г. Пермь |
|
2 октября 2015 г. |
Дело N А71-6611/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" (ОГРН 1121840002734, ИНН 1840008141)
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики об отказе в уменьшении размера исполнительского сбора
от 24 июля 2015 года по делу N А71-6611/2013,
принятое судьей Желновой Е.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к обществу с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" (и иным ответчикам, не привлеченным к рассмотрению заявления об уменьшении размера исполнительского сбора),
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Удмуртской Республике и судебный пристав-исполнитель данного отдела Лещенко И.В.,
установил:
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.12.2013 по настоящему делу частично удовлетворены исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее также - взыскатель). В том числе в его пользу с ООО "Единая Управляющая Компания" (далее также - должник) взыскан долг в сумме 18 543 924,27 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 068 116 руб. 49 коп. с последующим их начислением на сумму долга по ставке рефинансирования Банка России в размере 8,25% годовых с 18.12.2013 по день фактического погашения долга, а также 129 896 руб. 46 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины по иску и 2000 руб. по ходатайству об обеспечении иска.
На основании соответствующего исполнительного листа от 20.05.2014 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Удмуртской Республике Лещенко И.В. (далее - судебный пристав-исполнитель) 10.06.2014 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 6393/14/17/18 о взыскании с ООО "Единая Управляющая Компания" в пользу ООО "Удмуртские коммунальные системы" денежных средств в сумме 21 743 937,22 руб. (л.д.26).
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением об исправлении описки от 07.08.2014 судебный пристав-исполнитель уточнил предмет исполнения, указав на взыскание с должника долга в сумме 10 026 178,96 руб., процентов в сумме 3 068 116 руб. 49 коп. с последующим их начислением на сумму долга по ставке рефинансирования Банка России в размере 8,25% годовых с 18.12.2013 по день фактического погашения долга, а также 129 896 руб. 46 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины по иску и 2000 руб. по ходатайству об обеспечении иска. На дату взыскания общая сумма задолженности составила 13 858 519,24 руб.
В связи с неисполнением требований судебного пристава-исполнителя в срок, указанный в постановлении от 10.06.2014, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 23.01.2015 о взыскании исполнительного сбора в размере 970 096,35 руб. (л.д.29).
Должник 05.03.2015 обратился в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.04.2015 размер исполнительского сбора уменьшен с 970 096,35 руб. до 725 572,26 руб. (более чем на одну четверть).
Определение сторонами не обжаловалось.
Должник 21.05.2015 вновь обратился в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, наложенного в рамках исполнительного производства N 6393/14/17/18, но уже до 559 571,58 руб., указывая, что изначально его размер неверно определен судебным приставом-исполнителем.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.07.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал определение суда первой инстанции в порядке апелляционного производства, ссылаясь на неверное определение судебным приставом-исполнителем суммы исполнительского сбора. Полагает, что с учетом добровольно произведенной оплаты в сумме 3 200 012,95 руб. размер исполнительского сбора должен составлять 746 095,44 руб. и, следовательно, подлежал уменьшению до 559 571,58 руб.
Взыскатель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 324 АПК РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
По указанным правилам рассматриваются также вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера (часть 2.1 статьи 324).
Согласно ст.160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 550 "Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора" возврат исполнительского сбора осуществляется территориальными органами Федеральной службы судебных приставов как главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации "исполнительский сбор".
Таким образом, при рассмотрении судом вопроса о снижении исполнительского сбора, фактически уплаченного в доход бюджета, судебный акт принимается в том числе о соответствующих обязанностях территориального органа Федеральной службы судебных приставов.
Поскольку взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель и Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства и их неявка не препятствует рассмотрению дела, апелляционная жалоба на определение суда об отказе в уменьшении размера исполнительского сбора рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
В соответствии с положениями ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим законом (часть 12 ст.30).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 ст.30).
Согласно части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).
Статьей 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Из материалов дела следует, что в срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования исполнительного документа не исполнил, доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебному приставу-исполнителю не представил, что является основанием для назначения штрафной санкции в виде исполнительского сбора в размере 970 096,35 руб.
Принимая во внимание значительную кредиторскую задолженность должника, суд первой инстанции пришел к выводу о таком уровне степени его вины, который позволяет уменьшить размер исполнительского сбора до 725 572,26 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнительский сбор подлежал исчислению судебным приставом-исполнителем исходя из суммы 10 658 506,29 руб., а не 13 858 519,24 руб., поскольку задолженность в сумме 3 200 012,95 руб. должник погасил добровольно (в доказательство представлены платежные поручения за период с 05.06.2014 по 01.07.2014), подлежат отклонению.
Во-первых, заявителем жалобы не доказано, что платежи за период с 05.06.2014 по 01.07.2014 на общую сумму в 3 200 012,95 руб. не учтены судебным приставом при внесении постановления об исправлении описки от 07.08.2014 (л.д.28), в соответствии с которым основной долг по исполнительному производству уменьшен с 18 543 924,27 руб. до 10 026 178,96 руб. Таким образом, из материалов дела не следует, что исполнительский сбор должен составлять 746 095,44 руб. (10 658 506,29 руб. х 7%), а не 970 096,35 руб. (13 858 519,24 руб. х 7%).
Во-вторых, в рамках заявления об уменьшении исполнительского сбора законность и обоснованность постановления судебного пристава-исполнителя не подлежит проверке, и первоначально должник на неправомерное взыскание с него сбора в большем размере не ссылался. Вновь приведенные должником доводы должника направлены на пересмотр вступившего в законную силу определения суда от 06.04.2015.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое определение суда об отказе в уменьшении размера исполнительского сбора правильным и не неподлежащим отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики об отказе в уменьшении размера исполнительского сбора от 24 июля 2015 года по делу N А71-6611/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6611/2013
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: ООО "Единая Управляющая Компания", ООО "Ижкамсервис", ООО "Лидер Дом", ООО "РАС "Город", ООО "Региональная управляющая компания", ООО "РК-Сервис", ООО "УК Ижтехсервис", ООО "Управляющая компания "Город", ООО УК Азалия, ООО Управляющая компания "Жилсервис С"
Третье лицо: АНО "КРЦ Удмуртия"
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9922/13
24.07.2015 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6611/13
06.04.2015 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6611/13
23.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12369/13
07.04.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9922/13
30.12.2013 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6611/13
12.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12369/13
25.11.2013 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6611/13
17.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9922/13