г. Москва |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А40-43337/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.09.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой
при ведении протокола помощником судьи О.А. Даниловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное Управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2015 по делу N А40-43337/15, принятое судьей А.П. Стародубом в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Главное Управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области к ООО "Специальный коммунальный транспорт" (ОГРН 1107746041193) о взыскании штрафа
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Главное Управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области: Кузьминская И.Ю. по дов. от 12.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2015 ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области (далее - Пенсионный фонд, заявитель) отказано в удовлетворении заявления о взыскании с ООО "Спецкомтранс" (далее - страхователь, общество) штрафа в размере 3 728 руб. за представление недостоверных индивидуальных сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за 4-й квартал 2013 г.
Пенсионный фонд не согласился с решением суда, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить поданное им заявление.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд ее удовлетворить.
Представитель общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения суда Девятым арбитражным апелляционным судом проверены в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителя Пенсионного фонда, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что ООО "Спецкомтранс" зарегистрировано в ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя за N 087-506-001620.
Согласно абзацу 8 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11 названного Федерального закона установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов, причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ.
Как усматривается из материалов дела, индивидуальные сведения за 4-й квартал 2013 г. общество представило в Пенсионный фонд в установленный законом срок.
Пенсионным фондом сделан вывод о том, что представленные обществом индивидуальные сведения являются недостоверными, составлен акт N 24 от 05.05.2014. Обществом письменные возражения по акту не представлены.
Пенсионным фондом 18.06.2014 вынесено решение N 672 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и выставлено требование от 24.07.2014 N 538 о добровольной уплате штрафа в размере 3 728 руб. в срок до 05.09.2014. Направление решения и требования в адрес общества подтверждается копией реестра направления корреспонденции со штампом Почты России.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно признал требования Пенсионного фонда не обоснованными.
Из материалов дела следует, что по результатам документальной проверки представленных заявителем индивидуальных сведений за 4-й квартал 2013 г. должностным лицом пенсионного фонда выявлено наличие ошибок в представленных документах, что подтверждается протоколом проверки файлов.
В соответствии с п. 3 ст. 34 ФЗ N 212-ФЗ если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Пенсионным фондом не представлены доказательств направления в адрес страхователя извещения о выявленных ошибках с указанием на то, в чем именно заключается недостоверность представленных обществом сведений, и соответствующего требования об их устранении пенсионным фондом.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России N 987н от 14.12.2009, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 192п от 31.07.2006.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России N 987н от 14.12.2009.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ об устранении имеющихся расхождений. В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в ИС, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку (о чем свидетельствует статья 16 Федерального Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996).
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки сотрудники ПФР имели возможность с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Согласно статьям 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в случае выявления нарушений в ходе проверки представленных страхователем документов, орган пенсионного фонда составляет акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Формы и требования к документам установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".
В соответствии с данным приказом итоговая часть акта камеральной проверки должна содержать, в том числе, предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений.
В нарушение названных норм в представленном в материалы дела акте от 05.05.2014 N 24 указано на представление недостоверных (неполных) индивидуальных сведений за 4-й квартал 2013 г. и предложено привлечь организацию к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, состав выявленного правонарушения не указан.
Таким образом, акт проверки от 05.05.2014 N 24 не указывает ни на состав вменяемого в вину организации нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, ни на конкретные обстоятельства, послужившие тому основанием. Если, по утверждению заявителя, нарушения выразились в предоставлении неполных и недостоверных сведений, то в акте не указано, в чем именно состояли неполнота и недостоверность представленной страхователем информации.
Согласно статье 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Решением от 18.06.2014 N 672 общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за недостоверность представленных индивидуальных сведений, однако, в чем выразилась недостоверность представленных сведений, пенсионным фондом также не указано.
Указанные нарушения, допущенные пенсионным фондом при составлении акта проверки и вынесении решения о привлечении к ответственности, не позволяют установить обстоятельства совершенного страхователем нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования и реализовать предоставленные страхователю права на дачу пояснений относительно выявленного нарушения.
Суд первой инстанции правомерно расценил допущенные Пенсионным фондом нарушения процедуры проведения проверки и рассмотрения ее результатов ак существенные.
В соответствии с пунктом 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 по смыслу нормы статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены либо были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
Указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности.
Каким образом рассчитан назначенный обществу штраф, пенсионным фондом в решении от 18.06.2014 N 672 не указано.
Суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую правовую оценку.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2015 по делу N А40-43337/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное Управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43337/2015
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N3 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ -ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ООО " Специальный коммунальный транспорт"