г. Вологда |
|
02 октября 2015 г. |
Дело N А66-19119/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Смирновой С.О. по доверенности от 17.04.2015, от общества с ограниченной ответственностью "Восток" Теряева Ю.А. и Кадочникова П.О. по доверенности от 29.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 мая 2015 года по делу N А66-19119/2014 (судья Белова А.Г.),
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пер. Смоленский, д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН6905003320, далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восток" (место нахождения: 170000, Тверская обл., г. Тверь, ул. Володарского, д. 26, ОГРН 1066952002040, ИНН 6950050836, далее - Общество) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 2 221 408 руб. за период с 01.12.2012 по 31.12.2014 и пеней в размере 626 237 руб. 94 коп. за период с 16.04.2013 по 31.12.2014.
Решением суда от 28 мая 2015 года исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Министерства взысканы задолженность по арендной плате в сумме 2 221 408 руб. за период с 01.12.2012 по 31.12.2014 и пени в размере 313 118 руб. 97 коп. за период с 16.04.2013 по 31.12.2014. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Также, с Общества в пользу Министерства, на случай неисполнения настоящего судебного акта взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования Министерства удовлетворить частично: взыскать с Общества задолженность по арендной плате в сумме 7325 руб., пени в размере 1332 руб. 43 коп. Доводы жалобы сводятся к следующему. В постановлении администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200044:0011, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о виде функционального использования земельного участке и его удельном показателе кадастровой стоимости является необоснованным. Согласно генеральному плану г. Твери, утвержденному на основании решения Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394) "Об утверждении генерального плана города Твери" земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200044:0011 относится к зоне рекреационных земель: земель зеленых насаждений общего пользования, что подтверждается ответом администрации г. Твери и справкой кадастрового инженера. В соответствии с пунктом 2.1 постановления администрации Тверской области от 26.12.2007 N 396-па (ред. от 27.11.2012) "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов" кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного в аренду из земель общего пользования, устанавливается равной одному рублю за земельный участок. Кроме того, пунктом 2.1 указанного Постановления для расчета стоимости арендной платы в отношении земель общего пользования предусматривается иная формула расчета стоимости аренды, отличная от той, на основании которой суд первой инстанции произвел расчет взыскиваемой арендной платы. Поскольку земельный участок 69:40:0200044:11 относится к землям общего пользования, удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1 рубль. С учетом того, что 27.03.2014 Общество внесло арендную плату по договору в размере 1000 руб., на сегодняшний день ответчик имеет задолженность по арендной плате в размере 7325 руб.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали изложенные в жалобе доводы.
Министерство в отзыве и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения.
Заслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.11.2012, на основании распоряжения Министерства от 21.11.2012 N 2895, Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор N 105-з/12, согласно которому арендатору во временное владение и пользование передана часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200044:11, площадью 2094,40 кв.м от общей площади земельного участка 3860,10 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: г. Тверь, ул. Орджоникидзе, в границах, указанных в плане части земельного участка (л.д.7-11, 60).
Участок предоставлен арендатору на период строительства торгово-офисного комплекса под элементы благоустройства и инфраструктуры (без права возведения объектов недвижимого имущества).
Срок договора аренды указанного земельного участка установлен с 21.11.2012 по 20.11.2013.
Передача земельного участка оформлена актом приема-передачи от 21.11.2012.
Размер арендной платы за участок определяется в соответствии с расчетом, являющимся неотъемлемой частью договора (пункт 3.1 договора).
Согласно расчету арендной платы удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 12 862 руб. 06 коп. за 1 кв.м, код функционального использования земельного участка -7 (л.д.12).
В соответствии с пунктом 3.2. договора аренды, арендная плата вносится следующими частями:
* не позднее 15.04. - годовой суммы;
* не позднее 15.07. - годовой суммы;
* не позднее 15.10. - годовой суммы.
Ненадлежащее выполнение ответчиком договорных обязательств по внесению платы за пользование арендуемым нежилым помещением явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Из материалов дела видно, что между сторонами фактически сложись правоотношения по аренде земельного участка, регулируемые договором.
Соответственно обязательства сторон по предоставлению в аренду земельного участка и внесению платежей за его пользование возникают в силу закона и заключенного ими возмездного договора.
Факт и период пользования ответчиком земельным участком подтверждены материалами дела и ответчиком не оспариваются.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (статья 424 ГК РФ).
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В спорном договоре согласовано, что размер арендной платы определяется в соответствии с расчетом арендной платы, являющимся неотъемлемой частью договора.
Арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200044:0011, рассчитывалась в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 26.12.2007 N 396-па "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов" по формуле, указанной в пункте 2.1 Постановления.
Одним из показателей, приведенных в вышеуказанной формуле, является кадастровая стоимость земельного участка одного квадратного метра.
В 2008 году была проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области.
Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области, в том числе в городе Тверь.
В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка в кадастровом квартале 69:40:0200044 составляет 12 862 руб. 06 коп. за 1 кв.м, согласно средних взвешенных по площади значений удельного показателя кадастровой стоимости земли в городе Твери (в рублях за 1 кв.м).
Земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200044:0011 входит в кадастровый квартал 69:40:0200044 и относится к виду разрешенного использования N 7 типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от 26.06.2007 N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов". Разрешенное использование земельного участка - под административное помещение (л.д.92-99, 160).
В соответствии со средними взвешенными по площади значениями удельного показателя кадастровой стоимости земли в городе Твери, кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 3860,10 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200044:0011 составляет 49 648 837 руб. 81 коп.
Удельный показатель кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка за один квадратный метр составляет: 49 648 837,81 руб./3860,10 кв.м = 12 862 руб. 06 коп. за 1 кв.м.
Таким образом, на момент заключения договора удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: 69:40:0200044:0011 составлял 12 862 руб. 06 коп. за 1 кв.м.
За изменением условий вышеуказанного договора аренды Общество в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области не обращалось.
Расчет долга суд первой инстанции проверил, признал его правильным. Задолженность ответчика по арендной плате за период за период с 01.12.2012 по 31.12.2014 в размере 2 221 408 руб. подтверждается материалами дела.
Довод апеллянта об отнесении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200044:0011 к землям общего пользования проверен судом апелляционной инстанции.
Так, определением суда от 26.08.2015 суд запрашивал соответствующую информацию у истца.
Во исполнение определения суда Министерством представлены следующие пояснения.
Согласно информации от администрации города Твери, изложенной в ответе на запрос Министерства, в соответствии с Временными правилами землепользования и застройки г. Твери спорный земельный участок относится к зоне многоквартирных жилых домов в 4-5 этажей (Ж-3).
В соответствии с фрагментом генерального плана г. Твери, представленного Департаментом архитектуры и строительства администрации г. Твери, земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200044:11 расположен частично в рекреационной зоне зеленых насаждений общего пользования, частично в зоне многофункциональных общественных центров (общественно-деловая зона) и частично в зоне многоэтажной жилой застройки до 16 этажей.
Генеральный план г. Твери был утвержден решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394) "Об утверждении генерального плана города Твери" и опубликован 28.12.2012.
В соответствии с положением о Департаменте архитектуры и строительства администрации г. Твери задачами Департамента является регулирование на территории города Твери градостроительных отношений и градостроительной деятельности, осуществляемой в виде территориального планирования; градостроительного зонирования; планировки территории; архитектурно-строительного проектирования; строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Для выполнения поставленных задач Департамент разрабатывает предложения по изменению границ города Твери, а также обеспечивает разработку и подготовку к утверждению генерального плана города Твери, плана реализации генерального плана города Твери, местных нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки города Твери, документации по планировке территории.
Помимо прочего, Департамент осуществляет ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставление сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Осуществляет взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления по согласованию соответствующих документов (схем) территориального планирования, по совместной подготовке проектов документов территориального планирования.
Не доверять информации предоставленной Департаментом архитектуры и строительства администрации г. Твери в отношении спорного земельного участка у суда апелляционной инстанции правовых оснований не имеется.
В связи с просрочкой внесения арендных платежей истец предъявил к взысканию неустойку в размере 626 237 руб. 94 коп. за период с 16.04.2013 по 31.12.2014.
Согласно статье 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (статья 330 Кодекса).
Пунктом 5.2 договора аренды стороны установили ответственность за каждый день просрочки перечисления арендной платы в виде пени в размере 0,10% просроченной суммы арендной платы за каждый день просрочки.
Из расчета видно, что пени начислены на сумму неоплаченной арендной платы.
Расчет суммы взыскиваемых пеней проверен судом первой инстанции и признан правильным. Однако суд признал обоснованными доводы Общества о том, что начисленная неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и уменьшил ее размер на основании статьи 333 ГК РФ до 313 118 руб. 97 коп.
Оснований не согласиться с выводами суда у апелляционной коллегии не имеется.
Рассматривая доводы, приведенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в дополнениях к отзыву на иск (л.д. 122-123), и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и Комитетом, не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу.
В тоже время апелляционный суд полагает, что подлежит отмене решение суда в части взыскания с Общества в пользу Министерства на случай неисполнения настоящего судебного акта процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму.
Принимая решение в означенной части, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" (далее - Постановление N 22).
Однако на день рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Пленумом Верховного Суда Российской Федерации принято постановление от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (опубликовано в "Российской газете" от 30.06.2015 N 30), в соответствии с пунктом 133 которого признан не подлежащим применению пункт 2 Постановления N 22.
Кроме того, указанное требование истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не заявлялось.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 мая 2015 года по делу N А66-19119/2014 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Восток" в пользу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на случай неисполнения настоящего судебного акта процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-19119/2014
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Ответчик: ООО "Восток"
Третье лицо: Администрация города Твери
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2016 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4222/16
28.01.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4072/15
02.10.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5852/15
28.05.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-19119/14