г. Москва |
|
23 сентября 2015 г. |
Дело N А40-23031/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Лящевского И.С., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Унечское автотранспортное предприятие",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2015,
по делу N А40-23031/14, принятое судьей Лаптевым В.А. (шифр судьи: 45-199),
по заявлению открытого акционерного общества "Унечское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1023201042688, адрес: 243300, Брянская область, г. Унеча, ул. Чапаева, д. 73)
к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д.9, стр. 1)
третье лицо: Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области (ОГРН 1073250000780, адрес: 241050, Брянская область, г. Брянск, Проспект Станке Димитрова, д. 54)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
открытого акционерного общества "Унечское автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании 12.014.107 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой. Постановлением АС Московского округа от 27 марта 2015 г. указанные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2015 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 15.06.2015, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2015 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец, являясь транспортным предприятием, в 2013 году осуществлял перевозки для граждан электрическим транспортом.
В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что понёс убытки в результате неполной компенсации затрат в связи перевозкой льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр льготников в спорный период.
В соответствии с Постановлением Администрации Брянской области от 01.02.2005 N 27 на территории Брянской области введен единый социальный проездной билет, который реализовывался органами социальной защиты.
Пунктом 4 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" кроме замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации указанный Федеральный закон разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, в том числе по вопросу социальной поддержки и социального обслуживания ряда категорий граждан.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3-1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Межбюджетные трансферты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 N 802 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации", предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации до 2010 года, пока в субъектах формировались условия и принимались нормативные акты для выполнения поставленной перед ними Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ задачи перехода к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения льготных категорий граждан на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что с января 2010 года, с учетом урегулирования во всех субъектах Российской Федерации вопросов обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта федеральным и региональным льготным категориям граждан, с учетом изменений в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предоставляющих субъектам Российской Федерации по предметам совместного ведения право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки исходя из своих бюджетных возможностей, финансирование мер социальной поддержки на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта из федерального бюджета прекращено. Нормативными актами такие обязательства на Российскую Федерацию не возложены.
Указанный вывод соответствует выработанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой определенности в вопросах обеспечения ранее гарантированных льгот определенным категориям граждан, высказанной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2008 года N 1031-0-0, от 3 июля 2007 года N 523-О-П и др.
Передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования Российской Федерацией льгот отдельным категориям граждан федерального регистра. Однако, такие вопросы подлежат разрешению по нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Брянская область установила меры социальной поддержки для федеральных категорий льготников и, соответственно, приняла на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.
Постановлениями Администрации Брянской области от 1 февраля 2005 года N 27 "Об обеспечении доступности транспортных услуг на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации" и от 20 февраля 2006 года N 116 "Об утверждении Порядка изготовления, реализации и учета единых социальных проездных билетов и проезда по ним" установлено право льготного проезда граждан отдельных категорий на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме легкового и маршрутного такси) на основании единого социального проездного билета (далее -ЕСПБ), а так же порядок изготовления, реализации и учета ЕСПБ и перечни категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ.
Администрацией Брянской области постановлением от 29 декабря 2009 года N 1499 утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий на компенсацию потерь в доходах транспортных организаций, возникающих в результате регулирования тарифов на перевозку пассажиров автомобильным пассажирским транспортом в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка распределение и перечисление субсидий осуществляется транспортным организациям, заключившим с Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области в соответствии с предусмотренными способами размещения заказа, государственные контракты на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по социально значимым маршрутам Брянской области в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Как указано в преамбуле постановления от 29 декабря 2009 года N 1499 вышеуказанный Порядок утвержден в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в которые входит (п. 24. ч.2 ст. 26.3) - обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
Постановлением Администрации Брянской области от 13 декабря 2012 года N 1153 установлена стоимость ЕСПБ, реализуемого гражданам отдельных льготных категорий, в соответствии с постановлением Администрации Брянской области от 20 февраля 2006 года N116.
Суд первой инстанции правильно указал, что потери транспортных организаций от оказания услуг перевозки гражданам отдельных льготных категорий по ЕСПБ, цена которого установлена Брянской областью ниже общегражданской стоимости проезда, компенсировалась транспортным организациям путем перечисления оплаты по вышеуказанным государственным контрактам.
Доказательств неисполнения обязательств по оплате в соответствии с государственным контрактом не имеется, напротив лимиты бюджетных обязательств на выполнение обязательств по постановлению Правительства Брянской области N 1499 исполнены в полном объеме.
Закон Брянской области от 10 декабря 2012 года N 90-3 "Об областном бюджете на 2013 год и плановые периоды 2014 и 2015 годов" и законом Брянской области от 30 июня 2014 года N 44-3 "Об исполнении областного бюджета за 2013" подтверждает выполнение бюджетных обязательств по компенсации убытков предусмотренных постановлением Правительства Брянской области от 29 декабря 2009 года N1499 на 2013 год в размере 185.789.300 руб.
Также суд первой инстанции правильно указал, что предусмотренный постановлением Администрации Брянской области от 29 декабря 2009 года N 1499 государственный контракт заключается в интересах субъекта Российской Федерации, тем самым, создает в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае неполного исполнения обязательств (в том числе оплаты), вытекающих из государственного контракта, указанное неисполнение не создает обязанностей для третьих лиц (Российская Федерация), в нем не участвующих.
Поскольку Российская Федерация в лице Минфина России не является стороной указанного договора, в правоотношениях с истцом не состояла.
Более того, истцом не подтвержден факт причинения ему убытков, ни их размера, исключается возможность удовлетворения иска.
Кроме того, передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования Российской Федерацией льгот отдельным категориям граждан федерального регистра. Однако, такие вопросы подлежат разрешению по нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" утверждена методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации вправе направить указанные дотации на любые цели, в том числе на возмещение транспортным предприятиям выпадающих доходов.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 15.06.2015.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2015 по делу N А40-23031/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Унечское автотранспортное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23031/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 марта 2015 г. N Ф05-767/15 настоящее постановление отменено
Истец: ОАО "Унечское АТП"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Минфина
Третье лицо: Департамент промышленности транспорта и связи Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40004/17
24.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2505/16
23.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37567/15
15.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-23031/14
27.03.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-767/15
31.10.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43463/14
15.07.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-23031/14