город Омск |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А75-4547/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9572/2015) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 30.06.2015 по делу N А75-4547/2015 (судья Федоров А.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой-Югория" (ОГРН 1148602007740, ИНН 8602219323)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600585970, ИНН 8602017528)
о признании незаконным отказа в принятии расчетов, изложенного в письме от 17.02.2015 N 513/216
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой-Югория" (далее - заявитель, страхователь, Общество, ООО "Сибпромстрой-Югория") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, страховщик, Пенсионный фонд, ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО - Югры) о признании незаконным отказа в принятии расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд медицинского обязательного страхования за 2014 год, изложенный в письме от 17.02.2015 N 513/216.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.06.2015 по делу N А75-4547/2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО - Югры в принятии расчета ООО "Сибпромстрой-Югория" по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд медицинского обязательного страхования за 2014 год, изложенный в письме от 17.02.2015 N 513/216, и обязал Пенсионный фонд устранить нарушения прав и законных интересов Общества.
Этим же решением с ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО - Югры в пользу ООО "Сибпромстрой-Югория" суд взыскал расходы по уплате государственного пошлины в сумме 3 000 руб.
При принятии решения суд исходил из того, что после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации закрытого акционерного общества "Сибпромстрой" (далее - ЗАО "Сибпромстрой") и его правопреемником - ООО "Сибпромстрой-Югория" были продолжены, в связи с чем отчетности правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО - Югры обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что поскольку организация - правопреемник является плательщиком страховых взносов в отношении работников реорганизованной организации не с начала расчетного периода, а с даты завершения процедуры реорганизации, то база для начисления страховых взносов по указанным работникам должна определяться организацией - правопреемником с даты завершения реорганизации в порядке, установленном частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
При этом, по мнению Пенсионного фонда, база для начисления страховых взносов не относится к обязательствам реорганизуемого юридического лица и не является частью его имущества, в связи с чем не является предметом передачи правопреемнику на основании передаточного акта.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "Сибпромстрой-Югория" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Сибпромстрой-Югория" и ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО - Югры, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
ЗАО "Сибпромстрой" было зарегистрировано в Пенсионном фонде с регистрационным номером N 027-020-030029.
В связи с проведенной реорганизацией в форме преобразования в ООО "Сибпромстрой-Югория" государственная регистрация, которого произведена Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 14.10.2014, Пенсионный фонд присвоил Обществу регистрационный номер N 027-020-027797.
Расчет за 2014 год Пенсионным фондом не был принят, с указанием на наличие ошибок, отказ в принятии подтверждается протоколом контроля отчетности от 20.02.2015, протоколом проверки РВС документа от 20.02.2015. Статус протокола отчетности от 20.02.2015 указан как отрицательный.
ООО "Сибпромстрой-Югория" обратилось в ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО - Югры с письмом от 13.02.2015 N 90 по поводу расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2014 год и просьбой принять такой расчет при его подаче через электронную систему.
Пенсионный фонд письмом от 17.02.2015 N 513/216 в качестве обоснования отказа сослался на реорганизацию Общества путём преобразования, в результате чего была создана новая организация, указав при этом, что законодательством не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов.
Считая отказ заинтересованного лица незаконным и нарушающим охраняемые законом права и интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
30.06.2015 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано Пенсионным фондом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии двух условий, предусмотренных для этого процессуальным законом: несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 3 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
В пунктах 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель является плательщиком страховых взносов, следовательно, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Из пунктов 4, 5 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей в 2010 году - 415 000 руб., в 2011 году - 463 000 руб., в 2012 году - 512 000 руб., в 2013 году - 568 000 руб., в 2014 году - 624 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Из материалов дела следует, что ООО "Сибпромстрой-Югория" было создано 14.10.2014 путем реорганизации в форме преобразования ЗАО "Сибпромстрой".
ООО "Сибпромстрой-Югория" произвело расчет по страховым взносам за 2014 год, с учётом положений подпункта "а" части 1 статьи 5, части 1 статьи 7, частей 1 и 3 статьи 8, части 1 статьи 10, части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ, определив базу нарастающим итогом с начала расчётного периода, то есть с 01.01.2014 по 31.12.2014, для начисления и уплаты страховых взносов в отношении каждого физического лица - работника Общества, который до реорганизации являлся работником ЗАО "Сибпромстрой" и с которым по состоянию на 14.10.2014 не были прекращены трудовые отношения.
В ходе проведения выездной проверки Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что начисления страховых взносов по ЗАО "Сибпромстрой" за период с 01.01.2014 по 14.10.2014 необоснованно были учтены в отчётности его правопреемника ООО "Сибпромстрой-Югория", что и послужило основанием для отказа в принятии расчета ООО "Сибпромстрой-Югория" за 2014 год.
Отклоняя указанные доводы Пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Следовательно, для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.
Статьей 75 ТК РФ установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (во всех формах, кроме присоединения) считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица или лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического липа.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ признается календарный год.
При этом, Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов организации.
Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета Федеральным законом N 212-ФЗ также не предусмотрено.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 01.04.2008 N 13584/07 по вопросу сохранения права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу реорганизованной организацией.
Таким образом, поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованного ЗАО "Сибпромстрой" и его правопреемником ООО Сибпромстрой-Югория" были продолжены, отчетности правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника.
С учетом обстоятельств дела и представленных доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ, изложенный в письме от 17.02.2015 N 513/216 в принятии расчета Общества по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд медицинского обязательного страхования за 2014 год является неправомерным, и, следовательно, правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Таким образом, удовлетворив заявленные ООО Сибпромстрой-Югория" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2077 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139) не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае выступления в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.06.2015 по делу N А75-4547/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4547/2015
Истец: ООО "Сибпромстрой-Югория"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры