01 октября 2015 г. |
Дело N А83-891/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Букуевой М.А., при участии директора Арендного предприятия "Ялтамонолитстрой" - Розенфельда Ю.И., приказ от 15.11.2012 N 40, представителя Арендного предприятия "Ялтамонолитстрой" - Белова С.В., доверенность от 30 марта 2015 года б/н; представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Безверхой Ю.А., доверенность от 17.03.2015 N 06-22/02757; представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Симферополю - Сеитяьгьяева А.А., доверенность от 12.01.2015 б/н, рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А83-891/2015 по заявлению Арендного предприятия "Ялтамонолитстрой" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Крым о признании решений недействительными и понуждении совершить определенные действия,
установил:
Арендное предприятие "Ялтамонолитстрой" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (с учетом увеличения требований) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее - Инспекция) об отказе в государственной регистрации и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым о рассмотрении жалобы и понуждении инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о юридическом лице.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.06.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Арендное предприятие "Ялтамонолитстрой" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в силу п. 5 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что имеющаяся в материалах дела резолютивная часть решения суда первой инстанции вопреки требованиям части 3 статьи 176 АПК РФ не подписана судьей, принявшим решение (том 3, л.д. 16).
В силу пункта 5 части 4 статьи 288 АПК РФ неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе суда, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении, является безусловным основанием для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Определением от 10.08.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, касающиеся существа спора.
Арендное предприятие "Ялтамонолитстрой" 29.08.1995 было зарегистрировано на территории Украины по адресу: Автономная Республика Крым, город Ялта, улица Кирова, дом 13-Б и 23.12.2011 сведения о нем были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 36-ФЗ.
Также 21.03.2014 принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014).
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или настоящим пунктом. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202) становится право Российской Федерации. Если указанные лица не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, они имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая указанное, 28.01.2015 Обществом с ограниченной ответственностью "Ялтамонолитстрой" в ИФНС России по г.Симферополю были представлены документы для государственной регистрации внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. По результатам рассмотрения данных документов регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица N 85А от 31.01.2015 в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 23 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Предприятие обжаловало данное решение исполняющему обязанности руководителя управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и просило решение об отказе в государственной регистрации отменить и провести перерегистрацию Арендного предприятия "Ялтамонолитстрой" в Общество с ограниченной ответственностью "Ялтамонолитстрой". По результатам рассмотрения жалобы 26.02.2015 Предприятию было отказано в ее удовлетворении.
Не согласившись с указанным, Предприятие обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица N 85А от 31.01.2015 и решения по результатам рассмотрения жалобы N 09-21/01928@ от 26.02.2015 и понуждении Инспекции внести в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице (с учетом увеличения требований от 02.06.2015).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В пункте 4 статьи 19 Закона N 52-ФЗ закреплено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридических лицах, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Заявление о внесении сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (далее - заявление) представляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 настоящей статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.
Частью 3 статьи 51 ГК РФ установлено, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Подавая в регистрирующий орган заявление о внесении сведений о юридическом лице ООО "Ялтамонолитстрой" в ЕГРЮЛ по форме N Р18001, заявитель указал уставной капитал общества в размере 1 104 000,00 рублей (далее - руб.), а в качестве его участников (учредителей) - Варвус Александра Юрьевича, Розенфельда Юрия Исаевича и Семенову Веру Георгиевну с номинальной стоимостью доли в уставном капитале по 368 000,00 руб. у каждого.
Однако, согласно копиям регистрационного дела Арендного предприятия "Ялтамонолитстрой", учетного дела, сформированного в соответствии с законодательством Украины и выписки из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины по состоянию на 10.03.2015, представленной самим Заявителем и подтверждающей актуальность сведений по состоянию на 18.03.2014 (день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым), размер уставного капитала общества составлял 0,00 украинских гривен (далее - грн), а единственным учредителем Предприятия являлась организация арендаторов "Ялтамонолитстрой", участниками которой, в свою очередь, выступало 4 человека: Варвус Александр Юрьевич, Розенфельд Юрий Исаевич, Семенова Вера Георгиевна и Полозок Михаил Самсонович.
В предусмотренных Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 08.02.998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества в связи с увеличением уставного капитала общества и иные документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества в связи с увеличением уставного капитала общества, а также изменений номинальной стоимости долей участников общества должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения об увеличении уставного капитала общества за счет его имущества.
В соответствии с подпунктом "б" части 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются, кроме прочего, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 14-ФЗ увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества, и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества, и (или), если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество.
При подаче в регистрирующий орган заявления о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, заявителем был приложен Протокол N 1 общего собрания Предприятия, согласно которому участниками общества было принято решение об утверждении уставного капитала общества в размере 1 104 000,00 руб., номинальная стоимость и размер долей участников составляет: Розенфельд Юрий Исаевич - 368 000,00 руб. (1/3 доли), Семенова Вера Георгиевна - 368 000,00 руб. (1/3 доли) и Варвус Александр Юрьевич - 368 000,00 руб. (1/3 доли). При этом из содержания протокола не видно за счет чего произошло увеличение уставного капитала и распределение долей.
При рассмотрении дела судом, в обоснование увеличения уставного капитала заявитель указал на договор купли-продажи имущественного комплекса от 13.12.2013, цена которого составила 253 531,00 грн. Однако, обращаясь в Инспекцию с заявлением по форме N Р18001, заявителем данный договор представлен не был, как и не было представлено иных доказательств, подтверждающих достоверность указанной в заявлении суммы уставного капитала в размере 1 104 000,00 руб. Указанное подтверждается распиской Инспекции в получении документов (том 1, л.д. 24). Таким образом, суд пришел к выводу о непредставлении вместе с Заявлением по форме N Р18001 правоустанавливающих документов для внесения изменений, касающихся увеличения уставного капитала.
Суд также отклоняет довод заявителя о том, что поданный им финансовый отчет от 14.12.2014 является доказательством, подтверждающим сумму размера уставного капитала, поскольку данный документ был представлен заявителем в Налоговую инспекцию г.Ялты НС РК, а не в регистрирующий орган при подаче заявления, и Инспекцией не рассматривался.
Кроме того, при подаче заявления в Инспекцию в качестве учредителей указаны Варвус Александр Юрьевич, Розенфельд Юрий Исаевич и Семенова Вера Георгиевна. При этом доказательств ликвидации организации арендаторов "Ялтамонолитстрой", ее выхода из числа участников Предприятия, передачи прав и переход доли в уставном капитале к иным участникам Предприятия заявителем при обращении в Инспекцию не представлено. Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что внесение в реестр сведений о единственном учредителе Предприятия - организации арендаторов "Ялтамонолитстрой" и присвоения ему кода ЕГРПОУ - это следствие правового нигилизма государственного регистратора Украины, а сама организация арендаторов "Ялтамонолитстрой" после создания Предприятия прекратила свое существование по следующим основаниям.
Как указано выше, Арендное предприятие "Ялтамонолитстрой" было зарегистрировано на территории Украины 29.08.1995, а 23.12.2011 сведения о нем были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Украины (далее - ЕГРПОУ). Если заявитель полагал, как он на то ссылается при рассмотрении настоящего дела, что в силу требований части 1 статьи 16 Основ законодательства СССР об аренде от 23.11.1989 N 810-I организация арендаторов "Ялтамонолитстрой" после создания Предприятия прекратила свое существование, а в ЕГРПОУ соответствующие сведения о ней как об учредителе Предприятия внесены неверно, он должен был решать вопрос о внесении (регистрации) соответствующих изменений в ЕДРПОУ в период функционирования предприятия в правовом поле Украины. Однако, подавая в регистрирующий орган Украины 20.11.2011 регистрационную карточку, директором Предприятия - Розенфельдом Юрием Исаевичем в качестве учредителя Предприятия была указана организация арендаторов "Ялтамонолитстрой", в последующем регистрация каких-либо изменений относительно единственного учредителя Предприятия не проводилась. Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, вплоть до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации единственным учредителем Предприятия значилась организации арендаторов "Ялтамонолитстрой" и регистрирующий орган на момент получения заявления о регистрации юридического лица располагал информацией лишь об одном указанном учредителе Предприятия, в то время как в заявлении о государственной регистрации были указаны иные участники общества.
Ввиду непредставления заявителем в регистрирующий орган документов, подтверждающих соответствие содержащихся в заявлении сведений сведениям о юридическом лице, имеющимся у Инспекции, последней был сделан вывод о недостоверности представленных сведений.
Заявление о государственной регистрации юридического лица, содержащее недостоверные сведения, считается не представленным, что является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Такая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 19.03.2015 N 307-ЭС15-1073 по делу N А21-11206/2013. Таким образом, решение Инспекции об отказе в государственной регистрации было вынесено правомерно.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из положений частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, для признания решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное соблюдение следующих условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку решение об отказе в государственной регистрации юридического лица было вынесено правомерно и в соответствии с нормами действующего законодательства, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 июня 2015 года по делу N А83-891/2015 отменить.
В удовлетворении заявления Арендного предприятия "Ялтамонолитстрой" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-891/2015
Истец: Арендное предприятие "Ялтамонолитстрой", Арендной предприятие "Ялтамонолитстрой"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2016 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1512/15
03.02.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5133/15
01.10.2015 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1512/15
30.06.2015 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-891/15