г. Санкт-Петербург |
|
01 октября 2015 г. |
Дело N А21-1410/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен,
от ответчика: представитель Кременкова Е.В. (по доверенности от 17.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16672/2015) Управления имущественных и земельных отношений администрации МО "Гвардейский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.05.2015 по делу N А21-1410/2015(судья Любимова С.Ю.), принятое по иску Управления имущественных и земельных отношений администрации МО "Гвардейский городской округ"
к ООО "Лукойл-Калининградморнефть"
о взыскании задолженности по договору аренды и проценты,
установил:
Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" (ОГРН 1023902271106, место нахождения: 238210, Калининградская область, г. Гвардейск, ул. Юбилейная, д. 6) (далее - Истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" (ОГРН 1033918502243, место нахождения: 236039, г. Калининград, ул. Киевская, 23) (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть", Ответчик, Общество) задолженности по договору аренды N 03 от 21.01.2000 в размере 4 407 817 руб. 50 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 143 437 руб. 73 коп.
Решением арбитражного суда от 22.05.2015 в иске отказано.
Не согласившись с названным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить, в связи с неправильным применением судом норм материального права. Управление считает необоснованным взыскание судом арендной платы, рассчитанной на основании порядка определения размера арендной платы, применимого к земельным участкам, относящимся к федеральной собственности. Поскольку задолженность по заключенному сторонами договору аренды возникла за использование земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, суду при установлении размера подлежащей взысканию арендной платы, по мнению подателя жалобы, следовало применить нормативные акты Калининградской области, регулирующие спорные правоотношения.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил, дело рассматривалось в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Ответчика, апелляционный суд установил следующее.
Предметом настоящего спора являются обязательства сторон, возникшие из договора аренды от 21.01.2000 N 03 (далее - договор аренды), заключенного между Администрацией Гвардейского района (арендодатель) и ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" в отношении земельного участка площадью 8.0 га из земель промышленности с кадастровым номером 39:02:00 00 00:0029, состоящего из двух земельных участков с кадастровыми номерами 39:02:33 00 03:0008 площадью 34 660 кв.м. и 39:02:33 00 04:0014 площадью 45 340 кв.м., предоставленного для обслуживания базы отдыха "Каскад" на срок по 13.03.2015 (в редакции дополнительного соглашения от 22.03.2005 N 9).
Как усматривается из материалов дела, вышеуказанный земельный участок расположен на территории Гвардейского района Калининградской области и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок расчетов определен сторонами в разделе втором договора аренды, в соответствии с пунктом 2.3 которого арендодатель изменяет размеры ставок арендной платы и (или) расчетных коэффициентов по виду использования земель и по категории арендатора на текущий год в централизованном порядке путем принятия органами местного самоуправления соответствующих нормативных актов (решений Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район"). Изменение размера арендной платы в связи с изменением ставки арендной платы и (или) размера расчетных коэффициентов в установленном органами местного самоуправления порядке и сроки является обязательным для сторон (без перезаключения договора или подписания дополнительного соглашения к договору).
Ссылаясь на наличие у Общества задолженности по арендной плате в размере 4 407 817 руб. 50 коп., Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, обосновав представленный расчет решением совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" от 25.12.2013 N 269 "Об утверждении Положения (методики) об определении размера арендной платы за земельные участки, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков в МО "Гвардейский район"" (далее - Решение N 269), в соответствии с которым для земельных участков, предназначенных для размещения баз отдыха, величина коэффициента составляет 0,3.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что размер арендной платы подлежал определению в соответствии с пунктом 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Установив, что размер платы за пользование земельным участком рассчитан Ответчиком на основании пункта 6 вышеназванных Правил, а примененная Ответчиком рыночная стоимость в размере 6 500 000 руб. при расчетах платы за землю подтверждена отчетом об оценке N И-140429/3 по состоянию на 01.01.2013, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку при исчислении размера арендной платы в названном порядке задолженность по арендной плате у Ответчика отсутствует.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, апелляционный суд считает его подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, которым утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также ранее указанные Правила.
Таким образом, в соответствии с указанными положениями пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Вводного закона было установлено разграничение компетенции по определению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу данного разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные Постановлением N 582 указанные Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Согласно пункту 19 того же постановления арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку в данном случае спор возник в отношении земельного участка, относящегося к землям, собственность на которые не разграничена, Правила определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением N 582, не могли быть применены при разрешении настоящего дела.
Возражая против представленного Истцом расчета арендной платы, Ответчик ссылается на то, что Решение N 269, на основании которого составлен расчет арендной платы, принято за пределами компетенции муниципального образования.
Действительно, как следует из пункта 10 статьи 3 Вводного закона порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
По смыслу положений указанной правовой нормы, органами местного самоуправления устанавливаются порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности. Правом определения соответствующих порядка, условий и сроков в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления не наделены.
Между тем, постановлением Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (далее - Постановление N 336) определен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов двумя способами:
- на основании кадастровой стоимости земельных участков;
- на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной стоимости.
Расчет размера арендной платы на основании кадастровой стоимости следующий: Ап = Кс (кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании сведений государственного кадастра недвижимости) х Кз(коэффициент, определяемый по категориям земель и виду разрешенного использования земельного участка) (пункты 2 и 3 Постановления N 336).
Кроме того, п.п. З п. 2 Постановления N 336 рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области разработать и принять в установленном порядке положение (методику) установления коэффициента для исчисления арендной платы.
Дополнительным соглашением от 22.03.2005 к договору аренды определено, что арендодатель изменяет размеры ставок арендной платы и (или) расчетных коэффициентов по виду использования земель и по категории арендатора на текущий год в централизованном порядке путем принятия органами местного самоуправления соответствующих актов (решений Совета депутатов МО "Гвардейский район").
Решением N 269 утверждено положение (методика) об определении размера арендной платы за земельные участки, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков в муниципальном образовании "Гвардейский район". Пунктом 8 Положения предусмотрен расчет арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая изложенное, размер арендной платы определен Управлением следующим образом: 16 569 600 (кадастровая стоимость) х 0,3 (коэффициент на земельный участок, предназначенный для размещения базы отдыха) = 4 970 880 руб., из которых Ответчиком оплачено 563 062 руб. 50 коп.
В данном случае Решение N 269 принято муниципальным образованием в соответствии с Постановлением N 336, изданным субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных пунктом 10 статьи 3 Вводного закона полномочий.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Между тем в данном случае оснований считать изданное муниципальным образованием в пределах своей компетенции Решение N 269 противоречащим закону не имеется.
Действительно, в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11, нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам. Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Однако в данном случае доводы Общества о том, что установленный Решением N 269 коэффициент, применяемый к кадастровой стоимости земельного участка, не имеет должного правового и экономического обоснования, допустимыми доказательствами не подтвержден. Заключение эксперта ООО "Агентство финансовых расследований" от 15.09.2015 N041-2015 о доходности земельного участка к таким доказательствам отнесено быть не может, поскольку о недостоверности определенного в Решении N 269 коэффициента не свидетельствует.
При этом проверка экономической обоснованности данного коэффициента путем установления, в том числе обстоятельств, связанных с тем, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков) выходит за рамки предмета рассмотрения настоящего спора.
За оспариванием достоверности спорного коэффициента ни в судебные, ни в антимонопольные органы Общество не обращалось.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Обществом правомерности начисления арендной платы в размере 4 970 880 руб., из которых Ответчиком оплачено 563 062 руб. 50 коп., не опровергнуто, в связи с чем иск в данной части заявлен обоснованно.
Требование об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 143 437 руб. 73 коп. соответствует положениям статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем также подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с Ответчика в пользу Истца следует взыскать 4 407 817 руб. 50 коп. задолженности по договору аренды N 03 от 21.01.2000, а также 143 437 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Применительно к положениям частей 3, 6 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе подлежит взысканию с Ответчика в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.05.2015 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" (ОГРН 1033918502243, место нахождения: 236039, г. Калининград, ул. Киевская, 23) в пользу Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" (ОГРН 1023902271106, место нахождения: 238210, Калининградская область, г. Гвардейск, ул. Юбилейная, д. 6) 4 407 817 руб. 50 коп. задолженности по договору аренды N 03 от 21.01.2000, а также 143 437 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" (ОГРН 1033918502243, место нахождения: 236039, г. Калининград, ул. Киевская, 23) в доход федерального бюджета 45 756 руб. государственной пошлины по иску и 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1410/2015
Истец: Управление имущественных и земельных отношений администрации МО "Гвардейский городской округ"
Ответчик: ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1962/15
25.01.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2858/15
01.10.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16672/15
22.05.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-1410/15