01 октября 2015 г. |
Дело N А83-3323/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.10.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Омельченко В.А., судей Полынкиной Н.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания и его аудиозаписи Саматовой М.А.,
при участии представителей от местной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Джанкойского муниципального района Республики Крым" - Еремеев Алексей Олегович, доверенность N 01/07 от 31.07.2015, Иегулов Сергей Витальевич, председатель, протокол N 2 от 18.09.2014, от Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым - Писаревская Екатерина Александровна, доверенность 02.1-05/385 от 06.02.2015, заведующий отделом правовой работы управления контрольно-ревизионной и правовой работы, от Региональной общественной организации "Крымское Республиканское общество охотников и рыболовов" - Гаджи Виктор Вячеславович, доверенность N 146 от 28.09.2015,
в отсутствии председателя Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым, главного государственного лесного, охотничьего инспектора Республики Крым Чебанова Василия Анатольевича, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым на определение Арбитражного суда Республики Крым о принятии обеспечительных мер от 11.08.2015 по делу N А83-3323/2015 (судья Толпыго В.И.) по заявлению местной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Джанкойского муниципального района Республики Крым" к председателю Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым, главному государственному лесному, охотничьему инспектору Республики Крым Чебанову Василию Анатольевичу, Государственному комитету по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым о признании решения незаконным и понуждении к совершению действий,
установил:
местная общественная организация "Общество охотников и рыболовов Джанкойского муниципального района Республики Крым" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа председателя Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым, главного государственного лесного, охотничьего инспектора Республики Крым Чебанова Василия Анатольевича в выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов и понуждении Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым выдать местной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Джанкойского муниципального района Республики Крым" бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Кроме того, вместе с заявлением общество ходатайствует о применении обеспечительных мер в виде запрета Государственному комитету по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым производить выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов третьим лицам на территории охотугодий Джанкойского муниципального района в пределах границ, выделенных соответствующими решениями заявителю и понуждении Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым произвести изъятие ранее выданных третьим лицам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территории охотугодий Джанкойского муниципального района в пределах границ, выделенных соответствующими решениями заявителю.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 11.08.2015 по делу N А83-3323/2015 заявление местной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Джанкойского муниципального района Республики Крым" о принятии обеспечительных мер удовлетворено частично. Запрещено Государственному комитету по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым производить выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов третьим лицам на территории охотугодий Джанкойского муниципального района в пределах границ, выделенных соответствующими решениями заявителю, до вступления решения по данному делу в законную силу. В удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер в части понуждения Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым произвести изъятие ранее выданных третьим лицам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территории охотугодий Джанкойского муниципального района в пределах границ, выделенных соответствующими решениями заявителю, отказано.
Не согласившись с указанным определением, Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, поскольку заявителем необоснованна необходимость принятия обеспечительных мер.
Законность и обоснованность определения от 11.08.2015 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения испрашиваемой заявителем обеспечительной меры в силу следующих обстоятельств.
Частично удовлетворяя ходатайство о принятии обеспечительных мер, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие указанной обеспечительной меры может повлечь причинение значительного ущерба заявителю, нарушить его права и интересы, а также затруднить исполнение решения суда, что следует из существа оспариваемого акта (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).
В соответствии со статьей 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Пунктом 2 части 1 статьи 91 АПК РФ предусмотрено наложение арбитражным судом в качестве обеспечительной меры запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
В пункте 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 N 390-О указано, что по своей правовой природе обеспечительные меры в арбитражном процессе носят временный характер. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов и на основе принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.
В пункте 10 постановления от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер. Арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.
Рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Таким образом, принятие обеспечительных мер должно быть обоснованно фактически существующими, а не предполагаемыми обстоятельствами.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым производится выдача бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территории охотугодий Джанкойского муниципального района в пределах границ, выделенных соответствующими решениями заявителю. По мнению заявителя, указанные действия могут привести к существенному незаконному истреблению фауны региона и причинить значительный ущерб заявителю.
Суду не представлены доказательства, подтверждающих необходимость принятия испрашиваемых обеспечительных мер.
Кроме того, приказом Госкомлеса Крыма от 18.06.2015 N 201 утвержден Административный регламент предоставления Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Таким образом, запрет Государственному комитету по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым производить выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов третьим лицам на территории охотугодий Джанкойского муниципального района в пределах границ, выделенных соответствующими решениями заявителю, фактически означает запрет Государственному комитету по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым на осуществление своих полномочий, предусмотренных Административным регламентом.
Обеспечительная мера в виде запрета Государственному комитету по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым производить выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов третьим лицам на территории охотугодий Джанкойского муниципального района в пределах границ, выделенных соответствующими решениями заявителю, по своему содержанию противоречит смыслу обеспечительных мер, имеющих своей целью защиту интересов заявителя, а не лишение других лиц, в частности Региональной общественной организации "Крымское республиканское общество охотников и рыболовов" возможности осуществлять свои права, предоставленные им нормативно-правовыми актами Республики Крым.
Суд апелляционной инстанции считает также, что принятие обеспечительных мер направлено на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами, при отсутствии, в то же время, нарушений баланса частных и публичных интересов. Суд находит, что испрашиваемая обеспечительная мера не связана с предметом спора, поскольку в данном деле не рассматривается спор о праве пользования охотничьими угодьям.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства местной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Джанкойского муниципального района Республики Крым", в связи с чем определение суда первой инстанции в части подлежит отмене.
Исходя из положений пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 91 от 25.05.2005 при подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Крым от 11 августа 2015 года по делу N А83-3323/2015 в части запрета Государственному комитету по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым производить выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов третьим лицам на территории охотугодий Джанкойского муниципального района в пределах границ, выделенных соответствующими решениями заявителю, - отменить.
В удовлетворении заявления местной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Джанкойского муниципального района Республики Крым" о принятии обеспечительных мер в этой части отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3323/2015
Истец: Местная общественная организация "Общество охотников и рыболовов Джанкойского муниципального района Республики Крым"
Ответчик: Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым, Председатель Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым, галвный государственный лесной, охотничий инспектор Республики Крым Чебанов Василий Анатольевич
Третье лицо: Региональная общественная организация "Крымское Республиканское общество охотников и рыболовов"