г. Владивосток |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А59-1413/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей С.М. Синицыной, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице Южно-Сахалинского отделения N 8567
апелляционное производство N 05АП-7975/2015
на решение от 22.07.2015
по делу N А59-1413/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сахалинский Водоканал" (ИНН 6501149700, ОГРН 1046500626611)
к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" Филиал N 8567 Южно-Сахалинское отделение (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195)
о взыскании 13 614,79 рублей задолженности,
при участии:
стороны не явились, ивещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сахалинской Водоканал" обратилось в суд с иском к ОАО "Сбербанк России" Филиал N 8567 Южно-Сахалинское отделение о взыскании 13 614,79 рублей платы за превышение установленных нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Решением суда от 22.07.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей жалобой. В обоснование доводов апеллянт ссылается на надлежащее извещение его о дате, времени и месте планируемого отбора проб, в связи с чем последний был лишен возможности осуществить защиту своих законных прав и интересов и направить ответственного представителя. Указывает на отсутствие причинно-следственной связи между превышением нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, указанных в акте и нахождением здания Банка по адресу: г.Южно-Сахалинск, пр-т Мира, 149. Кроме того, ответчик утверждает, что договор N 52 от 01.10.2004 не содержит сведений о предоставлении услуг водоснабжения и водоотведения на объекте по адресу : г.Южно-Сахалинск, пр-т Мира, 149.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело коллегией рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.10.2004 года АК Сбербанк России (абонент) и ООО "Сахалинский Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) заключен договор водоснабжения и водоотведения N 52, согласно которому организация ВКХ осуществляет абоненту отпуск питьевой воды и прием сточных вод в объемах, согласованных сторонами (Приложение N 1) с учетом возможностей систем водоснабжения и канализации.
Пунктом 1.3 договора определено, что границы ответственности за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств устанавливаются актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 3 к настоящему договору).
В соответствии с пунктами 2.2.3, 2.2.4 договора ООО "Сахалинский Водоканал" имеет право осуществлять лабораторный контроль за составом сточных вод абонента и взимать плату за превышение лимитов водопотребления и водоотведения по объему и предельно-допустимым концентрациям (далее - ПДК) загрязняющих веществ сточной жидкости в соответствии с действующим законодательством.
Согласно приложению N 3 к договору "Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности", наружные сети и
колодец (или камера) в точке подключения к городской системе водоснабжения и водоотведения, включая задвижку подключения, находятся на балансе абонента, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние; устройства и сооружения для присоединения сетей абонента к колодцу (или камере) на наружной сети, а также внутридворовые и внутридомовые водопроводные и канализационные сети, сооружения и устройства на них, водопроводные вводы и канализационные выпуски, насосные станции подкачки и др. находятся на балансе абонента, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние.
В приложении N 3 к договору также указано, что границы эксплуатационной ответственности сторон указаны на прилагаемых к настоящему акту схемах подключения к водопроводным и канализационным сетям.
01.11.2008 года в указанный договор внесены изменения - включены объекты по пр. победы, 39 и пр. Мира, 149 (административное здание).
Приложением N 3 к договору согласована схема границ обслуживания водопроводных и канализационных сетей ответчика по административному зданию по пр. Мира, 149, в которой указано, что канализации, обсуживаемые абонентом (Ка) до точки 48.63, 46.60.
16.10.2014 года для проведения проверки качества сточных вод на содержание загрязняющих веществ представителями ООО "Сахалинский Водоканал" на объекте по пр. Мира, 149 в 11 часов 15 минут в присутствии представителя абонента - инженера-администратора Ряшенцева В. А. произведен отбор проб сточных вод, о чем составлен акт отбора проб сточных вод N 1047.
В результате проведенного истцом анализа проб сточных вод выявлено превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ по компонентам (фосфаты, азот амонийный, СПАВ, фенолы, железо общее, нефтепродукты), на основании чего составлен протокол результатов анализа проб сточных вод от 16.10.2014 года N 1047.
Согласно расчету платы за превышение установленных нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, составленному на основании акта отбора проб и протокола результатов анализа проб, плата за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ составила 13 614, 79 рублей.
Право лаборатории ООО "Сахалинский Водоканал" производить анализы сточных вод подтверждено свидетельством N 743 от 28.02.2014 года, выданным ФБУ " Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Сахалинской области" сроком до 01.03.2017 года.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 666 от 13.02.2015 года о взыскании платы за превышение установленных нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, в которой ООО "Сахалинский Водоканал" предложил ответчику в добровольном порядке произвести оплату задолженности в размере 13 614, 79 рублей, ложившейся в результате превышения нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
К претензии были приложены копии акта, протокола, расчета, счетафактуры.
Согласно почтовому уведомлению, данная претензия получена ответчиком 02.03.2015 года.
Неисполнение в добровольном порядке претензии в полном объеме явилось основанием для обращения ООО "Сахалинский Водоканал" в арбитражный суд с исковым заявлением.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644), в связи с чем в Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) внесены изменения, в частности: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 данных Правил. При этом остальные пункты силу не утратили.
В связи с изложенным, правоотношения сторон в спорный период в части, касающейся соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам), и Правилами N 644.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 114 указанных Правил установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
21.06.2013 года Правительством РФ издано постановление N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
Указанные Правила N 525 устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно - абоненты, контроль состава и свойств сточных вод).
Согласно п. 3 Правил N 525 контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:
-отбор проб сточных вод;
-последующий анализ отобранных проб сточных вод.
В п. 18,19, 20 Правил N 525 указано, что отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.
В п. 21, 22, 26, 27, 28, 29, 35 Правил N 525 установлено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб.
Порядок расчета платы за превышение содержание предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ (формула расчета) предусмотрен пунктом 123 Правил N 644.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом указанных норм и правил истцом произведен отбор проб сточных вод по объекту ответчика, указанному в договоре (пр. Мира 149) в контрольном канализационном колодце с точкой 49.63, 46.60, указанным в договоре, заключенном сторонами, в качестве точки, предназначенной для отбора проб сточных вод абонента, о проведении отбора проб сточных вод ответчик уведомлен более, чем за 15 минут до начала отбора проб сточных вод, отбор проб произведен в присутствии абонента, сведений об отборе абонентом параллельной пробы в акте не содержится.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении истцом установленного порядка отбора проб сточных вод как по месту отбора проб, так и по уведомлению ответчика о времени и месте отбора проб, а также по обеспечению участия ответчика при отборе проб.
В этой связи доводы ответчика о ненадлежащем уведомлении его о времени и месте отбора проб и об отсутствии в договоре объекта, в отношении которого производился отбор проб, коллегия признает необоснованными.
Расчет размера платы за сброс сточных вод с повышенным содержанием предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ правомерно выполнен истцом в соответствии с Правилами N 167, постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, постановлением администрации Сахалинской области от 25.03.202 N 36-па "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Сахалинской области", решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" N 343/18-06-3 от 03.07.2006.
Расчет размера платы за превышение нормативов загрязняющих веществ произведен истцом в установленном законом порядке с учетом превышения нормативов по 6 показателям, то есть в 7-кратном размере (норматив плюс 6-кратное превышение).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 22.07.2015 по делу N А59-1413/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1413/2015
Истец: ООО "Сахалинский Водоканал"
Ответчик: ОАО "Сбербанк России" в лице Южно-Сахалинского отделения N8567