город Ростов-на-Дону |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А32-20385/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Три богатыря" - Колесника П.Д. по доверенности от 23.09.2015;
от Межрайонного управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу - Матвеевой И.А. по доверенности от 30.12.2014 N 3-35;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Три богатыря" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2015 по делу N А32-20385/2015, принятое судьёй Гонзус И.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Три богатыря" к Межрайонному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Три богатыря" (далее - ООО фирма "Три богатыря", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, заинтересованное лицо) от 13.05.2015 года N 09-14 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован пропуском заявителем срока на оспаривание постановления в отсутствие доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение, восстановить срок и удовлетворить заявленные требования по мотиву малозначительности совершенного правонарушения. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что десятидневный срок на подачу заявления пропущен в связи с обращением с жалобой на постановление к вышестоящему должностному лицу, однако в связи с неполучением мотивированного ответа на жалобу юридическое лицо вынужденно было обратиться в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В отзыве на апелляционную жалобу управление не согласилось с доводами заявителя, просило решение суда оставить без изменения.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества просил признать совершенное правонарушение малозначительным и применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо снизить размер назначенного административного штрафа до минимального размера - пятидесяти тысяч.
Представитель управления в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу от 11.03.2015 N 199 в отношении общества с ограниченной ответственностью фирма "Три богатыря" проведена плановая выездная проверка по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, г. Апшеронск, ул. Королева, 4.
По результатам проверки в отношении общества составлены акт проверки от 27.03.2015 N у3-а203/09, протокол от 15.04.2015 N 09-14 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ, согласно которому заявителю вменено искажение информации при декларировании производства и оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2014 года, а именно: согласно бухгалтерской справке от 26.03.2015 N 142, оборотно-сальдовой ведомости по счету 41 на 30.09.2014 и на 01.10.2014, а также данным декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 5) за 4 квартал 2014 года остаток алкогольной продукции по коду 212 (ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта свыше 25%) на начало отчетного периода (графа 6) отражен в объеме 962,165 дал, однако в декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 5), представленной обществом за 3 квартал 2014 года остаток алкогольной продукции по коду 212 на конец отчетного периода (графа 23) отражен в объеме 1072,715 дал. Отклонение в представленных данных составило 110,55 дал.
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу от 13.05.2015 по делу об административном правонарушении N 09-14 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта) установлена обязанность организаций, осуществляющих производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815) организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 5.
В силу п. 1 ст. 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании пункта 15 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок N 231).
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка при декларировании объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, использования производственных мощностей организации и при декларировании объемов розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи индивидуальные предприниматели заполняют формы деклараций, предусмотренных Правилами N 815, в том числе об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - декларация N 5).
Согласно пункту 7.2 Порядка в декларации N 5 указывается:
в графе 6 "остаток на начало отчетного периода" - остаток продукции на начало отчетного периода;
в графе 23 "остаток на конец отчетного периода - всего" - остаток продукции на конец отчетного периода.
Таким образом, показания соответствующих графы N 6 декларации за 4 квартал 2014 года и графы 23 декларации за 3 квартал 2014 года в силу требований закона о полном и достоверном учете и декларировании объемов оборота алкогольной продукции должны совпадать.
Вместе с тем в ходе проверки административным органом установлено, что обществом в декларации N 5 за 4 квартал 2014 года остаток алкогольной продукции по коду 212 на начало отчетного периода (графа 6) отражен в объеме 962,165 дал, однако в декларации N 5, представленной обществом за 3 квартал 2014 года остаток алкогольной продукции по коду 212 на конец отчетного периода (графа 23) отражен в объеме 1072,715 дал.
Таким образом, отклонение в представленных данных составило 110,55 дал.
Данные обстоятельства свидетельствуют об искажении обществом задекларированной информации и нарушении требований статьи 14 и пункта 1 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, что образует в действиях юридического лица объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и возможных мер для соблюдения требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Факт правонарушения и вина общества подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.04.2015 N 09-14, актом плановой выездной проверки от 27.03.2015 N у3-а203/09, декларациями по форме Приложения N 5 к Правилам N 815 за 3 и 4 кварталы 2014 года, а также иными доказательствами по делу об административном правонарушении.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО фирма "Три богатыря" состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества извещен лично путем вручения 08.04.2015 телеграммы о вызове на составление протокола (том 1, л.д. 138 - 139).
Копия протокола, а также определения о назначении времени и места рассмотрения дела направлены заказным письмом с уведомлением и вручены обществу 23.04.2015, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении (том 1, л.д. 149).
В качестве наказания за совершенное правонарушение обществу правомерно назначен административный штраф в максимальном размере 100 000 рублей ввиду наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, а именно: общество ранее в течение года дважды привлекалось к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ на основании постановлений от 29.04.2014 N 07-10/113 и от 19.08.2014 N 07-10/216/1 (том 1, л.д. 176, 188).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ (со дня вступления в законную силу постановления и до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судом не установлено.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно обстоятельствам совершения спорного правонарушения искажение информации допущено обществом в ходе осуществления регулярной предпринимательской деятельности. При этом заявитель является профессиональным участником рынка оборота алкогольной продукции и имеет возможность для надлежащего исполнения своих публичных обязанностей.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
С учетом вышеизложенного, иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта, а также признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, в связи с чем не принимаются судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2015 по делу N А32-20385/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20385/2015
Истец: ООО "Три богатыря"
Ответчик: Межрайонное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ао Южному федеральному округу