город Москва |
|
1 октября 2015 г. |
дело N А40-20023/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.10.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Судоходная компания "Вилюй" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.06.2015
по делу N А40-20023/2015, принятое судьей Ласкиной С.О. (33-153)
по заявлению ЗАО "Судоходная компания "Вилюй" (678450, Республика Саха (Якутия), Нюрба, улица Ленина, дом 11)
к Федеральной службе по тарифам (109074, Москва, Китайгородский проезд, дом 7) правопреемник ФАС России (125993, Москва, улица Садовая - Кудринская, дом 11)
о признании незаконным приказа и обязании совершить действия;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Водолазов И.Б. по доверенности от 01.12.2014; Абакумова Ю.И. по доверенности от 21.09.2015;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.06.2015 заявление ООО "Судоходная компания "Вилюй" о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам (правопреемник - Федеральная антимонопольная служба России) N 1563-т от 26.09.2014 "Об отсутствии оснований для прекращения государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии" и обязании со дня вступления судебного акта в законную силу принять меры для восстановления в полном объеме нарушенные права ООО "Судоходная компания "Вилюй" путем исключения ООО "Судоходная компания "Вилюй" из реестра субъектов естественных монополий на транспорте, из раздела III "Услуги портов и (или) транспортных терминалов" регистрационный N 14/3/9 и прекращения в его отношении государственного регулирования и контроля, оставлено без удовлетворения.
Обществом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт и в обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда.
Представители антимонопольного органа в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представлен отзыв, который приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что приказом ФСТ России от 31.07.2009 N 304-т "О включении организации в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ООО "Судоходная компания "Вилюй" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в раздел III "Услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" регистрационный N 14/3/9.
ООО "Судоходная компания "Вилюй" обратилось в ФСТ России с заявлением от 19.06.2014 исх. N 150 о прекращении регулирования и исключении из реестра субъектов естественных монополий с приложенными документами.
По результатам рассмотрения заявления издан приказ ФСТ России от 26.09.2014 N 1563-т об отсутствии оснований для прекращения государственного регулирования деятельности ООО "Судоходная компания "Вилюй".
Не согласившись с принятым приказом, считая свои права нарушенными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественной монополией является состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров, а субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
К сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесены, в том числе услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
ООО "Судоходная компания "Вилюй" осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность на водном транспорте (транспортная обработка грузов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В указанный перечень включены, в том числе, погрузка и выгрузка грузов.
Согласно п. 6.4. Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
Порядок рассмотрения документов, представленных для принятия решения о прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, утвержден приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э.
В соответствии с п. 76 Порядка в ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии определяется: утрата хозяйствующим субъектом, в отношении которого осуществляется регулирование, обстоятельств, указанных в п. 27 настоящего Порядка, в соответствии с которым установлено, что в ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, определяется: наличие в собственности или на иных законных основаниях имущества, предназначенного для производства товаров (оказания услуг) в установленных законодателем о естественных монополиях сферах; фактическое осуществление хозяйствующим субъектом деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии.
При этом проводится анализ деятельности хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 87 Порядка профильное Управление ФСТ России готовит заключение по делу.
При подготовке заключения о целесообразности сохранения государственного регулирования в отношении ООО "Судоходная компания "Вилюй" Управлением регулирования транспорта ФСТ России учтено, что предприятие оказывает услуги по погрузке и выгрузке грузов в географических границах бассейнов реки Вилюй и реки Марха на территории Республики Саха (Якутия).
По результатам рассмотрения материалов, Управление пришло к выводу о том, что ООО "Судоходная компания "Вилюй" осуществляет деятельность в условиях неразвитой конкурентной среды и отсутствия межвидовой конкуренции в регионе с сезонным характером предоставления услуг, так как субъектом не представлена информация о наличии конкурентов на рынке услуг в бассейнах реки Вилюй и реки Марха.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность, при этом положения Кодекса распространяются на: внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и иных плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе.
Под речным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
ООО "Судоходная компания "Вилюй" указало на то, что услуги по погрузке-выгрузке грузов предоставляются посредством буксируемых плавучих кранов, а причалы, на которых Заявитель осуществляет указанные не являются портами (причалами) общего пользования, поскольку не имеют комплекса сооружений, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, хранения и выдачи грузов и не включены в официальный реестр портов общего пользования.
Вместе с тем, оказание услуг по погрузке и выгрузке грузов может осуществляться как портальными кранами, так и при помощи плавучей перегрузочной техники, что не меняет существо самой регулируемой услуги в зависимости от вида перегрузочных механизмов.
Основная территория Республики Саха (Якутия) находится в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствуют автомобильные схемы круглогодичной поставки грузов, основная масса грузов для нужд жизнеобеспечения, в том числе коммунального хозяйства, завозится в краткосрочный период навигации внутренним водным транспортом и перерабатывается плавучими кранами.
Начиная с 2010 года приказами Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) для ООО "Судоходная компания "Вилюй" на каждую навигацию устанавливались тарифы на услуги по погрузке и выгрузке песка, щебня, гравия, песчано-гравийной смеси, прочих насыпных и навалочных грузов, леса круглого и пиломатериалов, грузов в транспортных пакетах, тарно-штучных грузов и контейнеров.
В письме от 11.07.2014 N ТС-7483/10 указано на необходимость сохранения государственного регулирования в отношении ООО "Судоходная компания "Вилюй" во избежание резкого роста затрат на погрузочно-разгрузочные работы, осуществляемые плавкранами, учитывая политику Правительства Российской Федерации о доведении предельных индексов роста тарифов на коммунальные услуги. В указанном письме также указано на то, что установленные им тарифы на услуги по погрузке и выгрузке грузов, оказываемые ООО "Судоходная компания "Вилюй", достаточны и гарантируют предприятию положительную финансовую деятельность.
Довод относительно того, что анализ деятельности ООО "Судоходная компания "Вилюй", проведенный Управлением выполнен с нарушением Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и Перечня таких документов, утвержденного приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э, отклоняется, как необоснованный.
Согласно п. 101 Порядка анализ деятельности хозяйствующего субъекта проводится профильным управлением ФСТ России, в этом случае результаты анализа излагаются в заключении. В материалы дела ФСТ России представлено заключение от 14.08.2014 N 10-1016, подготовленное Управлением регулирования транспорта ФСТ России. При проведении анализа деятельности указанного хозяйствующего субъекта ФСТ России руководствовалась данными и информацией, полученной от Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия), в соответствии с п. 59 Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденного приказом ФСТ России от 30.08.2010 N 417-э, согласно которому исключение хозяйствующего субъекта из реестра осуществляется по результатам анализа информации, полученной, в том числе, от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Довод относительно того, что при выполнении анализа деятельности хозяйствующего субъекта в сфере регулируемых услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах профильное управление ФСТ России в обязательном порядке самостоятельно выявляет других хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные работы (услуги) в данных границах товарного рынка, и проводит оценку их объемов работ (услуг), отклоняется, поскольку не соответствует действующему законодательству.
Согласно п. 102 Порядка в соответствии с п. п. 30, 53, 77 Порядка анализ деятельности может быть проведен самостоятельно хозяйствующим субъектом, в отношении которого рассматривается вопрос о введении, изменении или прекращении регулирования.
Согласно п. 77 Порядка хозяйствующие субъекты, обратившиеся с заявлением, вправе провести независимую экономическую экспертизу своей деятельности на соответствующем товарном рынке в целях определения наличия основания для прекращения в отношении них регулирования. Результаты независимой экономической экспертизы в виде экспертного заключения могут быть представлены хозяйствующим субъектом вместе с заявлением.
Таким образом, у ООО "Судоходная компания "Вилюй" имелась возможность самостоятельно провести анализ состояния среды и выявить других хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные работы (услуги) в данных границах товарного рынка, и оценка их объемов работ (услуг) и предоставить полученную информацию вместе с заявлением о прекращении регулирования в ФСТ России.
В соответствии с п. 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие об утрате хозяйствующим субъектом обстоятельств, указанных в п. 27 настоящего Порядка, что свидетельствует об отсутствии оснований для принятия решения о прекращении регулирования деятельности ООО "Судоходная компания "Вилюй".
Ссылка общества на решение суда по делу N А58-1562/2013 отклоняется, поскольку принятие судебных актов по другим спорам не свидетельствует о преюдициальном значении этих судебных актов применительно к рассматриваемому спору. Арбитражный суд при рассмотрении дела не связан выводами судов о правовой квалификации рассматриваемых спорных отношений и толковании правовых норм.
Таким образом, права и законные интересы заявителя оспариваемым актом не нарушены, все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 48, 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену в порядке процессуального правопреемства Федеральной службы по тарифам на Федеральную антимонопольную службу России.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.06.2015 по делу N А40-20023/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ЗАО "Судоходная компания "Вилюй" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20023/2015
Истец: ООО "Судоходная компания "Вилюй", ООО Судоходная компания ВИЛЮЙ
Ответчик: Федеральная служба по тарифам, ФСТ России
Третье лицо: ФАС России