г. Москва |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А40-158963/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.
судей Кораблевой М.С., Тихонов А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тарновским Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-158963/13
по иску ЗАО "Виктория"
к ФГБУ "ФКП Росреестра"
третьи лица: 1) Управление Росреестра по города Москве, 2) Правительство Москвы, 3) Департамент городского имущества города Москвы, 4) ОАО "ГОРОДСКОЙ КАДАСТР"
об установлении кадастровой стоимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Горяинова В.А. по доверенности от 01.07.2015;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Виктория" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" об:
- установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:24, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Амурская, вл.1 в размере его рыночной стоимости на дату оспариваемой кадастровой оценки (01.01.12г.) равной 1.519.882.000 руб.
- обязании ответчика внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:24, в размере 1.519.882.000 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 4.04.2015 г. суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:24, расположенного по адресу г.Москва, ул.Амурская, вл.1 в размере его рыночной стоимости на дату оспариваемой кадастровой оценки (01.01.12г.) равной 1.519.882.000 руб.
Не согласившись с названным решением Арбитражного суда города Москвы, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить. Заявители апелляционной жалобы ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Коллегия апелляционного суда, учитывая разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, посчитала необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, поскольку решение по делу не подписано судьей.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции определением от 22 июля 2015 года перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции представитель истца требования иска поддержал.
Дело рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителей ответчика и 3-х лиц.
Рассмотрев исковые требования, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, апелляционный суд полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец является арендатором земельного участка общей площадью 202.981 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0002007:24 с адресными ориентирами: г. Москва, ул.Амурская, вл.1, что подтверждается договором аренды N М-03-000305 от 29.11.1993 г. (далее - Договор).
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.11.12 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 670-ПП), в отношении арендуемого истцом участка по состоянию на 01.01.12г. установлена его кадастровая стоимость в размере 6.001.601.600 руб.28 коп.
Истец в обоснование заявленных требований ссылается на нарушение своих прав по размеру арендных платежей, посчитав завышенной кадастровую стоимость земельного участка.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В данном случае требования истца направлены на установление рыночной стоимости спорных земельных участков, которая после ее установления будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.
В связи с этим суд рассматривает заявленные требования в соответствии с порядком, установленным для рассмотрения дел в исковом производстве.
Согласно п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п.5 ст.65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как видно из п. 2 ст.66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 ст.66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п.4).
В п. 5 Правил указано, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу п.8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением N 670-ПП с 01.01.2013 утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2012, в том числе в отношении спорных земельных участков. Данное постановление действует по состоянию на дату рассмотрения спора по существу.
Согласно п.1 ст.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Как указано в п.3 ст.66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. А в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу NА27-4849/10 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Президиум ВАС РФ исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимость объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
При этом закон не ограничивает возможность обращения с подобными требованиями арендаторов земельных участков.
Согласно п.1 ст.43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст.40 ЗК РФ, за исключением прав, установленных подпунктом 2 п.2 ст.40 ЗК РФ.
Следовательно, арендатору земельного участка принадлежат права собственника земельного участка, предусмотренные ст.40 ЗК РФ, в том числе осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (пп.4 п.1).
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты кадастровой оценки могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Так как арендная плата арендуемого у города Москвы земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка.
Арендная плата спорного земельного участка исчисляется, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.06 "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г.Москве" и условиями Договора (приложение N 3 к Договору), в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором (п.3.4 Договора)
В связи с этим судебная коллегия полагает, что истец как арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки и оспаривать результаты определения кадастровой стоимости наряду с собственником земельного участка.
Для данной категории споров на момент подачи искового заявления (27.06.2013 г.) не был предусмотрен обязательный досудебный порядок, который появился с 22.07.2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"".
Согласно экспертному заключению ООО "Центр по оценке собственности, инвестиционных рисков ЭКСПЕРТИЗА" от 24.09.2014 г., проведенного в рамках настоящего дела, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. составила 1.519.882.000 руб.
То есть рыночная стоимость земельного участка на 74% меньше его кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 670-ПП.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено использованием при определении кадастровой стоимости метода массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка. В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2012), что соответствует правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Согласно ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N135-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N135-ФЗ, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судебная коллегия считает, что представленный отчет составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, при этом правовых оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной экспертным заключением, у суда не имеется.
Какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии отчета требованиям закона, стандартам оценки ответчиком и третьими лицами по делу суду не приведены.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что заявленные истцом требования, направленные на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую была установлена его кадастровая стоимость (01.01.2012), подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, установленная настоящим судебным актом стоимость земельного участка подлежит применению с 01.01.2013. Введение с 01.01.2015 новой кадастровой стоимости (по состоянию на 01.01.2014) не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
В силу норм действующего законодательства, в частности положений Закона N 135-ФЗ, орган кадастрового учета обязан в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости осуществить их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, оснований для обязания ответчика внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:24, в размере 1.519.882.000 руб., не имеется, поскольку такие обязанности возникают у ФГБУ "ФКП Росреестра" в силу закона.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2015 по делу N А40-158963/13 - отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:24, расположенного по адресу: Москва, ул.Амурская, вл.1, в размере его рыночной стоимости на дату оспариваемой кадастровой оценки (01.01.12) равной 1519882000 (один миллиард пятьсот девятнадцать миллионов восемьсот восемьдесят две тысячи) рублей.
Взыскать с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ЗАО "Виктория" расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
В остальной части иска - отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158963/2013
Истец: ЗАО "Виктория"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра", Учреждение, ФГПУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Высший испольнительный орган государственной власти города Москвы - Правительство Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, ОАО "Городской кадастор", ОАО "Городской кадастр", Правительство Москвы, Управление росреестра г. Москвы, Управление Росреестра по Москве, ООО "Центр по оценке собственности, инвестиционных рисков Экспертиза"