г. Тула |
|
28 сентября 2015 г. |
А09-10116/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Рыжовой Е.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от ответчика - Кондратенко С.М. (доверенность от 17.03.2015 N 67), от Министерства обороны Российской Федерации - Кондратенко С.М. (доверенность от 22.01.2015 N 212/1/86), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Ритком" по делу N А09-10116/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ритком" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Военному комиссариату Брянской области (далее - ответчик), при участии третьего лица - Лемешко Валентины Васильевны, о взыскании 20 619 руб. 73 коп., в том числе 19 170 руб. задолженности по оплате выполненных работ по договору на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего или приравненного к ним лица и увековечиванию его памяти и 1 449 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
До принятия окончательного решения по делу истец заявил отказ от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами. Частичный отказ от иска является правом истца (ч. 2 ст. 49 АПК РФ), принят судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены.
Военный комиссариат Брянской области обратился с апелляционной жалобой, просил решение отменить, производство по данному делу прекратить.
Определением от 23.06.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцом в рамках гражданско-правовых обязательств, возникших из договора на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего, или приравненного к ним лица и выполнение работ по увековечиванию его памяти, заключенным с третьим лицом, были выполнены работы и оказаны услуги по захоронению гражданина Борисенко Ивана Ефимовича, имевшего статус ветерана Великой Отечественной войны.
Общая стоимость выполненных истцом работ по захоронению умершего гражданина, изготовлению и установке надгробного памятника составила 19 170 руб.
Ссылаясь на то, что расходы, связанные с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, истец обратился к ответчику с требованием оплаты выполненных работ по договору на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего или приравненного к ним лица и увековечиванию его памяти.
Ответчик отказал в возмещении расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, сославшись на то, что архивные справки Центрального архива МО РФ и справки филиала Центрального архива военно-медицинских документов носят противоречивые сведения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Ритком" в арбитражный суд с иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, отзыва на него, заслушав пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ введен пункт 5 Федерального закона от 12.01.1996 N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", которым также установлено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Согласно подпункту 38 пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" одной из основных задач военных комиссариатов, в частности, является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее - Порядок).
Пунктом 35 Порядка предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета. В соответствии с п. 2 данного Порядка порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 36 названного Порядка родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 вышеназванного Порядка.
На основании п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 данного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
На основании положений статей 5 и 6 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" оплата расходов на изготовление и установку памятников (возмещение расходов) носит компенсационный характер; правом на получение указанной льготы обладают не только родственники погибших (умерших), но и лица, которые взяли на себя обязанность по увековечению памяти погибшего (умершего) и выступают заказчиками на изготовление и установку надгробных памятников, оплатившими стоимость этих услуг.
Законом о погребении обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников в отношении военнослужащих возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.
Следовательно, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем иска на возмещение понесенных им расходов. Ответчик же, в свою очередь, в соответствии с приведенными выше правовыми нормами обязан возместить истцу расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим перечисленным категориям лиц.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод ответчика о том, что Борисенко Иван Ефимович не относится к категории лиц, в отношении которой законодательством установлена государственная гарантия по увековечиванию памяти, является несостоятельным и отклоняется апелляционным судом.
Как было указано выше, пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено возмещение расходов, в частности, по изготовлению и установке надгробного памятника в отношении погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
Как видно из справки Военного комиссариата Брянской области от 29.11.2011 N сп/373 (т. 1, л. д. 78), рядовой Борисенко Иван Ефимович в период Великой Отечественной войны проходил военную службу в составе 100 запасного стрелкового полка с ноября 1944 года по декабрь 1945 года в воинских частях, не входивших в состав Действующей Армии.
В соответствии с подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, а именно, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что погребенный Борисенко Иван Ефимович является ветераном-участником Великой Отечественной войны. Указанные обстоятельства подтверждаются также иными документами, имеющимися в материалах дела (архивная справка Центрального архива МО РФ, решение Климовского районного суда Брянской области от 18.03.2013 по делу N 2 - 138 (2013)).
Согласно письму начальника Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти от 05.06.2014 N 328/3/3199, оригинал архивной справки относится к категории документов, подтверждающих право на государственную гарантию по погребению и установке надгробного памятника на месте захоронения погибшего (умершего) защитника Отечества.
Факт изготовления и установки истцом памятника умершему ветерану ВОВ Борисенко Ивану Ефимовичу подтверждается материалами дела, а именно: договором на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего от 10.09.2011 N 808, актом сдачи-приема выполненных работ; размер понесенных истцом расходов подтверждается квитанцией от 10.09.2011 N 001834.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании 19 170 руб. расходов на оказание ритуальных услуг.
Производство по делу в части требований о взыскании 1 449 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит прекращению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с отказом истца от иска в указанной части требований.
Госпошлина при цене иска 19 170 руб. составляет 2000 руб. При подаче иска истцом уплачено 2 000 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 04.09.2014 N 276.
Расходы по уплате госпошлины по иску относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 150, частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.01.2015 по делу N А09-10116/2014 отменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Ритком" к Военному комиссариату Брянской области о взыскании 19 170 руб. удовлетворить.
Взыскать с Военного комиссариата Брянской области, г. Брянск за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ритком" 19 170 руб. задолженности и 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Производство по делу в части требований о взыскании 1 449 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами прекратить в связи с отказом истца от иска.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10116/2014
Истец: ООО "Ритком"
Ответчик: Военный комиссариат Брянской области
Третье лицо: Лемешко Валентина Ивановна
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3236/15
18.05.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1605/15
19.03.2015 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1136/15
14.01.2015 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-10116/14