город Омск |
|
01 октября 2015 г. |
Дело N А46-4355/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Кудриной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9453/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 06 июля 2015 года по делу N А46-4355/2015 (судья Аристова Е.В.), принятое по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) о взыскании 1 970 руб.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" Сараевой А.С. по доверенности N 15/334 от 30.12.2014 сроком действия по 31.12.2015;
установил:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 1 970 руб. задолженности за установку прибора учета холодной воды.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06 июля 2015 года по делу N А46-4355/2015 с муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска за счёт средств казны муниципального образования городской округ город Омск Омской области в пользу ОАО "ОмскВодоканал" взыскано 1 970 руб. в счёт возмещения расходов на установку приборов учёта; а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения, Департамент в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что расходы на установку приборов учёта холодной воды должны быть отнесены на нанимателей жилых помещений, а не на Департамент.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ОмскВодоканал" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика.
В заседании суда представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Фактические обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и верно.
ОАО "ОмскВодоканал" силами подрядной организацией и во исполнение требований Закона об энергосбережении осуществило установку индивидуального прибора учёта водопотребления в жилом помещении - квартире N 54 по ул. 50 лет Профсоюзов, д. 93, в городе Омске.
Факт установки прибора учета по вышеуказанному адресу, равно как и факт несения истцом расходов на установку прибора учета, ответчиком не оспаривается (пункт 3.1. статьи 70 АПК РФ).
Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденному Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска
ОАО "ОмскВодоканал" письмом от 10.03.2015 N 3628/15 направило ответчику счет-фактуру на оплату услуг по установке прибора учета на сумму 1 970 руб.
В отсутствие действий со стороны ответчика на претензию исх. по возмещению понесённых расходов, истец предъявил настоящий иск в суд.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, электрической энергии.
В силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации (далее - Организации), которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 января 2013 года Организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (пункт 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Доказательств возмещения истцу расходов на установку прибора учета ответчик в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил.
Поэтому исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной о том, того, что истцом не представлено доказательств невозможности получения данных платежей с нанимателей жилых помещений, отклоняется судом.
Согласно части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, материалы дела не содержат доказательств того, что при передаче помещения по договору найма было согласовано условие об исполнении третьим лицом (нанимателем) в пользу истца обязательств собственника по оснащению квартиры индивидуальным прибором учета в соответствии с установленным законом порядком.
Поскольку жилое помещение является муниципальной собственностью, то в силу статьи 201 ГК РФ и вышеуказанных положений Закона об энергосбережении соответствующие расходы должен нести ответчик.
Наниматель в силу пользования не имеет вещных прав на имущество, включая прибор учета, установленный в квартире, тогда как Закон возлагает на указанных лиц лишь обязанность по содержанию имущества, поэтому бремя расходов на их установку не может быть возложено на нанимателей.
Ссылка подателя жалобы на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12 в качестве правового обоснования своей позиции о том, что именно на нанимателей жилых помещений возложена обязанность по несению расходов за установку общедомовых приборов учета холодной воды, является необоснованной.
Указанным Постановлением Президиума ВАС РФ разрешен вопрос о расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого комплекса, относящихся к расходам на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, которые несет наниматель жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Вопрос, являющийся предметом рассмотрения настоящего дела (расходы на установку приборов учета потребления ресурсов, Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 11.06.2013 N 15066/12 не рассматривался.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 06 июля 2015 года по делу N А46-4355/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4355/2015
Истец: ОАО "ОмскВодоканал"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администратиции города Омска
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области