г. Хабаровск |
|
05 октября 2015 г. |
А16-1009/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: Кан Ю.Х. представитель по доверенности от 16.07.2015;
от общества с ограниченной ответственностью "Ренат": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 03.08.2015
по делу N А16-1009/2015
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Осадчук О. Ю.
по заявлению межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Ренат"
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ренат" административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1092721006124, ИНН 2721170838, далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ренат" (ОГРН 1067907006276, ИНН 7904504283, далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за реализацию алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность её производства и оборота в нарушение положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.08.2015 по делу N А16-1009/2015 в удовлетворении заявленных административным органом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 03.08.2015 по делу N А16-1009/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. Общество в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании 24.09.2015 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 01.10.2015.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя административного органа, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в привлечении к административной ответственности, апелляционная жалоба - удовлетворению, в связи с нарушением судом нормы материального права.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
В силу статей 16, 26 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии.
В соответствии со статьёй 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции). Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Как следует из материалов дела, общество на основании лицензии от 20.07.2012 (регистрационный номер 1042) серия УППР N 0013016, выданной управлением промышленности и потребительского рынка правительства Еврейской автономной области сроком действия до 20.07.2015, осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции по адресам: ул.Ленина, д. 8 в с. Ленинское Еврейской автономной области; ул.Советская, д. 58 с. Биджан Еврейской автономной области (л.д. 40).
На основании приказа руководителя административного органа от 08.04.2015 (л.д.14) на территории Еврейской автономной области в период с 13 по 16.04.2015 проведены мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, в том числе исполнение требований, установленных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 25.12.2014 N 409 "Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов".
Поскольку мероприятия по наблюдению проводились административным органом с учетом пунктов 1, 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без взаимодействия с проверяемым юридическим лицом, то у контролирующего органа отсутствовала необходимость извещения общества о проведении мероприятий по наблюдению. В рассматриваемом случае административным органом проведен осмотр в магазине общества, который не являлся проверкой деятельности общества в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ.
В рамках указанных мероприятий должностными лицами административного органа 15.04.2015 в присутствии продавца общества, с применением видеофотосъемки, с учетом части 6 статьи 25.7, статьи 27.8 произведен осмотр магазина, расположенного по ул. Ленина, д.8 в с.Ленинское, его помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. При визуальном осмотре витрины установлено, что общество осуществляет реализацию алкогольной продукции. В момент проверки на реализации находилась, в том числе, водка "Регион 86 белые ночи", емкостью 0,5 л, крепостью 40 %, дата розлива - 20.05.2011, производитель ООО "Родник 777", в количестве 9 бутылок; водка "Протос кедровая", емкостью 0,5 л, крепостью 40 %, дата розлива - 31.08.2012, производитель ООО "Протос", в количестве 15 бутылок (протокол осмотра N у7-ап162/07-01 (лл.д. 19-25).
Участвующий в ходе проведения осмотра продавец общества сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота названной алкогольной продукции, административному органу не представил.
В этой связи названная алкогольная продукция изъята административным органом, о чём 15.04.2015 в присутствии представителя общества составлен протокол изъятия N у7-ап162/07-02. Адресом ответственного хранения арестованной алкогольной продукции определен - кабинет N 215 административного органа, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86 (л.д. 26-27).
По факту реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность её производства и оборота, определением от 15.04.2015 административным органом возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
В ходе административного расследования у общества запрашивались документы, подтверждающие легальность оборота изъятой алкогольной продукции, которые административному органу обществом не представлены.
Обществу направлено извещение от 14.05.2015 о явке для составления протокола (дачи пояснений) об административном правонарушении на 15.06.2015 (л.д.29-31), которое вручено обществу 20.05.2015 (л.д.32).
Согласно пункту 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых установлена, в том числе, частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (далее - Положение) Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу пункта 5.7 Положения к полномочиям службы относится рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
15.06.2015 в отношении общества в отсутствие его представителя, уполномоченным должностным лицом составлен протокол N у7-ап163/07 по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д. 34-36).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган направил в арбитражный суд названный протокол с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее оборот продукции без товаросопроводительных документов.
Объект правонарушения - предусмотренные Законом N 171-ФЗ правила оборота алкогольной продукции.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют противоправные действия по розничной продаже алкогольной продукции без товаросопроводительных документов.
Приобретая алкогольную продукцию, общество с целью недопущения ее незаконного оборота обязано проверить наличие сопроводительных документов и отражение информации о продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета. Доказательств того, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения и соблюдению установленных законодателем норм, ООО "Ренат" не представлено.
В подтверждение факта реализации обществом алкогольной продукции в отсутствие надлежаще оформленных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность её производства и оборота, управлением представлены: протокол осмотра от 15.04.2015 (с приложением фотоснимков), протокол об административном правонарушении от 15.06.2015.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Суд первой инстанции неверно указал в решении от 03.08.2015 об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности ввиду истечения срока давности 15.07.2015.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ в редакции с Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ постановление по делу об административном правонарушении в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Поскольку совершенное обществом административное правонарушение является длящимся, факт реализации алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность её оборота, установлен административным органом 15.04.2015, следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности за невыполнение требований Закона N 171-ФЗ истекает 15.04.2016.
При изложенных выше апелляционным судом обстоятельствах, установленных по материалам дела, суд считает возможным привлечь общество к административной ответственности в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, с конфискацией алкогольной продукции.
Суд первой инстанции правильно указал, что согласно статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Изъятая по протоколу от 15.04.2015 N у7-ап162/07-02 алкогольная продукция подлежит уничтожению, поскольку она находилась в незаконном обороте.
Согласно статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
В соответствии с частью 13 статьи 27.10 КоАП РФ изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Положением о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 N 430, установлено, что переработка или уничтожение, а также хранение изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, вне мест изъятия из незаконного оборота осуществляются организациями, привлекаемыми в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Продукция для переработки или уничтожения передается организациям по акту приема-передачи или протоколу на основании судебного акта, предусматривающего переработку или уничтожение продукции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция считает необходимым его изменить, поскольку судом первой инстанции неверно истолкована статья 4.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.08.2015 по делу N А16-1009/2015 отменить в части отказа в привлечении к административной ответственности.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Ренат", расположенное по адресу: ул.Ленина,8, с.Ленинское Ленинского района Еврейской автономной области, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1067907006276, ИНН 7904504283 к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа 200 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции.
Административный штраф подлежит перечислению в УФК по Еврейской автономной области (межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу), ИНН 2721170838, КПП 272101001, ОКТМО 99610460101, номер счета получателя 40101810700000011023, банк получателя - отделение Биробиджан г. Биробиджан, БИК банка - 049923001, КБК - 16011608010016000140, назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции, УИН Ъ35356В07021504Л1630.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1009/2015
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "Ренат"
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу