г. Ессентуки |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А61-1388/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "НК "Роснефть" -Артаг" на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 23 июля 2015 года по делу N А61-1388/2015,
по заявлению открытого акционерного общества "НК "Роснефть"-Артаг" (ОГРН 1021500670003, ИНН1500000177),
к Северо-Осетинскому Управлению федеральной антимонопольной службы (УФАС по РСО-Алания) (ОГРН 1021500584148, ИНН 1501004390),
о признании незаконным и отмене постановления по делу N А89-04/15а от 27.04.2015 (судья Акимцева С.А.)
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "НК "Роснефть"-Артаг" (далее общество) обратилось в суд с заявлением к Северо-Осетинскому Управлению федеральной антимонопольной службы (далее УФАС по РСО-Алания, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.04.2015 по делу N А89-04/15а о привлечении общества к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 23 июля 2015 года по делу N А61-1388/2015 в удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "НК "Роснефть" -Артаг" отказано.
Решение мотивированно тем, что антимонопольным органом административное дело в отношении ОАО "НК "Роснефть-Артаг" рассмотрено в пределах его полномочий.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "НК "Роснефть" - Артаг" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что Управление неправомочно рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных частями 1,3-8 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Согласно положениям КоАП дела данной категории рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Считает, что в настоящее время отсутствует конкретная правовая норма, которая наделила Управление полномочиями на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Также общество приводит довод об отсутствии вины в совершении правонарушения по причинам отсутствия на момент его совершения порядка формирования информации и документов, в том числе реестров договоров.
УФАС по РСО-Алания представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит отказать заявителю в удовлетворений заявленных требований.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда РСО-Алания от 23 июля 2015 года по делу N А61-1388/2015 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, обществом 16.02.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов на электронной площадке www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о закупке N 31502035281 у единственного поставщика, предметом которого являлась поставка безалкогольных напитков. По результатам закупки 17.02.2015 обществом был заключен договор поставки, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлен срок внесения заказчиками информации и документов по закупке в реестр договоров - в течение трех рабочих дней со дня заключения договора
Заместителем Прокурора РСО-А 09.04.2015 в отношении ОАО "НК "Роснефть-Артаг" за несоблюдение срока внесения в реестр соответствующей информации вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, которое 13.04.2015 было направлено для рассмотрения в УФАС по РСО-Алания.
Антимонопольный орган, рассмотрев постановление Заместителя Прокурора РСО-А от 09.04.2015, вынес определение о возбуждении в отношении общества административного дела N А89-04/15а. Данным определением дело было назначено к рассмотрению на 27.04.2015.
На рассмотрении антимонопольного дела присутствовали представители общества и прокурор Цалиев С.В. По результатам рассмотрения дела было вынесено постановление N А89-04/15а.
Указанным постановлением ОАО "НК "Роснефть-Артаг" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в неразмещении в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Обществу было назначено наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ, предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (пункт 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону или отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применение конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением его полномочий.
В силу положений статьи 23.83 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3-8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействия) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. В соответствии с частями 17 и 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган не ограничен доводами жалобы, полномочен проверять на соответствие порядку организации и проведения закупочной процедуры, установленному Законом о закупках, действий заказчика (юридического лица).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что полномочиями на осуществление контроля в сфере закупок, товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц антимонопольный орган наделен конкретной нормой - ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Суд правильно указал, что несмотря на то, что Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не определены конкретные полномочия антимонопольной службы как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, это не отменяет полномочия антимонопольного органа на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статей 7.32.3 КоАП РФ и в частности 5 данной статьи, что следует также из статьи 23.83 КоАП РФ, постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728, постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд".
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что антимонопольным органом административное дело в отношении ОАО "НК "Роснефть-Артаг" рассмотрено в пределах его полномочий.
Согласно статье 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований указанного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона о закупках в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством РФ в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона о закупках.
На основании статьи 7 указанного Закона за нарушение требований закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы КоАП РФ содержат ответственность в виде наложения штрафов за несоблюдение, в том числе юридическими лицами, информационной открытости закупки, а именно, за несоблюдение сроков размещения в единой информационной системе информации о закупке и за неразмещение данных сведений, исходя из того, что перечисленные обязанности заказчика по раскрытию информации о результатах закупок способствуют достижению целей правового регулирования законодательства о закупках, в частности, эффективному использованию денежных средств, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и не оспаривается обществом, ОАО "НК "Роснефть-Артаг" не внесло в реестр необходимую информацию и документы по итогам закупки N 31502035281.
Антимонопольный орган правильно установил факт нарушения обществом законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины общества в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств и определения размера штрафа в пределах установленной санкции, в связи с чем, отсутствуют основания для признания постановления о привлечении к ответственности незаконным.
Довод общества о том, что Управление неправомочно рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных частями 1,3-8 ст. 7.32.3 КоАП РФ, отклоняется.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействии) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.201 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами". В соответствии с частями 17 и 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган не ограничен доводами жалобы, полномочен проверять на соответствие порядку организации и проведения закупочной процедуры, установленному Законом о закупках, действий заказчика (юридического лица).
Исходя из перечисленных норм, рассмотрение жалоб на действия заказчиков (отдельных юридических лиц) при организации ими закупочных процедур, в ходе которых проверяется соответствие этих действий установленному порядку, относится к контрольной деятельности уполномоченного органа, направленной на выявление и пресечение нарушений отдельными юридическими лицами требований Закона о закупках и принятия мер, предусмотренных законодательством. При этом особенностью контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами является то, что такой контроль осуществляется антимонопольными органами путем проверки соответствия Закону о закупках действий заказчика только в ходе рассмотрения поступивших в антимонопольный орган жалоб. Иных форм контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами законодательство не предусматривает.
Таким образом, полномочиями на осуществление контроля в сфере закупок, товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц антимонопольный орган наделен конкретной нормой - ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Поэтому принятия специального нормативного акта, наделяющего антимонопольные органы указанными полномочиями, не требуется. Иные органы такими полномочиями не наделены.
Довод общества об отсутствии вины в совершении правонарушения по причине отсутствия на момент его совершения порядка формирования информации и документов, в том числе реестра договоров, судом не могут быть приняты, исходя из следующего.
Как уже было указано, в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона о закупках установлено, что порядок ведения реестра договоров, в том числе и сроки размещения информации и документов, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" утверждены Порядок и Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки. Действие указанного Порядка начинается с 01.01.2015.
Пунктом 2 указанного постановления определено, что включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 1 января 2015 г.; до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок размещение указанного реестра осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Исходя из изложенного, выводы общества являются ошибочными.
Иных доводов, свидетельствующих о неправомерном привлечении заявителя к административной ответственности, за исключением превышения антимонопольным органом полномочий при рассмотрении административного дела и в связи с отсутствием вступившего в силу нормативного акта, предоставляющего возможность соблюсти вышеуказанный Порядок, обществом не заявлено.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения ОАО "НК "Роснефть-Артаг" требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Следовательно, в действиях общества имеется вина в совершении вмененного нарушения.
Проверив соблюдение антимонопольным органом процессуальных норм законодательства об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении, каких-либо иных нарушений судом не установлено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда РСО-Алания от 23 июля 2015 года по делу N А61-1388/2015.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 23 июля 2015 года по делу N А61-1388/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1388/2015
Истец: ОАО "НК "Роснефть-Артаг"
Ответчик: УФАС России по РСО-Алания
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы России по РСО-Алания