г. Челябинск |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А76-8311/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 июля 2015 года по делу N А76-8311/2015 (судья Елькина Л.А.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор" - Данилов А.И. (доверенность от 26.06.2015 N 11.3), Чернева О.А. (доверенность от 02.03.2015 N 10-юо),
Магнитогорской таможни - Касьянов А.А. (доверенность от 14.03.2015 N 09-42/10), Титова С.А. (доверенность от 26.03.2015 N 09-42/34).
Общество с ограниченной ответственностью "Огнеупор" (далее - заявитель, ООО "Огнеупор", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.03.2015 N 10510000-15/2015 (далее - постановление по делу об административном правонарушении, постановление от 10.03.2015 N 10510000-15/2015), вынесенного Магнитогорской таможней (далее - заинтересованное лицо, Магнитогорская таможня, таможенный орган, административный орган).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.07.2015 по настоящему делу заявление общества удовлетворено частично. Обжалуемое постановление признано незаконным и отменено в части штрафа, превышающего 50 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Огнеупор" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Огнеупор" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, допущены неправильное применение норм материального права, и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, общество указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание то, что с учетом требований раздела II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, товары с кодом "3824" подлежат подтверждению о безопасности путем получения соответствующего документа, однако, в рассматриваемой ситуации, обществом с ограниченной ответственностью "Огнеупор" в представленной 30.12.2013 декларации N 10510040/301213/0015768, были ошибочно указаны сведения о товаре - "готовые добавки для строительных растворов, изготовленные на основе алюминия с добавками органических и неорганических веществ марки ADS3, ADW1", и соответственно был неверно определен код товара, как "384400000". Между тем, фактически заявителю был поставлен товар "диспергирующий глинозем ADW1, ADS3", соответствующий коду товара "2818209100", в связи с чем, ООО "Огнеупор" 28.01.2015 в таможенный орган было направлено письмо, содержащее просьбу об изменении кода товара. Кроме того, в представляемом на стадии апелляционного судопроизводства на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительном доказательстве, - письме Управления Роспотребнадзора по Челябинской области от 06.08.2015 N 14/29-11865, содержится отказ от государственной регистрации товара, по причине отсутствия оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. С учетом данного, податель апелляционной жалобы полагает, что им не совершено правонарушение, подпадающее под действие ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
В представленных возражениях на апелляционную жалобу таможенный орган просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Представителями таможенного органа не высказано возражений против приобщения к материалам дела на стадии апелляционного судопроизводства, заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Огнеупор" дополнительного доказательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав участников процесса, принявших участие в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, фактически отказывая обществу с ограниченной ответственностью "Огнеупор" в удовлетворении заявления пришел к выводу о доказанности таможенным органом факта виновного совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, между ООО "Огнеупор" и фирмой "Cofermin Rohstоffe GmdH & Cо. KG" (Германия) 21.03.2012 был заключен контракт N ОУ200178, на основании которого на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - "готовые добавки для строительных бетонов изготовленные на основе оксида алюминия с добавками органических и неорганических веществ, марки ADS-3 и ADW-1, изготовитель товара Almatis", в связи с чем, 20.12.2013 заявителем в таможенный орган была подана электронная декларация на товар N 10510040/301213/0015768, в которой вышеуказанный товар заявлен с кодом товара в соответствии с ТН ВЭД 3824400000. Товар выпущен в свободное обращение 30.12.2013.
В дальнейшем, таможенным органом по результатам проведенной камеральной таможенной проверки, оформленной актом от 28.07.2014 N 10510000/400/280714/А0013/00 установлено осуществление ввоза на территорию Российской Федерации товара - "готовые добавки для цементов строительных растворов, изготовленные на основе оксида алюминия с добавками органических и неорганических веществ марки АDS-3, ADW-1", без соблюдения установленных законодательством ограничений, а именно, в отсутствие свидетельства о безопасности товара.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" утверждены:
1. Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее - Единый перечень товаров);
2. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
3. Единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) (далее - Единая форма документа);
4. Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (далее - Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контроля).
С 19.07.2012 данный раздел дополнен позицией с кодом "3824" "Продукты и препараты химические, химической или смежных отраслей промышленности (включая препараты, состоящие из смесей природных продуктов), в другом месте не поименованные или не включенные, относящиеся к пунктам 4, 6-11 настоящего раздела".
Основанием для отнесения подконтрольных товаров к разделам II и III Единого перечня товаров при их ввозе и обращении на таможенной территории Таможенного союза служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, или в информационном письме изготовителя (производителя) продукции и подтверждающие указанную в разделах II и III Единого перечня товаров область применения продукции.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 36 "О внесении изменений в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза", утвержден перечень товаров подлежащих государственной регистрации.
В пункте 8 раздела II Единого перечня товаров подлежащих государственной регистрации указаны "потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду".
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 N 78 в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее - Раздел II), были внесены изменения, в части указания видов подконтрольных товаров.
В соответствии с указанными изменениями из Раздела II были исключены пункты 1, 3 - 5 (всего 4 пункта, т.е. 4 вида товаров), а в абзацах втором и пятом пункта 11 цифры "1 - 11" были заменены цифрами "1 - 7".
Таким образом, в настоящее время разрешительный порядок ввоза установлен для 7 категорий товаров, в том числе и для потенциально опасных химических веществ.
Из сведений, содержащихся в паспорте безопасности фирмы производителя "Almatis" от 10.04.2008 о товаре марок ADS-3 и ADW-1, следует, что продукция при контакте может вызвать раздражение глаз, кожи, дыхательных путей, способствует обострению астмы, дерматита, т.е. представляет потенциальную опасность для здоровья человека.
Статьей 1 Соглашения таможенного союза по санитарным мерам (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.) и пунктом 1 Положения о порядке оформления Единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции, товаров (приложение N 1 к Единой форме документа) установлено, что документом, подтверждающим безопасность продукции, товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, является свидетельство о государственной регистрации.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что в ответ на требование таможенного органа от 21.05.2014 о предоставлении документов, сведений и пояснений о подаче ЭДТ 10510040/301213/0015768 без свидетельства о государственной регистрации, обществом с ограниченной ответственностью "Огнеупор" было представлено свидетельство о государственной регистрации от 28.02.2014 N RU.23.КК.08.008.Е000192.02.14, полученное на такой же товар, поступивший в адрес ООО "Огнеупор" в рамках контракта от 21.03.2012 N ОУ 200178, и представленное при декларировании товара в Магнитогорскую таможню по ЭДТ по ЭДТ N 10510040/090414/0005440.
Заинтересованным лицом 22.05.2014 был направлен запрос в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю о подтверждении факта выдачи свидетельства о государственной регистрации на продукцию марки ADS-3 от 28.02.2014 N RU.23.КК.08.008.Е000192.02.14.
Письмом от 16.06.2014 N 01-13/1079824-07 Управление подтвердило выдачу свидетельств о государственной регистрации, представив копии протоколов испытаний из которых следует, что продукция - диспергирующий глинозем ADS3, изготовителя Almatis GmbH соответствует единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 глава II, раздел 19 "Требования к химической и нефтехимической продукции производственного назначения". На данную продукцию было оформлено свидетельство о государственной регистрации от 28.02.2014 N RU.23.КК.08.008.Е000192.02.14.
Факт выдачи уполномоченным государственным органом свидетельства о государственной регистрации свидетельствует о том, что товар - "готовые добавки для строительных бетонов изготовленные на основе оксида алюминия и кремния с добавками органических и неорганических веществ марки, ADS-3" является товаром, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю, ввоз и обращение которого должно сопровождаться свидетельством о государственной регистрации.
Частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Непредставление Свидетельства о государственной регистрации при таможенном декларировании ввезенного товара обществом с ограниченной ответственностью "Огнеупор", свидетельствует о несоблюдении ограничений, установленных Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 и образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Таможенным органом установлено, что на момент ввоза спорного товара на таможенную территорию свидетельство о государственной регистрации или иной документ, подтверждающий безопасность продукта, в нарушение требований пп. 5 п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), предусматривающей представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, отсутствовали.
Как следует из описи документов, представленной обществом при декларировании товара по ЭДТ N 10510040/301213/0015768, отсутствует документ, подтверждающий безопасность продукции. В графе 44 декларации отсутствует документ под кодом 01206 в соответствии с классификатором документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, а в графе 33 проставлен код "С", что свидетельствует, что товар свободен от запретов и ограничений.
Административным органом 25.02.2015, в присутствии полномочного представителя заявителя, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10510000-15/2015, предусмотренном ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, а, постановлением по делу об административном правонарушении от 10.03.2015 N 10510000-15/2015 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Согласно ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ), одним из полномочий федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности является установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними.
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции при этом обоснованно отклонил довод заявителя о том, что в ДТ N 10510040/301213/0015768 на поставленный товар ошибочно заявлен код товара 3824400000 вместо 2818109100, учитывая, что в силу условий ст. 52 ТК ТС, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД; коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных и иных документах не являются обязательными для классификации товаров. При совершении таможенных операций по декларации на товары N 10510040/301213/0015768 сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах и указанные в соответствующих графах ЭТД (31 и 33), позволяли подтвердить заявленный декларантом код по ТН ВЭД ТС 3824400000.
Классификация товаров по ТН ВЭД ТС осуществляется в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Решением Комиссии таможенного союза от 28.01.2011 N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" определено, что основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Пунктом "а" примечания 1 к группе 28 ("Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов") ТН ВЭД ТС установлено, что в данную группу включаются отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава.
Экспертиза в отношении товара "готовые добавки для строительных бетонов изготовленные на основе оксида алюминия и кремния с добавками органических и неорганических веществ марки: ADS-3, ADW-1" продекларированного по ЭТД N 10510040/301213/0015768, не проводилась.
В то же время, арбитражный суд первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке решения, обоснованно учел тот факт, что ранее, в отношении ввезенного по ЭТД N 10510040/080812/0008259 товара "готовые добавки для строительных растворов, изготовленные на основе оксида алюминия с добавками органических и неорганических веществ марки: ADS-3, ADW-1", по результатам заключения таможенного эксперта от 15.08.2012 установлено, что установленные свойства для проб товара марки ADS-3, ADW-1 не характерны для чистого оксида алюминия и могут быть обусловлены наличием специально введенных органических и неорганических добавок. В заключении таможенного эксперта также указано, что пробы товаров марки ADS-3, ADW-1 имеют состав и свойства, соответствующие специально приготовленным искусственным продуктам - готовым добавкам на основе оксида алюминия, минеральных и органических компонентов, которые могут быть использованы для улучшения диспергирования и регулирования времени схватывания огнеупорных бетонов, что согласуется с данными ДТ, информацией, имеющейся на сайте производителя (www.almatis.com).
Таким образом, таможенным экспертом было установлено, что товар марок ADS-3, ADW-1 не является отдельными химическими элементами и отдельными соединениями определенного химического состава, а является готовым продуктом, классификация которого осуществляется по основной функции и назначению.
Кроме того, в подтверждение позиции таможенного органа о том, что ввозимый товар "готовые добавки для строительных растворов, изготовленные на основе оксида алюминия с добавками органических и неорганических веществ марки ADS-3, ADW-1" является подконтрольным и при ввозе которого необходим документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений (свидетельство о государственной регистрации), служит факт выдачи Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, свидетельства о государственной регистрации от 28.02.2014 N RU.KK.08.008.E.000192.02.14.
Представленное в материалы дела N А76-8311/2015 Арбитражного суда Челябинской области, на стадии апелляционного судопроизводства письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты право потребителей и благополучия человека по Челябинской области от 06.08.2015 N 14/29-11865 в данном случае не имеет значения, учитывая, что вступившим в законную силу судебным актом - решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2015 по делу N А76-6385/2015 установлен код ввезенного товара 3824 40 000 0 ТН ВЭД ТС, а, не код 2818 20 000 0 ТН ВЭД ТС, указанный в упомянутом письме Управления Роспотребнадзора по Челябинской области.
В силу условий ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
У общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор" имелась возможность соблюдения требований вышеперечисленных нормативных правовых актов, однако, заинтересованное лицо пренебрегло имеющейся у него возможностью.
При решении вопроса о назначении административного наказания арбитражный суд первой инстанции принял во внимание обстоятельства совершения административного правонарушения, и уменьшил размер административной санкции, исходя из нормы ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данной части каких-либо возражений таможенным органом не высказано.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях по сути, отказал обществу с ограниченной ответственностью "Огнеупор" в удовлетворении заявления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 июля 2015 года по делу N А76-8311/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8311/2015
Истец: ООО "ОГНЕУПОР"
Ответчик: Магнитогорская таможня