г. Пермь |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А71-5187/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя (индивидуальный предприниматель Кошелев Алексей Николаевич) (ОГРН 305183211700045, ИНН 183200371918): Кошелев А.Н., Георгиу Г.В., доверенностm от 07.06.2015, предъявлены паспорта;
от заинтересованного лица (Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике) (ОГРН 1021801173261, ИНН 1831032420): Черных В.Ю., доверенность от 22.09.2015, Банникова И.В., доверенность от 26.06.2015, предъявлены паспорта;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Кошелева Алексея Николаевича
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июля 2015 года
по делу N А71-5187/2015,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кошелева Алексея Николаевича
к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике
о признании незаконными действий по аннулированию регистрации,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кошелев Алексей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике (далее - МВД по УР, заинтересованное лицо) по снятию с регистрационного учета транспортных средств грузовой самосвал HOWO ZZ332N3847C, регистрационный номер Р007ВО18, идентификационный номер (VIN) LZZ5ELND7BA642894 и грузовой самосвал SHAANXI SX3255DR384, регистрационный номер У534УУ02, идентификационный номер (VIN) LZGCL2R45CX009013 и объявлению их в розыск, обязании МВД по УР восстановить регистрацию вышеуказанных транспортных и снять их с розыска (с учетом уточнения требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ, л.д. 50).
Решением арбитражного суда от 10.07.2015 (резолютивная часть решения объявлена 06.07.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприниматель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что приобретенные им автомобили прошли таможенное оформление, регистрация транспортных средств была произведена заинтересованным лицом при наличии паспорта транспортного средства, выданного на основании сертификата соответствия, никакие изменения в конструкцию автомобиля не вносились, не имелось сведений о подделке, сокрытии изменений, уничтожении маркировки, нанесенной на автомобиль, подделки представленных документов, несоответствия транспортного средства и номерных агрегатов сведениям, указанным в документах, о нахождении автомобилей в розыске; каких-либо запретов и ограничений на совершение регистрационных действий заинтересованным лицом установлено не было. Автомобили технически исправны, проведен технический осмотр, имеются диагностические карты автомобилей, никаких ограничений в их использовании по их техническому состоянию не выявлено.
МВД по УР не согласно с доводами апелляционной жалобы, возражения изложены в отзыве, решение суда сторона по делу считает законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Кошелевым А.Н. приобретены грузовые транспортные средства:
- по договору купли-продажи N 7 от 25.10.2011 грузовой самосвал HOWO ZZ3327N3847C, идентификационный номер (VIN) LZZ5ELND7BA642894, модель двигателя NWD 615.95Е 110817019317, шасси (рама) N LZZ5ELND7BA642894, год изготовления 2011, экологический класс 4, страна вывоза Китай. Автомобиль поставлен на регистрационный учет 02.11.2011, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства 18 ХВ N 277817 и гос. номер Р007ВО18 (л.д. 11, 12, 16);
- по договору купли продажи транспортного средства N 1 от 25.01.2014 грузовой самосвал SHAANXI SX3255DR384, идентификационный номер (VIN) LZGCL2R45CX009013, модель двигателя N WP10, 340E321612А001340, шасси (рама) N LZGCL2R45CX009013, год изготовления 2012, страна вывоза Китай. Автомобиль поставлен на регистрационный учет 07.05.2014, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства 18 20 ХВ N 326361 и гос. номер Р534УУ02 (л.д. 17, 18, 22).
После регистрации МРЭО ГИБДД МВД по УР направило в адрес ИП Кошелева А.Н. письмо N 17 от 24.04.2015, в котором проинформировало об аннулировании регистрации вышеуказанных автомобилей; свидетельства о регистрации транспортных средств, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки признаны недействительными и в установленном порядке выставлены в розыск (л.д. 14, 15).
Основанием для аннулирования регистрации автомобилей послужила информация Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Россакредитация) об отмене действия сертификатов соответствия, подтверждающих экологический класс (4) автомобилей предпринимателя.
На основании поступившей информации МРЭО ГИБДД МВД по УР проведены проверочные мероприятия и установлено, что действие сертификатов соответствия транспортных средств С-CN.AB23.A.09563 и С-CN.AB23.A.03981, подтверждающих экологический класс (4) автомобилей, прекращено.
В связи с данным обстоятельством МРЭО ГИБДД МВД по УР 24.04.2015 аннулирована регистрация автомобилей HOWO ZZ3327N3847C, государственный регистрационный знак Р007В018; SHAANXI SX3255DR384, государственный регистрационный знак У534УУ02,. Свидетельства о регистрации транспортных средств, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки признаны недействительными и в установленном порядке выставлены в розыск.
Полагая, что действия по снятию с регистрационного учета транспортных средств являются незаконными, ИП Кошелев А.Н. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что аннулирование регистрации автомобилей является правомерным, соответствует требованиям нормативных актов, оснований для признания незаконными действий МРЭО ГИБДД МВД по УР не имеется.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Исходя из положения ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение), согласно которому паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств, предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышение эффективности контроля уплаты таможенных пошлин.
В соответствии с пунктом 4 Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями государственной инспекции безопасности дорожного движения в порядке, установленном настоящим Положением.
В силу пункта 6 Положения таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ.
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (пункт 9 Положения).
Пунктом 36 Положения установлено, что в строке "13" ПТС указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.
Заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах (пункт 70 Положения).
Выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными) (пункт 72 Положения).
Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в случае, когда на регистрацию представлены транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие транспортные средства не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и по ним не проводятся регистрационные действия.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельства, указанного в вышеназванном пункте, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 51 Правил).
Из изложенного следует, что поскольку в паспорт транспортного средства внесены данные об экологическом классе транспортного средства на основании аннулированного сертификата соответствия, то есть отсутствует подтверждение соответствия автомобиля нормативам, установленным Техническим регламентом, и автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении, поэтому регистрационный орган снимает автомобиль с регистрационного учета (отказывает в производстве регистрационных действий в отношении транспортного средства).
Вышеуказанный вывод не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2011 N 5-П и определении от 07.12.2006 N 544-О, в соответствии с которой реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Судом первой инстанции установлено и предпринимателем не оспаривается, что действие сертификатов соответствия транспортных средств 4-му экологическому классу - С-CN.AB23.A.09563 и С-CN.AB23.A.03981, выданных на принадлежащие предпринимателю транспортные средства: грузовой самосвал HOWO ZZ332N3847C, грузовой самосвал SHAANXI SX3255DR384ТС прекращено в 2012 году.
Установив, что сертификаты соответствия, сведения о которых внесены в паспорта транспортных средств отменены, регистрирующий орган правомерно и обоснованно в соответствии с действующим законодательством аннулировал регистрацию транспортных средств.
Согласно п. 51 Правил регистрационные документы на транспортные средства, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Доводы апеллянта о том, что при регистрации автомобиля были представлены все необходимые документы, автомобиль ежегодно проходит технический осмотр, апелляционный суд отклоняет, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения дела.
Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 утвержден исчерпывающий перечень документов. Все документы при регистрации транспортных средств были представлены, оснований для отказа в регистрации не было установлено.
Обстоятельства, послужившие основанием для аннулирования регистрации транспортных средств, были установлены после государственной регистрации.
По доводам апеллянта о невозможности восстановления регистрации и использования им транспортных средств апелляционный суд отмечает следующее.
Нарушения, связанные с регистрацией транспортного средства, не могут являться безусловным основанием для лишения собственника (или иного законного владельца) правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением. Иное означало бы несоразмерное ограничение прав, не обусловленное конституционно значимыми целями.
Следовательно, сам по себе факт аннулирования регистрации транспортного средства в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства, но при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
С 01.01.2015 вступил в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.
Данным Техническим регламентом установлена процедура оценки соответствия, проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.
Процедура оценки соответствия, проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, установлена действующим техническим регламентом ТР ТС 018/2011 (пункты 72 - 74 главы 3 раздела V, приложение N 8).
Доказательства обращения в компетентный орган за подтверждением соответствия транспортных средств требованиям Технического регламента ТР ТС 018/2011 предприниматель в материалы дела не представил.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При изложенных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июля 2015 года по делу N А71-5187/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кошелева Алексея Николаевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кошелеву Алексею Николаевичу из федерального бюджета госпошлину в сумме 150 (Сто пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 22.07.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5187/2015
Истец: Кошелев Алексей Николаевич
Ответчик: Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике