Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2015 г. N 11АП-12241/15
г. Самара |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А55-11073/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области - не явилось, извещено,
от акционерного общества "Транснефть-Приволга" - Григорьева К.Е., доверенность от 01.01.2015 г. N 05-05/52, Ракова Е.В., доверенность от 16.09.2015 г., N 05-05/354,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2015 года по делу N А55-11073/2015 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ОГРН 1026301416371, ИНН 6317024749), г. Самара,
к государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области, г. Новокуйбышевск
о признании незаконным решения от 26.02.2015 г. N 06-01/5/5,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть - Приволга" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконным решения N 06-01/5/5 от 26.02.2015 г. о привлечении акционерного общества "Транснефть - Приволга" в лице филиала Центральная база производственного обслуживания к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда 1 инстанции от 10.07.2015 года заявление общества удовлетворено, оспариваемое решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области N 06-01/5/5 от 26.02.2015 признано незаконным.
Кроме того, с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области в пользу акционерного общества "Транснефть - Приволга" взысканы судебные расходы в размере 3 000 руб.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области просит решение суда 1 инстанции от 10.07.2015 г. отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом в апелляционной жалобе указывает, что в нарушение требований законодательства обществом были представлены недостоверные индивидуальные сведения по специальному стажу в отношении работника Стеклова М.Ю. Данные сведения за 1 квартал 2012 - 2 квартал 2014 г. г. должны были быть представлены обществом на общих основаниях без кода льготной профессии, поскольку работники филиала ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" ЦБПО не заняты на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий применительно к подразделу 5, раздела ХХII Списка N 1 (позиция 12205000-1754а). Организация занимается транспортировкой нефти и не может классифицироваться как промышленное предприятие. Работы по контролю (просвечиванию) трубопроводов на переносных рентгеновских установках, производимые работниками нефтетранспортных организаций, право работникам на досрочную пенсию в данном случае не дают.
Акционерное общество "Транснефть - Приволга" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области была проведена документальная проверка АО "Транснефть - Приволга" в лице филиала Центральная база производственного обслуживания (ЦБПО) на предмет достоверности представленных индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц (л.д. 13-16 т.1).
23.01.2015 г. по результатам проведенной проверки Управлением были составлены акт N 5/5 о необходимости представления исправленных индивидуальных сведений на 1 человека за период с 1997 г. по 2 квартал 2014 г. в части специального трудового стажа и акт N 06-01/5/5 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,: представлены недостоверные индивидуальные по стажу за 1 квартал 2012 по 2 квартал 2014 на работника Светлова М.Ю., работающего в качестве дефектоскописта рентгеногаммаграфирования (л.д. 13-25, 26-28 т.1).
26.02.2015 г. на основании акта проверки Управлением было принято решение N 06-01/5/5 о привлечении АО "Транснефть-Приволга" в лице филиала Акционерное общество "Транснефть-Приволга" Центральная база производственного обслуживания к ответственности по ч.3 ст17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в размере 15 985,51 руб. за представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012, 2 квартал 2012, 3 квартал 2012, 4 квартал 2012, 1 квартал 2013, 2 квартал 2013, 3 квартал 2013, 4 квартал 2013,1 квартал 2014, 2 квартал 2014 г.г.
В оспариваемом решении и справке к акту проверки отражено, что филиалом АО "Транснефть-Приволга" Центральная база производственного обслуживания предоставлены недостоверные индивидуальные сведения по стажу за 1 квартал 2012, 2 квартал 2012, 3 квартал 2012, 4 квартал 2012, 1 квартал 2013, 2 квартал 2013, 3 квартал 2013, 4 квартал 2013,1 квартал 2014, 2 квартал 2014 г.г. на работника Стеклова Михаила Юрьевича (22.10.1964 г.р.), работающего в должности дефектоскописта рентгеногаммаграфирования 6 разряда.
Согласно Списку 1, дающего право на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в действующем разделе ХХII "Работы с радиактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами" предусмотрены:
-работники, постоянно и непосредственно занятые на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве (код позиции 12205000-1754а);
-работники, постоянно и непосредственно занятые на рентгеновских установках в промышленности, а также их регулировкой и наладкой (код позиции 12205000-1745б).
По мнению Управления, право на досрочное пенсионное обеспечение работники имеют при одновременном наличии двух условий:
-постоянно и непосредственно заняты на рентгеновских установках (на переносных установках гамма-дефектоскопии),
-заняты на указанных установках в промышленности.
При этом Управление в справке к акту проверки не оспаривает того факта, что работники Центральной базы производственного обслуживания АО "Транснефть-Приволга", в том числе указанный в акте проверки и решении Стеклов М.Ю., постоянно и непосредственно заняты на рентгеновских установках (л.д.22 т.1).
Однако, по мнению Управления, организация занимается транспортировкой нефти и не может классифицироваться как промышленное предприятие.
Работы по контролю (просвечиванию) трубопроводов на переносных рентгеновских установках, производимые работниками нефте- и газотранспортных организаций подразделом 5, раздела ХХII Списка N 1 (позиция 12205000-1754а) не предусмотрены. Таким образом, работники ЦБПО филиала АО "Транснефть - Приволга" не имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда по подразделу 5, раздела XXII Списка N1 в связи с тем, что работы производятся на переносных рентгеновских установках, подпадающих под позицию 12205000-17546, однако АО "Транснефть - Приволга" не является промышленным предприятием, поэтому его работники не имеют право на досрочную пенсию по вредности.
В обоснование содержащихся в оспариваемом решении выводов, Управление в апелляционной жалобе ссылается на то, что при решении вопроса об отнесении предприятия (организации) к какой-либо отрасли промышленности, следует руководствоваться Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства и Общесоюзным классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, где предприятие (организация) классифицируется в зависимости от характера основного вида деятельности, который устанавливается на основе годовых данных предприятия, представляемых в государственные органы статистики. В отчетах АО "Транснефть-Приволга", представляемых в органы статистики, заявлен код 60.30.11- транспортирование по трубопроводам нефти, который относится к разделу "транспорт и связь". АО "Транснефть-Приволга не относится к отраслям промышленности.
При этом Управление ссылается на Устав общества и код ОКВЭД 60.30.1 - транспортировка по трубопроводам нефти и нефтепродуктов, в соответствии с которым относит общество к категории предприятий транспорта и связи, а не категории предприятий промышленности.
Между тем данные доводы Управления являются ошибочными как основанные на неправильном толковании и применении закона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости..." при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 были утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение:
- список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях;
- список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
В соответствии с позицией 12205000-1754а Списка N 1 право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники, постоянно и непосредственно занятые на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии гамма - дефектоскопии на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве.
В соответствии с позицией 12205000-1754б Списка N 1 право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники, постоянно и непосредственно занятые на рентгеновских установках в промышленности, а также их регулировкой и наладкой.
В связи с этим для разрешения вопроса о праве указанного в оспариваемом решении Управления работника общества на льготное пенсионное обеспечение, а соответственно, и вопроса о достоверности представленных обществом в отношении данного работника индивидуальных сведений в части специального стажа работы следует установить, относится ли общество к категории предприятий промышленности применительно к указанным Спискам.
В соответствии с пояснениями, содержащимися в разделе 8 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" (ОКДП) ОК 004-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17) следует различать понятия "виды экономической деятельности" и "отрасль экономики".
Экономическая деятельность, как процесс, есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции.
Отрасль экономики есть совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности
В ОКДП объектом классификации является вид экономической деятельности, который в свою очередь используется в качестве классификационного признака при группировке предприятий.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенным в действие 2003-01-01, на который ссылается Управление Пенсионного фонда, транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов (код группировок видов экономической деятельности 60.30.1) отнесено к деятельности сухопутного транспорта (код 60), а не к деятельности по добыче полезных ископаемых или обрабатывающих производств.
Аналогичным образом классифицирована деятельность по транспортировке газов, жидкостей и прочих материалов по трубопроводам (код 60) в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг" ОК 004-93 (ОКДП).
Между тем указанные классификаторы предназначены для целей государственной статистики и не регулируют правоотношения в целях законодательства об обязательном пенсионном страховании в РФ (об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования).
В соответствии с Уставом, утвержденным 05.06.2002 г. (с изменениями от 24.11.2014) основными видами деятельности Общества являются:
-эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
-транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов из переработки;
- хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
- реализация нефти, газа и продуктов их переработки;
-эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
-эксплуатация пожароопасных производственных объектов и другие (л.д.50-69,81 т.1).
Согласно Положению о филиале, утвержденному 28.05.2004 г., основными задачами филиала общества "Центральная база производственного обслуживания" являются: обеспечение деятельности Общества и его филиалов производственно-технологическим средствами, оборудованием, материалами, необходимыми для бесперебойного технологического процесса транспортировки нефти по магистральным трубопроводам, а также для выполнения Комплексной программы ТПиР и КР в целом; обеспечение работоспособности и надлежащего технического состояния объектов линейной части магистральных нефтепроводов, резервуарных парков, механо-технологического и энергетического оборудования посредством технического диагностирования, контроля, комплексного и дефектоскопического обследования, производства ремонтных, монтажных и наладочных работ и другие (л.д.70-79 т.1).
Указанное постановление Кабинета Министров СССР от 26.014.1991 г. N 10 не содержит определения понятия "промышленность".
Вместе с тем, применительно к положениям ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" магистральные нефтепроводы не являются ни транспортными средствами, ни объектами транспортной инфраструктуры, деятельность по эксплуатации магистральных нефтепроводов не регулируется законом о транспортной безопасности.
Нефтепровод, являясь опасным производственным объектом, эксплуатируется обществом как единый технологический комплекс в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных объектов".
В соответствии с пп.7 ст.2 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" магистральные нефтепроводы отнесены к категории линейных объектов топливно-энергетического комплекса.
Из материалов дела также видно, что общество было создано в результате приватизации путем преобразования государственных предприятий производственных объединений по добыче, переработке и транспорту нефти и нефтепродуктов в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" и от 17.11.1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" (л.д.66-70-72 т.2).
В соответствии с отраслевым соглашением по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса РФ на 2014 - 2016 г. (утв. Профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства 13.12.2013 г.) соглашение действует в организациях, осуществляющих деятельность в газовой и нефтяной отраслях, нефтяном и газовом строительстве, нефтяной и газовой переработке, нефтепродуктообеспечении, нефтяной и газовой химии, нефтяном и газовом трубопроводном транспорте, газификации и эксплуатации газового хозяйства, транспортировке и реализации сжиженного газа, геологической разведке месторождений углеводородов, переработке продукции нефтегазохимии, нефтяном и газовом машиностроении, а также оказывающих им сервисные, транспортные, научные, проектные услуги.
Таким образом, общество применительно к содержанию указанных Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с тяжелыми и особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, является предприятием нефтяной отрасли промышленности, работники которого, подпадающие под указанные перечни, имеют право на назначение досрочной пенсии при наличии специального стажа.
Кроме того, как правильно указано в решении суда 1 инстанции, вывод Управления основан на коде вида экономической деятельности предприятия, а не на содержании трудовой функции работника в тяжелых (вредных) условиях ее выполнения.
По смыслу ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1, 3 ст. 37, ч.1, 2 ст. 39, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ классификация организаций по ведомственной принадлежности, видам экономической деятельности, формам собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в одних и тех же условиях по своим функциональным обязанностям по одной и той же профессии.
Общество, являясь предприятием нефтяной отрасли промышленности, имело предусмотренные законом правовые основания для указания в сведениях индивидуального (персонифицированного учета) в отношении своего работника Стеклова М.Ю. кода 12205000-175б в качестве основания для досрочно назначения ему трудовой пенсии.
Вступившим в законную силу решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19.05.2015 г. по делу N 2 - 808/2015 подтверждено право работника общества Стеклова М.Ю., в отношении индивидуальных сведений которого Управлением проведена проверка их достоверности, на назначение досрочной трудовой пенсии.
Решением суда Управление Пенсионного фонда было обязано включить в специальный стаж Стеклова М.Ю., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как работникам, занятых на работах с вредными условиями труда., периоды его работы с 06.01.1994 г. по 22.10.2014 г. в должности дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования по просвечению металлов в ЦБПО филиал АО "Транснефть-Приволга" (л.д.46-49 т.2).
С учетом изложенного у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения оспариваемым решением АО "Транснефть - Приволга" в лице филиала Центральная база производственного обслуживания к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по ч.3 ст.17 по ч.3 ст17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в размере 15 985,51 руб. за представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012, 2 квартал 2012, 3 квартал 2012, 4 квартал 2012, 1 квартал 2013, 2 квартал 2013, 3 квартал 2013, 4 квартал 2013,1 квартал 2014, 2 квартал 2014 г.г.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом этого доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах обжалуемым решением суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление Акционерного общества "Транснефть - Приволга", оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2015 года по делу N А55-11073/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11073/2015
Истец: АО "Транснефть - Приволга"
Ответчик: ГУ - управление пенсионного фонда РФ в г. о. Новокуйбышевск Самарской области