г. Владимир |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А38-694/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Вечканова А.И., Богуновой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.В.,
при участии представителей сторон:
от истца - Коростылевой Т.Г. по доверенности от 16.07.2015 (сроком действия 1 год);
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Марий Эл
на решение Арбитражного суда республики Марий Эл от 27.05.2015 по делу N А38-694/2015, принятое судьей Куликовой В.Г.,
по иску муниципального предприятия "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (ИНН 1215015760, ОГРН 1021200772471) к Республике Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл и Министерству промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - истец, МП "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Республике Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл и Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, о взыскании с Республики Марий Эл в лице Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл за счет казны Республики Марий Эл основного долга по возмещению затрат перевозчика в сумме 8 851 600 руб., а также взыскании с Республики Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл за счет казны Республики Марий Эл убытков в размере 40 850 781 руб.
Решением от 27.05.2015 Арбитражный Республики Марий Эл заявленные требования удовлетворил, взыскал с Республики Марий Эл в лице Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл за счет казны Республики Марий Эл в пользу муниципального предприятия "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" задолженность в сумме 8 851 600 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 35 620 руб. Одновременно взыскал с Республики Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл за счет казны Республики Марий Эл в пользу муниципального предприятия "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" убытки в размере 40 850 781 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 164 380 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Республики Марий Эл обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального и процессуального права; неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что расчет убытков, выполненный истцом, не соответствует действующему законодательству и является недостоверным.
По мнению заявителя, предложенный истцом способ определения цены иска не содержит показателя "реального количества перевезенных лиц", в связи с неиспользованием транспортным предприятием в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц в отсутствие считывающих устройств.
Полагает, что истец не подтвердил факт причинения ему убытков, их размер.
Обращает внимание суда, что при предъявлении искового заявления истцом было заявлено одно требование о взыскании убытков, возникающих в связи с предоставлением льгот по оплате проезда в троллейбусах по ЕСПБ. Требование о взыскании задолженности по договорам по всем категориям граждан республики в иске отсутствовало. В ходе рассмотрения дела суд неправомерно принял изменение истцом основания и предмета исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему истец не согласился с доводами ответчика, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционных жалоб и материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, муниципальное предприятие "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в период с 1 января по 31 декабря 2012 года на основании договоров на осуществление социальных перевозок от 17.01.2012 N 6 сроком действия с 01.01.2012 по 31.08.2012, от 01.09.2012 N 59 сроком на период 01.09.2012 по 31.10.2012 и от 29.12.2012 N 124 сроком действия с 01.11.2012 по 31.12.2012, заключенных с Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, предоставляло услуги по льготному проезду граждан, которые в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 02.12.2004 N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14.12.2005 N 290 "Об утверждении Порядка предоставления льготного проезда для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл" и постановлением Правительства РМЭ от 23.12.2011 N 412 "О мерах социальной поддержки лиц, награжденных государственными наградами Республики Марий Эл" имели право на проезд в городском электротранспорте по единым социальным проездным билетам в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Республики Марий Эл.
Льготы предоставляли указанным в постановлении категориям граждан права приобретения единого социального проездного билета для проезда в пределах муниципальных образований "Город Йошкар-Ола" и "Медведевский муниципальный район" на автомобильном транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси и маршрутных таксомоторов), а также на городском электротранспорте (пункт 2 Порядка предоставления льготного проезда для граждан N 290).
Факт перевозки истцом граждан, имеющих право на льготы и относящихся к региональному регистру, участвующие в деле лица не оспаривали.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Правительством Республики Марий Эл 14.12.2005 принято постановление N 290, которым утверждён Порядок предоставления льготного проезда для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Этим порядком установлено кем, где и на каких условиях реализуются единые социальные проездные билеты. Согласно пунктам 12, 13 Порядка для приобретения единого социального проездного билета гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его принадлежность к вышеназванным категориям. Единый социальный проездной билет действителен при предъявлении документа, дающего право на его приобретение. Право льготного проезда на городском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан является гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Расходы, вызванные предоставлением льгот, подлежали компенсации в установленном законодательством порядке за счет средств республиканского бюджета.
В соответствии со статьёй 3 Закона Республики Марий Эл N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" от 2 декабря 2004 год финансирование мер социальной поддержки и социального обеспечения граждан является расходным обязательством Республики Марий Эл.
Приняв 19 декабря 2011 года Закон N 73-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", Республика не отменила и не приостановила действие Закона от 2 декабря 2004 года N 50-З и постановления Правительства Республики Марий Эл от 14.12.2005 N 290.
В 2012 году в республиканском бюджете были предусмотрены расходы на предоставление мер социальной поддержки по льготному проезду троллейбусным транспортом отдельным категориям граждан.
В соответствии с приложением N 7 к Закону Республики Марий Эл от 19.12.2011 N 73-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл были предусмотрены "субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" в сумме 182 653,6 тыс. руб. Из общего объёма финансирования главным распорядителем бюджетных средств предприятию троллейбусного транспорта направлено 62 238 тыс. руб. Получение истцом денежных средств в указанном размере подтверждается платежными документами и не оспаривалось им в судебном заседании.
В соответствии с условиями договоров объемы и условия перевозки пассажиров определены в приложении N 1.
Надлежащее исполнение предприятием принятых обязательств по осуществлению перевозки граждан заявителем не оспаривается.
Судом первой инстанции установлено наличие долга перед истцом по договору N 59 от 01.09.2012 в размере 8851600 рублей (с учетом произведенной оплаты 14000000 руб. - 5148400 руб.), в связи с чем требование удовлетворено.
Доводы заявителя о нарушении норм процессуального права при принятии к производству требования о взыскании 8851600 рублей долга по договору N 59 от 01.09.2012 рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку не являются основанием для отмены решения в указанной части требований.
Доказательств полной оплаты истцу предусмотренного договором N 59 возмещения в деле не имеется, в связи с чем требование удовлетворено судом правомерно.
Обязательства по договорам N 6 (в сумме 56089600 руб.) и N 124 (в сумме 1000000 руб.) исполнены перед истцом в полном объеме, что заявителем не оспаривается.
Удовлетворяя в полном объеме требование о взыскании убытков, суд первой инстанции исходил из того, что формула расчетов выпадающих доходов, установленная в постановлении N 242, основана на недостоверном среднем количестве поездок, совершаемых пассажирами, имеющими право льготного проезда; убытки истца на перевозку пассажиров льготной категории полностью не погашены за счет выплаченных субсидий.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.01.2005 N 23 "Об утверждении порядка предоставления ЕСПБ для категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета" установлен порядок предоставления единых социальных проездных билетов (ЕСПБ).
Постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 10.11.2005 N 258 и 12.06.2006 N 136 утверждены тарифы на перевозку пассажиров и багажа отдельными видами общественного транспорта (транспорта общего пользования).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2009 N 242 (ред. от 24.12.2010) утвержден Порядок финансирования перевозчиков в связи с выполнением ими социальных перевозок (далее -Порядок).
По своей сути, данный Порядок является методикой расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан.
В соответствии с пунктом 10 указанного Порядка исходными данными для расчета субсидий перевозчикам по городским маршрутам являются:
а) по ЕСПБ: среднемесячное количество ЕСПБ, реализованных гражданам, проживающим в муниципальных образованиях "Город Йошкар-Ола", "Город Волжск", "Город Козьмодемьянск", "Волжский муниципальный район", "Горномарийский муниципальный район", "Звениговский муниципальный район" и "Медведевский муниципальный район", в году, предшествующем расчетному; доля транспортной работы перевозчиков на городских маршрутах в г. Йошкар-Оле в году, предшествующем расчетному; стоимость месячного проездного билета на предъявителя, утвержденная Правительством Республики Марий Эл; стоимость ЕСПБ, утвержденная Правительством Республики Марий Эл;
б) по месячным билетам для обучающихся: среднемесячное количество месячных билетов для обучающихся, реализованных перевозчиками в году, предшествующем расчетному, по каждой категории; стоимость месячного проездного билета на предъявителя, утвержденная Правительством Республики Марий Эл; стоимость месячного билета для обучающихся, утвержденная Правительством Республики Марий Эл;
в) по категориям граждан, имеющим преимущества, не указанным в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта: количество граждан, отнесенных к соответствующей категории, проживающих на территории Республики Марий Эл; тариф на перевозку пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, утвержденный Правительством Республики Марий Эл; среднее количество поездок в месяц по городским маршрутам - 15,7, по пригородным маршрутам - 14,2 (для школьников, проживающих в сельской местности, - 50), по междугородным маршрутам - 0,37; средняя дальность поездки по пригородным маршрутам - 13,9 км, по междугородным маршрутам - 68,7 км.
В силу пунктов 13, 14 Порядка возмещению подлежат затраты перевозчиков, рассчитанные как разность между расчетным значением затрат и доходами (далее - расчетная потребность). Распределение бюджетных средств между перевозчиками производится пропорционально расчетной потребности в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год.
Указанное постановление Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2009 N 242 является нормативным правовым актом, установившим методику расчета и исходные данные, необходимые для исчисления расходов перевозчиков. Оно не оспорено и не признано судом недействующим.
При таких обстоятельствах, в ситуации неиспользования транспортным предприятием в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда, (в отсутствие считывающих устройств и т.п.), представленные истцом в обоснование убытков доказательства не опровергают правильность расчета указанных сумм выплат применительно к формуле, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2009 N 242.
Материалами дела подтверждается, что расчет убытков предприятия не подтвержден сведениями о реальном количество перевезенных предприятием лиц, обладающих правом на льготный проезд. В нарушение вышеуказанного порядка расчет истца основан на сведениях текущего года, а не года, предшествующем расчетному, учтена только стоимость ЕСПБ, реализованных истцом, а не стоимость всех билетов, реализованных гражданам, проживающим в муниципальном образовании.
Следовательно, транспортное предприятие в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о доказанности причинения убытков истцу и их размера.
Решение Арбитражного суда республики Марий Эл от 27.05.2015 по делу N А38-694/2015 в части взыскания убытков 40 850 781 руб. подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба Министерства финансов Республики Марий Эл в указанной части удовлетворению, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда республики Марий Эл от 27.05.2015 по делу N А38-694/2015 отменить в части взыскания 40 850 781 руб. убытков, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Марий Эл в указанной части удовлетворить.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Республики Марий Эл в лице Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл за счет казны Республики Марий Эл в пользу муниципального предприятия "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" задолженность в сумме 8 851 600 руб. и 35620 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Председательствующий судья |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-694/2015
Истец: МП Троллейбусный транспорт МО Город Йошкар-Ола
Ответчик: РМЭ в лице Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства РМЭ, РМЭ в лице Министерства Финансов РМЭ