22 сентября 2015 г. |
Дело N А43-7301/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИТ" (ИНН 5259046033, ОГРН 1055236046359) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2015 по делу N А43-7301/2015,
принятое судьей Ивановым А.В.
в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЮНИТ" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ЮНИТ" - директор Егоров О.А. на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу - Долгих И.Е. по доверенности от 03.04.2015 N 8-Д сроком действия 6 месяцев.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЮНИТ" (далее - Общество, ООО "ЮНИТ") имеет лицензию на оказание телематических услуг связи от 28.01.2015 N 124406.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) в период с 16.03.2015 по 26.03.2015 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований и условий в сфере оказания телематических услуг связи.
В ходе проведения проверки установлено, что по состоянию на 26.03.2015 ООО "ЮНИТ" не выполнены мероприятия по реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) и обеспечения безопасности Российской Федерации (отсутствует акт ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ или другой документ Управления Федеральной службы безопасности по Нижегородской области, подтверждающий выполнение мероприятий по реализации СОРМ на сети связи).
Управление сочло, что Обществом нарушены пункт 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), пункты 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила взаимодействия), а также пункт 9 лицензии от 28.01.2015 N 124406.
По данному факту административным органом 26.03.2015 в отношении Общества составлен протокол N 213 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении ООО "ЮНИТ" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 09.06.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявление административного органа и привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что соответствующее согласование было получено при получении предыдущей лицензии.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: копии письма от УФСБ по Нижегородской области N 106/9/2 от 21 ноября 2011 г., копии письма УФСБ по Нижегородской области N106/9/2-1474 от 24.03.2015 г., копии письма ООО "Старт Телеком" N Ипф 846-11 от 31.08.2011 г., копии письма ООО "ЮНИТ" в УФСБ по Нижегородской области, копии письма от УФСБ по Нижегородской области N 106/9/2 - 2375 от 07 мая 2015 г., копии лицензии ООО "Юнит" N 72946 от 28 января 2010 г., копии лицензии ООО "Юнит" N 124406 от 28 января 2015 г., копии договора присоединении сетей электросвязи NПФ/105-11/12967 от 1 марта 2011 года между ООО "ЮНИТ" и ООО "Старт Телеком, копии письма Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу N 5421-4/52 от 15.06.2015.
Рассмотрев заявленное ходатайство, Первый арбитражный апелляционный суд отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.
Частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Как следует из материалов дела определение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2015 о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства было направлено по адресу места нахождения Общества, отраженному в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д.45), и получено им 14.05.2015 (л.д.4). Судебный акт принят 09.06.2015, до вынесения которого Обществом каких-либо ходатайств, заявлений, дополнительных доказательств не направлено в суд первой инстанции.
Поскольку оснований для перехода в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для принятия дополнительных доказательств по делу не имеется.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий в области связи относится к обязательным условиям осуществления лицензируемого вида деятельности в области связи в силу правил главы 6 Закона N 126-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
К обязательным перечням лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи относится обеспечение лицензиатом реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (пункт 10 одноименного Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий").
Частью 2 статьи 64 Закона N 126-ФЗ определено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач.
В соответствии с пунктом 9 условий осуществления деятельности на основании лицензии от 28.01.2015 N 124406 лицензиат (ответчик) обязан реализовать установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Пункт 1 Правил взаимодействия определяет порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскную деятельность с использованием технических средств, обеспечивающих эту деятельность в сети связи оператора связи, при предоставлении оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и в случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 Правил взаимодействия ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 этих Правил, органа внутренних дел.
Факт невыполнения ООО "ЮНИТ" мероприятий по реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий и обеспечения безопасности Российской Федерации подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26.03.2015 N 213 и материалами дела об административном правонарушении.
Утверждение Общества о том, что соответствующее согласование было получено при получении предыдущей лицензии, не основано на материалах дела.
В материалы дела не представлен как акт ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ или другой документ Управления Федеральной службы безопасности по Нижегородской области, подтверждающий выполнение мероприятий по реализации СОРМ на сети связи, начиная с получения лицензии от 28.01.2010 N 72946 и дате продления 28.01.2015.
Обстоятельства, изложенные Обществом в письме от 25.03.2015 N 13, не подтверждено соответствующими доказательствами.
Таким образом, ООО "ЮНИТ" осуществляло деятельность по оказанию телематических услуг связи с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Из обстоятельств дела усматривается, что у заявителя жалобы имелась возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, ответственность за нарушение которого предусмотрена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является правильным.
Мера ответственности определена судом верно в пределах санкции, предусмотренной в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа по низшему пределу, что соотносится с характером деяния.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. Законный представитель Общества надлежащим образом извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д.30-32). Кроме того, директор ООО "ЮНИТ" Егоров О.А. присутствовал при составлении протокола.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения судебного акта не истек.
Оценив представленные в дело доказательства, суд не усмотрел в действиях заявителя жалобы малозначительности совершенного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Несоблюдение законодательства, устанавливающего требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, влечет создание препятствий для осуществления таких мероприятий.
В этой связи оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ к рассматриваемому случаю судом не усматривается.
Суд первой инстанции правомерно привлек ООО "ЮНИТ" к административной ответственности, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2015 по делу N А43-7301/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИТ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7301/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ООО Юнит