г. Чита |
|
30 сентября 2015 г. |
дело N А78-7987/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Читинской таможни на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 июля 2015 года по делу N А78-7987/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медикс Группа" (ОГРН 1077536010815, ИНН 7536084936) к Читинской таможни (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о признании недействительным решения N 48-03-09/00526 от 18.05.2015 о невозможности освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товара "концентратор кислородный "Lauf" с принадлежностями, производства "Лонгфиан Сайтек Ко.,ЛТД", КНР, по таможенной декларации N 10612050/211113/0009732; обязании внести в таможенную декларацию N 10612050/211113/0009732 изменения по начислению налога на добавленную стоимость,
(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Медикс Группа" - Сахтёровой Н.Г. - по доверенности от 01.12.2014,
от Читинской таможни - Бутаковой А.Н. - по доверенности от 17.07.2015, Даширабдановой Ц.Б. - по доверенности от 21.09.2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медикс Группа" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Читинской таможни о признании недействительным решения Читинской таможни N 48-03-09/00526 от 18.05.2015, о невозможности освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товара "концентратор кислородный "Lauf" с принадлежностями, производства "Лонгфиан Сайтек Ко., ЛТД", КНР, по таможенной декларации N 10612050/211113/0009732; обязании Читинской таможни внести в таможенную декларацию N 10612050/211113/0009732 изменения по начислению налога на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 31 июля 2015 года заявленные требования были удовлетворены.
Суд первой инстанции признал недействительным решение Читинской таможни N 48-03-09/00526 от 18.05.2015 о невозможности освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товара "концентратор кислородный "Lauf" с принадлежностями, производства "Лонгфиан Сайтек Ко., ЛТД", КНР, по таможенной декларации N 10612050/211113/0009732, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного Союза, обязав Читинскую таможню внести в таможенную декларацию N 10612050/211113/0009732 изменения по начислению налога на добавленную стоимость, взыскав при этом с Читинской таможни (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медикс Группа" (ОГРН 1077536010815, ИНН 7536084936) государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Полагая указанное решение суда первой инстанции незаконным, Читинская таможня обжаловала его в апелляционном порядке.
Из апелляционной жалобы следует, что решение суда первой инстанции является незаконным, необоснованным, подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Читинской таможни доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Медикс Группа" в судебном заседании пояснил, что считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, просили оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 21.11.2013 на Читинский таможенный пост Читинской таможни ООО "Медике Группа" была подана таможенная декларация (ДТ) N 10612050/211112/0009732 для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара: "кислородный концентратор, концентратор кислорода работает по принципу абсорбции, предназначен при заболевании сердца, кровеносно-сосудистой системы, хронической легочной системы..., с принадлежностями".
Согласно графе 33 ДТ классификация товара Обществом была осуществлена в товарной подсубпозиции 9019200000 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД).
Получателем товаров, декларантом, а также лицом, ответственным за финансовое урегулирование, согласно графам 8, 9, 14 ДТ, является ООО "Медике Группа".
С целью достоверного заявления сведений о товаре декларантом были представлены следующие документы: - внешнеторговый контракт N KZLF03092013 от 03.09.2013; - дополнительное соглашение к контракту б/н от 10.10.2013; - упаковочный лист; - международная товарно-транспортная накладная 10612130/1911113/0021517/002 от 14.11.2013; - инвойсы; - регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 12.08.2013 N РЗН 2013/1014 с приложениями; - декларация о соответствии от 24.10.2013 N РОСС CN. ИМ41. ДО 2590 от 19.09.2013.
Поставка товара осуществлялась в адрес ООО "Медике Группа" во исполнение внешнеэкономического контракта от 03.09.2013 N KZLF03092013, на условиях CIP Маньчжурия. Данная декларация на товары помещена под процедуру выпуска для внутреннего потребления 22.11.2013. 29.04.2015 на Читинский таможенный пост Читинской таможни поступило заявление ООО "Медике Группа" с обращением о внесении изменений в графы 36,44,47 ДТ N 10612050/231113/0009804, так как согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" ввозимый Обществом медицинский товар не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (НДС) при предоставлении Регистрационного удостоверения. Читинской таможней в адрес ООО "Медике Группа" было направлено письмо от 18.05.2015 N 48-03-09/00526 "О рассмотрении обращения", согласно которому заявителю отказано в предоставлении освобождения от уплаты НДС. Основанием для отказа послужило несоответствие термина "медицинское изделие", указанного в регистрационном удостоверении, термину "медицинская техника", указанному в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 г. N19.
Не согласившись с решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 31 июля 2015 года заявленные требования были удовлетворены.
Суд первой инстанции признал недействительным решение Читинской таможни N 48-03-09/00526 от 18.05.2015 о невозможности освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товара "концентратор кислородный "Lauf" с принадлежностями, производства "Лонгфиан Сайтек Ко., ЛТД", КНР, по таможенной декларации N 10612050/211113/0009732, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного Союза, обязав Читинскую таможню внести в таможенную декларацию N 10612050/211113/0009732 изменения по начислению налога на добавленную стоимость, взыскав при этом с Читинской таможни (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медикс Группа" (ОГРН 1077536010815, ИНН 7536084936) государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу прямого указания части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган; согласно положениям статьи 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
Пунктом 2 статьи 1 ТК ТС установлено, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи).
Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС и названном Перечне. Согласно пункту 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно- ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 998 утвержден Перечень технических средств и материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов и реализация которых на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники. Статьей 38 Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ, на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Как для использования пониженной ставки НДС, так и для освобождения от уплаты налога нужно представить в государственный орган регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Минфин России ранее разъяснял, что пониженная ставка или освобождение от налогообложения применяется при ввозе и реализации изделий медицинского назначения (медицинской техники), если имеется регистрационное удостоверение, в котором указан код товара, содержащийся в одном из упомянутых выше перечней (Письма от 21 октября 2013 года N 03-07-07/43912, от 23 сентября 2013 года N 03-07-07/39401, от 20 сентября 2013 года N 03-07-07/38972, от 17 сентября 2013 года N 03-07-07/38384). Чтобы использовать соответствующую льготу, удостоверение, выданное при регистрации изделия медицинского назначения (медицинской техники), можно представлять до 1 января 2017 года. Такой срок установлен в связи со следующими обстоятельствами. До 1 января 2014 года к таким товарам относится, в частности, важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника (абзац 4 пункта 1 части 2 статьи 149 НК РФ).
С 1 января 2014 года вместо термина "медицинская техника" используется термин "медицинские изделия". Тем самым употребляемая терминология приведена в соответствие с Федеральным законом N 323- ФЗ, поскольку в данном Законе содержится только термин "медицинские изделия".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила N 1416). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Соответственно, суд первой инстанции правомерно указал, что на момент принятия таможенным органом решения существовало несоответствие терминологии, изложенной в НК РФ (указаны термины "медицинская техника", "изделия медицинского назначения"), терминологии, применяемой Федеральным законом N 323-ФЗ и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин "медицинские изделия"). В настоящее время в связи с внесенными изменениями в НК РФ (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ) указанные несоответствия устранены.
Какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
При предоставлении льготы по освобождению от налогообложения, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ, необходимо руководствоваться Перечнем важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, который ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции. Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил (государственной регистрации медицинских изделий) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия. То есть, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Принадлежность медицинской техники к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 998, определяется кодом общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.
Как разъяснено в Письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 марта 2002 года N 2510/2698-02-23 и Министерства финансов Российской Федерации от 06 марта 2002 года N 04-03-05/10, принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукций освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Как следует из материалов настоящего дела, при декларировании товаров Обществом приложено регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 12.08.2013 N РЗН 2013/1014, подтверждающее регистрацию товара в качестве изделий медицинского назначения, отнесение спорного товара к изделиям медицинской техники производства фирмы "Лонгфиан Сайтек Ко. Лтд", Китай.
В соответствии с представленными заявителем документами ввезенный товар, изделия медицинского назначения, имеющие коды классификации ОКП 94 4460, входят в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС.
Соответственно, суд апелляционной инстанции соглашается с правильным выводом суда первой инстанции о том, что ввезенный Обществом товар относится к изделиям медицинской техники, включенной в Перечень как важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, ввоз и реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, в связи с чем, Общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара.
В соответствии со статьей 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в ДТ после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза. В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 (далее - Инструкция), заявленные в ДТ сведения могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением уполномоченного таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя, в случаях, определенных указанным пунктом Инструкции.
Внесение изменений и (или) дополнений в ДТ и ее электронную копию после выпуска товаров допускается в течение срока, предусмотренного в соответствии со статьей 99 Кодекса (пункт 3 Инструкции).
Обращение декларанта или таможенного представителя о внесении изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров (далее - обращение) составляется в произвольной форме с обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений, указанием регистрационного номера ДТ и перечня прилагаемых документов (пункт 4 Инструкции).
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Общество обратилось в таможенный орган в связи с тем, что ввезенный товар - изделия медицинского назначения входят в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС, и общество при таможенном оформлении спорного товара освобождено от уплаты НДС на основании пункта 2 части 1 статьи 150 НК РФ.
Поскольку заявление о внесении изменений в ДТ N 10612050/211113/0009732 после выпуска товара Общество направило в таможенный орган с соблюдением условий и срока, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и Инструкцией, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что таможенный орган неправомерно принял решение об отказе Обществу во внесении изменений в рассматриваемую ДТ в части сведений об исчислении налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввезенных по ДТ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 июля 2015 года по делу N А78-7987/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7987/2015
Истец: ООО "Медикс Группа"
Ответчик: Читинская таможня