г. Хабаровск |
|
01 октября 2015 г. |
А73-3375/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общество "Хабаровский аэропорт": Мазурик В.А.,представитель по доверенности от 23.03.2015 N 27;
от управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу: Одушкин Е.А., представитель по доверенности от 27.03.2015 N 30/2015;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровский Аэропорт"
на решение от 26.06.2015
по делу N А73-3375/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Копыловой Н.Л.
по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт"
к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании в части предписания от 25.12.2014 N 114 ГА/2014У
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Хабаровский аэропорт" (ОГРН 1052700246532, ИНН 2724083654, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган) о признании недействительным предписания от 25.12.2014 N 114 ГА/2014У об устранении нарушений воздушного законодательства Российской Федерации в части требований пунктов 2, 3, 4, 5 предписания, обязывающих общество принять меры по обеспечению повышения квалификации инженеров и техников аэродромной службы.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.06.2015 по делу N А73-3375/2015 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 26.06.2015 по делу N А73-3375/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в возражении. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.06.2015 по делу N А73-3375/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание апелляционной инстанции 03.09.2015 откладывалось до 24.09.2015.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражении, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
Перечень должностей авиационного персонала установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 N 749ДСП "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации" и приказом Федеральной авиационной службы России от 24.04.1998 N 267ДСП "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 N 749ДСП "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации".
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что указанное выше постановление не имеет юридической силы, поскольку оно является действующим нормативным актом. В силу статей 110, 115 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, имеющие межведомственный характер прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, конфиденциального характера (пункт 8).
Согласно пункту 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188, к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Следовательно, постановление с грифом "ДСП" (для служебного пользования) содержит служебную информацию ограниченного распространения и не подлежит официальному опубликованию.
На основании пункта 4 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.6 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06.05.2000 N 121 (далее - ФАП N 121) установлены требования к квалификации персонала.
Согласно статье 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 04.12.2014 N 1417-р руководителя управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 13.11.2014 (вх.N ФС1-7378 от 17.11.2014), согласно которому Ространснадзору в срок до 01.03.2015 поручено провести внеплановые выездные проверки деятельности служб, осуществляющих наземное обеспечение полетов воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в категорированных аэропортах Российской Федерации, в отношении ОАО "Хабаровский аэропорт" в период с 08.12.2014 по 25.12.2014 была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки выявлены нарушения статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.6.1, 2.6.3 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06.05.2000 N 121 (ФАП-121), пунктов 3.2.1, 3.2.3 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом МГА от 26.12.1988 N 209.
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.12.2014 N 89 ГА/2014У и с целью их устранения в адрес ОАО "Хабаровский аэропорт" выдано предписание от 25.12.2014 N 114 ГА/2014У, в котором, а также в акте проверки, зафиксировано в том числе: отсутствие сертификата (свидетельства) о повышении квалификации у ведущего инженера, 4 инженеров, 4 сменных инженеров, 5 техников (пункты 2, 3, 4, 5 предписания).
Предписанием ОАО "Хабаровский аэропорт" предложено принять меры по устранению нарушений и приведению деятельности в соответствие с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации, о принятых мерах по выполнению предписания проинформировать управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по пунктам 1-5 предписания - в срок до 30.06.2015.
Не согласившись с предписанием от 25.12.2014 N 114 ГА/2014У в части его требований, изложенных в пунктах 2, 3, 4, 5, ОАО "Хабаровский аэропорт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным в указанных частях.
В обоснование заявленных требований общество указало следующее: инженеры и техники аэродромной службы Хабаровского аэропорта имеют соответствующее образование, стаж работы и высокую квалификацию по специальности, которую повышают в рамках технической учебы, проводимой непосредственно аэродромной службой; специалисты аэродромной службы не относятся к авиационному персоналу; требования к наличию сертификата (свидетельства) у специалистов аэродромной службы отсутствуют; требования обеспечить повышение квалификации сотрудников аэродромной службы, а также порядок, сроки и периодичность повышения квалификации данных работников нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации, не установлены; актом проверки от 21.10.2014, проведенной в ОАО "Хабаровский аэропорт" Федеральным агентством воздушного транспорта, и выданным по ее итогам сертификатом соответствия от 27.10.2014 N ФАВТ А.03326 подтверждается, что аэропортовая деятельность ОАО "Хабаровский аэропорт" по аэродромному обеспечению отвечает требованиям действующих нормативных документов; оспариваемым предписанием на ОАО "Хабаровский аэропорт" возлагаются дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности и тем самым нарушаются права и законные интересы данного Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, проанализировав и оценив представленные доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обосновано признал требования общества не подлежащими удовлетворению.
Согласно Перечню должностей авиационного персонала установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 N 749ДСП "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации" к авиационному персоналу относятся: начальник аэродромной службы, заместитель начальника аэродромной службы, главный (старший, ведущий) инженер, инженер аэродромной службы, сменный инженер аэродромной службы, техник аэродромной службы, мастер аэродромной службы, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов.
Вышеуказанные лица занимаются аэродромный обеспечением полетов, которое включает комплекс мероприятий по поддержанию лётного поля аэродрома, включающего взлётно-посадочную полосу (ВПП), рулёжные дорожки (РД), перроны и места стоянки воздушных судов, площадки специального назначения, в постоянной эксплуатационной готовности для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов (п.8.11 Аэродромное обеспечение полётов Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации", утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года N 128). Соответственно суд первой инстанции верно определил, что специалисты аэродромной службы общества - инженеры и техники, относятся к авиационному персоналу.
Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29.01.1999 N 23 утверждены и введены в действие с 01.08.1999 Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", которые устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации (в данном случае - Росавиация) с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Указанные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с указанными правилами повышение квалификации - это этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, согласно которому Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере. Агентство воздушного транспорта организует и проводит в установленном порядке обязательную аттестацию авиационного персонала гражданской авиации; осуществляет организацию профессионального обучения и повышения квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Таким образом, все программы подготовки специалистов гражданской авиации согласно перечню специалистов авиационного персонала, утверждаются в Росавиации. Подготовку специалистов авиационного персонала аэродромных служб осуществляют специальные сертифицированные центры подготовки и переподготовки авиаперсонала, в частности, в г.Хабаровске - Дальневосточный Центр подготовки авиационного персонала. После окончания обучения слушателям выдается свидетельство (сертификат) государственного образца, которое является официальным документом, подтверждающим квалификацию специалиста. Согласно информации Дальневосточного Центра подготовки авиационного персонала (в ответ на запрос УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 15.06.2015 N 4-18/2230) ОАО "Хабаровский аэропорт" заявку на 2014 год на обучение специалистов аэродромной службы не подавало.
Согласно ВК РФ и ФАП N 121 у общества должны быть: копии документов по повышению квалификации руководящего состава и ИТР аэродромной службы (в том числе сертификаты, удостоверения, и т.п.); план повышения квалификации специалистов аэродромной службы.
Суд первой инстанции верно определил неподтверждение обществом соответствующей квалификации указанных выше специалистов именно в области аэродромного обеспечения полетов.
Апелляционный суд считает, что выданный обществу сертификат соответствия от 27.10.2014 N ФАВТ А.03326 о соответствии аэропортовой деятельности общества по аэродромному обеспечению требованиям нормативных документов, не свидетельствует об отсутствии выявленного уполномоченным органом нарушения. Соблюдение порядка выдачи сертификата не является предметом спора по настоящему делу.
На основании изложенного, предписание от 25.12.2014 N 114 ГА/2014У в оспариваемой части правомерно, не противоречит указанным выше нормам законодательства.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.06.2015 по делу N А73-3375/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Хабаровский Аэропорт" (ОГРН 1052700246532, ИНН 2724083654) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 15.07.2015 N 5573 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3375/2015
Истец: ОАО "Хабаровский аэропорт"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта