г.Самара |
|
2 октября 2015 г. |
Дело N А55-18292/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Буртасовой О.И. и Морозова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции дело N А55-18292/2014 по иску закрытого акционерного общества "Жигулевское карьероуправление" (ОГРН 1026303245660, ИНН 6345001246) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об установлении кадастровой стоимости, третьи лица: Администрация городского округа Жигулевск Самарской области (ОГРН 1026303244901, ИНН 6345003980), Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Группа Комплексных Решений" (ОГРН 1025203752375, ИНН 5262103820), общество с ограниченной ответственностью "Визит-риэлт" (ОГРН 1086319013604, ИНН 6319707356), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
при ведении протокола судебного заседания Шаймурзиным Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Катаев С.В. - представитель (доверенность N 51 от 21.03.2014);
от 1-го третьего лица - Администрации городского округа Жигулевск Самарской области: Кочеров М.С. - юрисконсульт правового управления (доверенность N 13Д от 05.05.2015),
установил:
Закрытое акционерное общество "Жигулевское карьероуправление" (далее ЗАО "Жигулевское карьероуправление", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 63:02:0202001:0010 площадью 3284 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, Отважный проезд, 5 в размере 1883374 руб., земельного участка кадастровый номер 63:02:0202001:499 площадью 176188,2 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, Отважный проезд, 5 в размере 74087054 руб., земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, в размере 159932438 руб., земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, в размере 20485994 руб.
Определением от 25.06.2014 исковое заявление было принято к производству суда. Делу присвоен номер А55-13975/2014.
Определением от 30.07.2014 требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, в размере 159932438 руб., земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, в размере 20485994 руб. выделено в отдельное производство. Делу присвоен номер А55-18292/2014.
Определением суда от 29.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Жигулевск Самарской области (далее Администрация, 1-е третье лицо).
Определением суда от 29.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Самарской области (далее Министерство, 2-е третье лицо), Правительство Самарской области (далее Правительство, 3-е третье лицо), общество с ограниченной ответственностью "Группа Комплексных Решений" (далее ООО "Группа Комплексных Решений", 4-е третье лицо), общество с ограниченной ответственностью "Визит-риэлт" (далее ООО "Визит-риэлт", 5-е третье лицо).
Определением суда от 06.11.2014 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения по делу N А55-5533/2014 по иску муниципального образования "Городской округ Жигулевск Самарской области" в лице Администрации городского округа Жигулевск к ЗАО "Жигулевское карьероуправление" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, и земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск.
Определением суда от 16.12.2014 производство по делу было возобновлено.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2015 исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, в размере его рыночной стоимости 159932438 руб., земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, в размере его рыночной стоимости 20485994 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель и в соответствии с пунктом 3 указанной статьи при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, согласно которой права налогоплательщика, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
1-е третье лицо - Администрация, с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
1-е третье лицо считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
При этом 1-е третье лицо исходит из того, что решением Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2014 по делу N А55-5533/2014 земельный участок кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, и земельный участок кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, истребованы из незаконного владения ЗАО "Жигулевское карьероуправление" в пользу муниципального образования Администрация городского округа Жигулевск. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 указанное решение отменено и в иск отказано. На данное постановление подана кассационная жалоба, которое принята к производству суда.
1-е третье лицо считает, что рассмотрение настоящего дела нецелесообразно до принятия постановления судом кассационной инстанции по делу N А55-5533/2014.
Кроме того, 1-е третье лицо исходит из того, что кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, и зачисляется в местный бюджет по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права и в сфере экономической деятельности муниципалитетов. Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости влечет уменьшение доходной части бюджета города.
Ответчик также не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным. При этом ответчик исходит из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013, которое никем не оспорено и не признано незаконным в установленном законом порядке.
Ответчик также не согласен с отчетами об определении рыночной стоимости земельных участков в связи с ее необоснованным занижением.
Ответчик полагает, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью.
Ответчик также считает, что орган кадастрового учета является ненадлежащим ответчиком, поскольку заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в информационном порядке на основании утвержденного акта органа государственной власти, с заменой ее на рыночную стоимость. При этом действия органа кадастрового учета по внесению кадастровой стоимости земельного участка истцом не оспариваются. Заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земельных участков являлось Министерство, исполнителем работ по определению кадастровой стоимости - ООО "Группа комплексных решений", само постановление принято Правительством.
Ответчик полагает, что истцом не предъявляются к органу кадастрового учета конкретные материально-правовые требования, которые вытекают из спорного материально-правового отношения, поэтому спор как таковой отсутствует.
Ответчик считает, что надлежащими ответчиками по делу являются Правительство - орган, утвердивший постановлением N 610 от 13.11.2013 результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, а также Администрация - орган местного самоуправления, устанавливающий земельный налог в отношении земельного участка.
Арбитражный апелляционный суд на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 24.06.2015 вынес определение о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее Управление Росреестра по Самарской области, 6-е третье лицо).
После перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и проведения судебной экспертизы истец уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, в размере его рыночной стоимости, установленной экспертом - 167013315 руб., земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, в размере его рыночной стоимости, установленной экспертом - 18496860 руб.
Заявление об уточнении исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.09.2015.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу Администрации с доводами жалобы не согласился и просил оставить ее без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения. Истец отзыв на апелляционную жалобу ответчика не представил.
В судебном заседании представитель истца, исковые требования и доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу Администрации, поддержал. Представитель истца с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился и просил оставить ее без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу Администрации не представил. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель 1-го третьего лица - Администрации, с исковыми требованиями не согласился, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить. Представитель Администрации также пояснил, что с доводом апелляционной жалобы ответчика о том, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком, а иск должен быть заявлен к Правительству и Администрации, не согласен, однако в остальном апелляционную жалобу ответчика поддерживает.
2-е третье лицо - Министерство, отзыв на апелляционные жалобы 1-го третьего лица и ответчика не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
3-е третье лицо - Правительство, отзыв на апелляционные жалобы 1-го третьего лица и ответчика не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
4-е третье лицо - ООО "Группа Комплексных Решений", отзывы на апелляционные жалобы 1-го третьего лица и ответчика не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
5-е третье лицо - ООО "Визит-риэлт", отзывы на апелляционные жалобы 1-го третьего лица и ответчика не представило, в судебное заседание не явилось. Определения о принятии апелляционных жалоб к производству суда, о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, направленные по почте по месту нахождения третьего лица, возвращены организацией почтовой связи, так как адресат не явился за получением копий судебных актов, несмотря на почтовое извещение. В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третье лицо считается извещенным надлежащим образом.
6-е третье лицо - Управление Росреестра по Самарской области, отзывы на иск и апелляционные жалобы 1-го третьего лица и ответчика не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, в апелляционной жалобе 1-го третьего лица и апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу 1-го третьего лица, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей истца и 1-го третьего лица, арбитражный суд установил.
Истцу на праве собственности принадлежат земельный участок кадастровый номер кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, и земельный участок кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Жигулевск (т.1 л.д.9, т.2 л.д.2).
Земельный участок кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, поставлен на кадастровый учет 14.05.2010 (т.1 л.д.84-86).
Земельный участок кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, поставлен на кадастровый учет 14.05.2010 (т.2 л.д.77-78).
Распоряжением Правительства Самарской области N 262-р от 06.05.2013 Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рекомендовано сформировать и представить до 20.05.2013 в Министерство перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 01.01.2013.
Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Согласно указанному постановлению Правительства Самарской области кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, составляет 380491173 руб. 35 коп., кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, составляет 41205350 руб. 97 коп.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участка, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчетам независимого оценщика по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, составляет 159932438 руб., рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, - 20485994 руб. (т.1 л.д.8-94, т.2 л.д.1-85).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) установлено, что при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Истцом представлены экспертное заключение N 466/02-14 от 04.06.2014 саморегулируемой организации "Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков", согласно которому отчет N 159/05-2014-2 по определению рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а также экспертное заключение N 466/01-14 от 04.06.2014 саморегулируемой организации "Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков", согласно которому отчет N 159/05-2014-1 по определению рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (т.1.л.д.95-112, т.2 л.д.86-103).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Истец обратился в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, равной их рыночной стоимости. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению с учетом правил о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
По ходатайству 1-го третьего лица - Администрации, по делу была назначена экспертиза в целях определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению эксперта по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, составляет 167013315 руб., рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, составляет 18496860 руб. (т.5 л.д.90-190).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При указанных обстоятельствах требование истца об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков равной их рыночной стоимости, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что настоящее дело не может быть рассмотрено до рассмотрения дела N А55-5533/2014 по иску муниципального образования "Городской округ Жигулевск Самарской области" в лице Администрации городского округа Жигулевск к ЗАО "Жигулевское карьероуправление" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, и земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, не может быть принят судом. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 05.12.2014 по делу N А55-5533/2014 решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано. Постановление вступило в законную силу. Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 23.04.2015 постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Довод 1-го третьего лица о том, что установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости влечет уменьшение доходной части бюджета города, также не может быть принят судом, поскольку право истца требовать установления кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости установлено законом - статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что орган кадастрового учета является ненадлежащим ответчиком по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда изменения вносятся органом кадастрового учета в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
Кроме того, передача органам кадастрового учета полномочий по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости подтверждается приказом Росреестра от 12.05.2015 N П/210.
Принимая во внимание, что истцом заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, и земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, равной их рыночной стоимости, тогда как определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости отнесено к полномочиям Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, решение принято судом первой инстанции о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, и подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, равной его рыночной стоимости в размере 167013315 руб., земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, равной его рыночной стоимости в размере 18496860 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе, а также расходы по оплате судебной экспертизы подлежат отнесению на ответчика. Однако истцом подано заявление об отнесении на него расходов по государственной пошлине по иску.
В судебном заседании представитель истца заявление об отнесении на него судебных расходов, в том числе расходов на оплату судебной экспертизы, поддержал.
Ответчик возражения против данного заявления истца не подал.
При указанных обстоятельствах суд считает, что сторонами в соответствии с пунктом 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключено соглашение о распределении судебных расходов, согласно которому истец взял на себя все судебные расходы по делу. Следовательно, расходы истца по уплате государственной пошлины по иску возмещению ответчиком не подлежат, истцом подлежат возмещению расходы 1-го третьего лица по оплате судебной экспертизы.
Ответчик и 1-е третье лицо, подавшие апелляционные жалобы, освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому расходы по государственной пошлине по апелляционным жалобам распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2015 года по делу N А55-18292/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Иск, поданный в Арбитражный суд Самарской области 20 июня 2014 года, удовлетворить. Расходы по государственной пошлине по иску и проведению судебной экспертизы отнести на истца.
Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:514 площадью 378715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, равной его рыночной стоимости в размере 167013315 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0201002:515 площадью 41013 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Жигулевск, равной его рыночной стоимости в размере 18496860 руб.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Жигулевское карьероуправление" (ОГРН 1026303245660, ИНН 6345001246) в пользу Администрации городского округа Жигулевск Самарской области (ОГРН 1026303244901, ИНН 6345003980) 40000 руб. в счет возмещения расходов по оплате судебной экспертизы.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.В.Карпов |
Судьи |
О.И.Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18292/2014
Истец: ЗАО "Жигулевское Карьероуправление"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Третье лицо: Администрация г. о. Жигулевск, Министерство имущественных отношений Самарской области, ООО "Визит-риэлт", ООО "Группа комплексных решений", ООО "Лига-Консалт Оценка", ООО "Институт оценки и управления", ООО "Лига-Консалт Оценка", Правительство самарской области, Управление Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области