороссийск" с просьбой произвести выдачу лоцманского удостоверения на имя Бабенкова А.Н., с указанием в нем организации ОАО "Флот НМТП", обосновав это решением аттестационной комиссии от 03.08.2010.
Письмом от 10.01.2014 N 49/0071 ФГУ "АМП Новороссийск" отказало ОАО "Флот НМТП" в выдаче лоцманского удостоверения на имя Бабенкова А.Н. с указанием в нем организации ОАО "Флот НМТП".
По мнению Минтранса России, при смене лоцманской организации морской лоцман, имея лоцманское удостоверение с неправильно указанным наименованием лоцманской организации, перестает соответствовать требованиям Положения о морских лоцманах, в связи с чем в соответствии с подпунктом 3 пункта 35 Положения о морских лоцманах необходимо проведение аттестации по представлению лоцманской организации.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.87 КТМ РФ лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
Согласно п.п.2 п.4 Положения о морских лоцманах морской лоцман должен иметь, в том числе, действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что лоцманская проводка может осуществляться только при наличии у лоцмана лоцманского удостоверения.
Как следует из обстоятельств дела, Бабенков А.Н. является морским лоцманом 1-й категории без ограничения дедвейта в районах лоцманской проводки N N 1,2,3,4, удовлетворяющий требованиям Положения, что подтверждается лоцманским удостоверением N 76, выданным 03.08.2010 капитаном морского порта Новороссийск.
В соответствии с п.п.1 п.35 раздела V Положения о морских лоцманах, Бабенков А.Н. проходил первичную аттестацию в аттестационной комиссии 01.07.2005 с присвоением квалификации лоцмана 2-го класса.
Согласно п.п.3 п.35 Положения о морских лоцманах, по представлению лоцманской организации ФГУП "РОСМОРПОРТ", 03.08.2010 Бабенков А.Н. прошел аттестацию на повышение квалификации лоцмана 1-й категории без ограничения дедвейта в районах лоцманской проводки N N 1,2,3,4.
На основании результатов аттестации, Бабенкову А.Н. капитаном морского порта Новороссийск выдано лоцманское удостоверение N 76 от 03.08.2010 со сроком действия до 03.08.2015.
В свою очередь, Положение о морских лоцманах не предусматривает замену лоцманского удостоверения в связи с заключением морским лоцманом трудового договора с другой лоцманской организацией, при наличии действующей квалификации морского лоцмана на право осуществления лоцманской проводки судов определённых размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов, а именно, в районе, где лоцман уже получил лоцманское удостоверение по результатам ранее пройденной аттестации.
Подпунктом 3 пункта 35 Положения о морских лоцманах установлена норма, в соответствии с которой аттестационная комиссия, осуществляющая аттестацию кандидатов в морские лоцмана и морских лоцманов и присвоение им квалификационной категории, проводит, в том числе аттестацию по представлению руководителей лоцманских организаций при несоответствии морского лоцмана требованиям, установленным Положением.
Иных способов замены лоцманского удостоверения Положением морских лоцманах не предусмотрено.
Таким образом, антимонопольным органом сделан правильный вывод, поддержанный судом первой инстанции о том, что отсутствие в Положении о морских лоцманах, способов замены (выдачи) лоцманского удостоверения в связи с заключением морским лоцманом трудового договора с другой лоцманской организацией, при действующей квалификации морского лоцмана на право осуществления лоцманской проводки судов определённых размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов, приводит к созданию препятствий деятельности лоцманских организаций.
Минтранс России правомерно признан антимонопольным органом, нарушившим п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, путем создания необоснованных препятствий осуществлению деятельности лоцманским организациям.
Относительно довода заявителя о том, что проверка лоцмана на соответствие установленным к морским лоцманам требованиям и перешедшего в другую лоцманскую организацию, перед началом работы в ней, направлена на обеспечение безопасности мореплавания и не противоречит законодательству Российской Федерации, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Как следует из обстоятельств дела, Бабенков А.Н. является морским лоцманом 1-й категории без ограничения дедвейта в районах лоцманской проводки N N 1,2,3,4, удовлетворяющий требованиям Положения о морских лоцманах, что подтверждается лоцманским удостоверением N 76, выданным 03.08.2010 капитаном морского порта Новороссийск. Следовательно, Бабенков А.Н. обладал правом осуществлять лоцманскую проводку в порту Новороссийск без ограничений по районам лоцманской проводки, так как в данном порту установлено только четыре района лоцманских проводок.
Отсутствие положения о замене лоцманского удостоверения при переходе лоцмана в другую лоцманскую организацию при наличии действующей аттестации, подтверждающее наличие у лоцмана знаний и навыков по лоцманской проводке в определенном порту, создает препятствий деятельности лоцманских организаций, заинтересованных в привлечении к работе в их организациях лоцманов, отвечающих их потребностям.
Согласно оспариваемому предписанию ФАС России предписало Минтрансу России внести изменения в пункт 35 раздела V Положения о морских лоцманах, утвержденного приказом Минтранса России от 22.07.2008 N 112, путем исключения из Положения подпункта о проведении аттестации в случае несоответствия морского лоцмана требованиям, установленным Положением, в связи с неопределенностью содержания данной нормативно-правовой нормы, которая допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и препятствует переходу лоцманов из одной лоцманской организации в другую, при смене удостоверения, при наличии действующей квалификации морского лоцмана на право осуществления лоцманской проводки судов определённых размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов.
При этом, довод ОАО "Флот НМТП" о том, что выданное предписание не приведет к устранению нарушения и ФАС России необходимо было выдать предписание о внесении в Положение о лоцманах нормы о способе замены лоцманского удостоверения в связи с заключением морским лоцманом трудового договора с другой лоцманской организацией, правомерно отклонен судом первой инстанции, так как предписание об изменении нормативного акта, нарушающего антимонопольное законодательство, может использоваться антимонопольным органом только в целях исключения из такого акта не соответствующих антимонопольному законодательству положений и не должно содержать требований о внесении в него дополнений.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа и предписание соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.06.2015 по делу N А40-47365/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47365/2015
Истец: Минтранс России
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: ОАО "Флот ММТП", ОАО "Флот НМТП", ФГБУ "АМП Черного моря"