Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании субсидии в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
06 октября 2015 г. |
Дело N А46-14910/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Веревкина А.В., ЕникеевойЛ.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9943/2015) Департамента городского хозяйства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 14 июля 2015 года по делу N А46-14910/2014 (судья Баландин В.А.), по иску Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "СФЕРА" (ИНН 5501245152, ОГРН 1125543057617), при участии в деле третьих лиц, Департамента финансов и контроля Администрации города Омска, общества с ограниченной ответственностью "Сибщебень" о взыскании 796 291,96 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - представитель Баланов О.Ю. (удостоверение N 0581/15 выдано 05.05.2015, по доверенности N 66 от 17.11.2014 сроком действия до 31.12.2015);
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "СФЕРА" - представитель Нужных С.А. (паспорт, по доверенности б/н от 15.12.2014 сроком действия до 31.12.2016);
от Департамента финансов и контроля Администрации города Омска - представитель Рыжковская Я.О. (удостоверение N 0246/15 выдано 05.03.2015, по доверенности N Ис-ДФК/1117 от 21.10.2014 сроком действия на один год);
от общества с ограниченной ответственностью "Сибщебень" - представитель не явился, извещено;
установил:
Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "СФЕРА" (далее - ООО "ЖКХ "СФЕРА", ответчик) о взыскании субсидии на возмещение затрат по проведению капитального ремонта дворовых территорий многоквартирных домов в сумме 796 291 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.07.2015 с ООО "ЖКХ "СФЕРА" в пользу департамента взысканы денежные средства в сумме 68 933 руб. 28 коп., в остальной части иска отказано. С департамента в пользу ООО "ЖКХ "СФЕРА" взысканы судебные расходы, понесенные в связи с оплатой услуг эксперта, в сумме 45 671 руб. 60 коп. С депозитного счета Арбитражного суда Омской области Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)" выплачены денежные средства в сумме 50 000 руб., внесенные ООО "ЖКХ "СФЕРА" на основании платежного поручения N 103 от 19.02.2015 за проведение экспертизы по делу N А46-14910/2014.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, департамент (далее - заявитель) обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании с ООО "ЖКХ "СФЕРА" субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта дворовых территорий многоквартирных домов в сумме 576 559 руб. 80 коп.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что в экспертном заключении эксперт ошибочно сложил стоимость по недовыполненным и перевыполненным работам по каждому объекту, что привело к неверному результату. Кроме того, истец ссылается на то, что истцу выделялись средства на возмещение затрат, понесенных ООО "ЖКХ "СФЕРА" в связи с заключением договора на выполнение подрядных работ, а не на оплату работ. Департамент полагает, что с ответчика подлежат взысканию 576 559 руб. 80 коп., исходя из разницы между данными, указанными в актах выполненных работ ООО "ЖКХ "СФЕРА", и данными, указанными в экспертном заключении. Податель жалобы также ссылается на неприменимость в рамках настоящего спора положений статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Департамента финансов и контроля Администрации города Омска (далее - Департамент финансов) поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Сибщебень" (далее - ООО "Сибщебень"), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 14.07.2015 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, между ООО "ЖКХ "СФЕРА" (Организация) и департаментом было заключено Соглашение о предоставлении в 2013 году из бюджета города Омска субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов N 907-199/2013 от 26.09.2013 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.1 Соглашение регулирует порядок взаимодействия Сторон по предоставлению в 2013 году из бюджета города Омска субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения субсидии предоставляются на возмещение затрат по проведению капитального ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Глинки, д. 1"А"; г. Омск, ул. Светлая, д. 1/1; г. Омск, ул. Коммунальная, д. 21; г. Омск, ул. Бородина, д. 10/3.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Соглашения предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Омска на 2013 год на вышеуказанные цели.
В течение пяти рабочих дней с даты заключения Соглашения субсидии в размере 30 % сметной стоимости работ перечисляются Организации в качестве аванса.
Окончательный расчет осуществляется на основании актов приемки выполненных работ (формы КС-2), справки о стоимости выполненных работ (формы КС-3), подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени Организации.
Департаментом денежные средства в сумме 3 342 232 руб. 24 коп. были перечислены на банковский счет ООО "ЖКХ "СФЕРА".
В соответствии с Актом N 63 от 05.08.2014 специалистами отдела контроля строительно-монтажных работ управления финансового контроля департамента финансов и контроля Администрации города Омска проведена проверка департамента городского хозяйства Администрации города Омска по вопросу использования субсидий, выделенных в 2013 году на возмещение затрат по проведению капитального ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Глинки, д. 1"А"; г. Омск, ул. Светлая, д. 1/1; г. Омск, ул. Коммунальная, д. 21; г. Омск, ул. Бородина, д. 10/3.
Контрольным обмером от 02.07.2014 выявлена сумма необоснованно предъявленных затрат на сумму 796 291 руб. 96 коп.
В соответствии с пунктом 4.3.5, 5.2 Соглашения Организация обязана возвратить в течение 10 дней со дня получения уведомления о возврате остатки субсидий, в случае их неиспользования в текущем финансовом году, либо полную сумму субсидий, в случае нарушения условий их предоставления.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Департаментом в адрес ООО "ЖКХ "СФЕРА" 27.08.2014 направлено обращение N ДГХ/3648 с требованием возвратить в бюджет города Омска денежные средства в размере 796 291 руб. 96 коп., неправомерно израсходованных бюджетных средств.
В настоящее время денежные средства в бюджет города Омска от ООО "ЖКХ "СФЕРА" не поступили, что и явилось основанием для обращения департамента с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из доказанности факта невыполнения подрядчиком работ на сумму 68 933 руб. 28 коп.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в том числе и коммерческим организациям, регламентирован статьей 78 БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
Согласно части 3 статьи 78 БК РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять в силе прочего:
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
- порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
- положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Спорные правоотношения на дату предоставления субсидий были урегулированы постановлением Администрации города Омска от 08.06.2012 N 790-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов" (далее - Постановление N 790-п), которым было утверждено Положение о предоставлении субсидий из бюджета города Омска на возмещение затрат по проведению капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов.
Пунктами 6, 7 Постановления N 790-п предусмотрено предоставление субсидий на основании соглашений о предоставлении субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта, заключаемого между департаментом и получателем субсидии. Форма соглашения согласовывается с департаментом финансов и контроля Администрации города Омска.
Согласно пункту 8 Постановления N 790-п субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Омска на вышеуказанные цели.
Как предусмотрено пунктом 11 Постановления N 790-п, затраты по капитальному ремонту подтверждаются на основании акта приема выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (формы КС-2, КС-3), подписанного лицами, уполномоченными действовать от имени получателя субсидии.
Получатель субсидии представляет в Департамент отчет о целевом использовании предоставленных субсидий. Форма и сроки предоставления отчета предусматриваются соглашением (пункты 14, 14-1 Постановления N 790-п).
По смыслу статьи 78 БК РФ возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Условия возврата субсидии определены в пунктах 15-17 Постановления N 790-п, согласно которому в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, предоставления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидий, нецелевого расходования бюджетных средств получателем субсидий Департамент в 3-дневный срок со дня обнаружения указанных нарушений направляет получателю субсидий уведомление о возврате субсидии.
В силу статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Из буквального толкования положений статьи 78 БК РФ следует, что перечисление средств в порядке субсидирования капитального ремонта по договору на основании соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки не предполагает переход права собственности на данные средства к управляющим компаниям, а предоставляет право исключительно целевого распоряжения ими в форме оплаты выполненных работ.
Судом апелляционной инстанции к отношениям сторон по Соглашению применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о подряде, поскольку предметом договора является асфальтирование дворовых территорий (статья 702 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Ответчиком в подтверждение факта выполнения работ в материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ формы КС-2 N 1 от 02.10.2013, N 2 от 04.10.2013, N 3 от 08.10.2013, N 4 от 14.10.2013, подписанные комиссией, включая представителей ответчика, подрядчика, начальника отдела ЖКХ и Б САО г. Омска, представителя собственников жилья и Полтавского ДРСУ.
Претензий относительно объема и качества выполненных работ указанные акты не содержат.
В соответствии с разъяснениями, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Согласно пункту 5 статьи 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Ответчик заявил суду первой инстанции ходатайство о проведении экспертизы с целью определения соответствия объема и качества выполненных работ.
Учитывая, что между сторонами имеются расхождения по вопросу качества и объемов выполненных работ, суд первой инстанции назначил строительно-техническую экспертизу, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:
- Соответствует ли объем фактически выполненных работ объему работ, указанных в актах о приемке выполненных работ формы КС-2 N 1 от 02.10.2013 г., N 2 от 04.10.2013 г., N 3 от 08.10.2013 г., N 4 от 14.10.2013 г., если нет, то каков объем и стоимость фактически выполненных работ?
- Соответствует ли качество выполненных работ техническим условиям для данного вида работ, если нет, то каков объем и стоимость некачественно выполненных работ?
Проведение экспертизы поручено эксперту Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)" Папакину И.Н.
В заключении эксперта от 20.05.2015 сделаны следующие выводы: "С учетом удорожания работ на объектах ул. Светлая, д. 1/1 и ул. Коммунальная, д. 21 и невыполненных работ на объектах ул. Глинки, д. 1 "А" и ул. Бородина, д. 10/3 сумма невыполненных работ 68 933 руб. 28 коп. Качество выполненных работ удовлетворительное".
Довод подателя жалобы о том, что в экспертном заключении эксперт ошибочно сложил стоимость по недовыполненным и перевыполненным работам по каждому объекту, что привело к неверному результату, является несостоятельным и судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Истец, высказывая претензии к заключению эксперта в апелляционной жалобе, в то же время не приводит никаких аргументированных доводов, по которым непосредственно само заключение эксперта не отвечает требованиям закона или обязательным для данного вида экспертизы нормативным актам, правилам или стандартам в целях исключения его из числа надлежащих доказательств по делу.
По сути возражения истца сводятся к критике примененной экспертом методики расчета стоимости невыполненных работ.
Между тем, как было указано выше, указанный вопрос относится к области специальных знаний, в то время как критика экспертного заключения выходит за пределы вопроса правоприменения, поскольку сводится к оценке профессионального, сформированного исходя из специальных знаний, мнения эксперта ФГБОУ "СИБАДИ" о выборе подхода к определению стоимости невыполненных работ.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что истцом как инициатором настоящего иска к ответчику в подтверждение своих возражений против выводов заключения эксперта в суде первой инстанции не было заявлено ходатайств о вызове эксперта в судебное заседание на основании части 3 статьи 86 АПК РФ, а также о проведении повторной экспертизы на основании части 2 статьи 87 АПК РФ.
Тем самым, истцом не были реализованы в суде первой инстанции предоставленные ему законом права на заявление вышеуказанных ходатайств (статья 41 АПК РФ).
В суде апелляционной инстанции истцом также не заявлено подобных ходатайств с приведением соответствующего обоснования в соответствии с требованиями частей 2, 3 статьи 268 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий.
Поскольку истец не доказал должным образом обоснованность своих требований к ответчику путем представления суду достоверных доказательств для их оценки в порядке статьи 71 АПК РФ, у суда отсутствуют основания не принимать во внимание представленное в дело заключение эксперта в качестве допустимого доказательства по делу и считать обоснованными доводы жалобы истца, не подтвержденные соответствующими доказательствами.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Как пояснил суду апелляционной инстанции представитель ответчика, различный уровень уложенного щебеночного и асфальто-бетонного слоев, выявленный Департаментом финансов и судебным экспертом, объясняется наличием неровностей на площадках, а также происходящей со временем усадкой асфальтового покрытия.
Доказательств того, что изначально строительная площадка была ровной и не нуждалась в выравнивании путем засыпки различного объема щебня, истцом не представлено, равно как и иных данных, опровергающих доводы ответчика. Сведений о несоответствии проекту и строительным нормам общей толщины асфальтового покрытия в материалах дела не имеется.
Подтверждением данного довода ответчика является то, что контрольной вырубки асфальтового покрытия, выполненные специалистами контролирующего органа и судебными экспертами на одних и тех же площадках, показали различную толщину как щебня, так и асфальтового покрытия, уложенного подрядчиком.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что стоимость асфальта (3235,38 руб./т), переизбыток которого выявлен Департаментом финансов, превышает стоимость щебня (1409,08 р/куб.м), недостача которого также установлена при проведении проверки. При этом само по себе превышение толщины асфальта над толщиной щебня свидетельствует о более прочном способе устройства внутридомового покрытия.
В связи с тем, что экспертом недостатков качества выполненных работ не установлено, и сделан однозначный вывод об удовлетворительном качестве, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что разница в толщине слоев щебня и асфальто-бетонного покрытия обусловлена особенностями рельефа асфальтируемых площадок и не влечет неосновательного обогащения на стороне ответчика.
Недостача бордюрных камней на одних дворовых площадках и избыток на других скрытым недостатком не является, в силу чего могли быть обнаружены при обычном способе приемки. Неустранимыми данные недостатки также не являются.
Однако при приемке выполненных работ претензий со стороны приемочной комиссии в адрес подрядчика не поступило. Также заказчик не предъявлял требования о переносе бордюрных камней, в то время как сама возможность их перемещения без несоразмерного ущерба назначению сторонами не оспаривается.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Постановления Администрации города Омска от 08.06.2012 N 790-п условиями предоставления субсидии является, в том числе, согласие получателя субсидий на осуществление департаментом городского хозяйства Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий (далее - согласие).
Пунктом 4.1.2 Соглашения предусмотрено, что департамент имеет право осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием субсидий.
Следовательно, обладая правом осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием субсидии, истец не был лишен возможности участвовать в приемке выполненных истцом работ в составе комиссии.
Довод ответчика о том, что истцу выделялись средства на возмещение затрат, понесенных ООО "ЖКХ "СФЕРА" в связи с заключением договора на выполнение подрядных работ, а не на оплату работ, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку обратное судом первой инстанции в обжалуемом решении установлено не было.
Учитывая изложенное и то обстоятельство, что предоставление субсидии обусловлено несением ООО "ЖКХ "Сфера" затрат на оплату за фактически выполненные объемы работ по договорам подряда, а также недоказанность невыполнения подрядчиком работ на иную сумму, нежели 68 933 руб. 28 коп., у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания установить другой размер нецелевого расходования субсидии.
Требование истца о взыскании 576 559 руб. 80 коп., исходя из разницы между данными, указанными в актах выполненных работ ООО "ЖКХ "СФЕРА", и данными, указанными в экспертном заключении, заявленное в апелляционной жалобе, по существу является заявлением об изменении основания иска и уменьшении размера исковых требований.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 49 АПК РФ указанные заявления истец вправе заявить лишь при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
Заявление указанных требований в апелляционной жалобе представляет собой заявление новых требований, которые не было предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
Поэтому у подателя жалобы отсутствует право на обоснование указанного требования в суде апелляционной инстанции, если процессуальная обязанность по его обоснованию не была исполнена в суде первой инстанции.
Риск последствий несовершения процессуальных действий (в том числе действий по доказыванию) лежит на стороне, их не совершившей (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 8 АПК РФ арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
При таких обстоятельствах новое требование департамента в соответствии с правилами части 3 статьи 257 и части 7 статьи 268 АПК РФ не принимается и не рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции.
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности удовлетворения судом первой инстанции исковых требований в размере 68 933 руб. 28 коп. и отказа в удовлетворении остальной части исковых требований.
Применение судом первой инстанции в рамках настоящего спора положений статьи 307 ГК РФ и Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) к принятию неправильного решения не привело.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Поскольку департамент на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, то государственная пошлина за подачу им жалобы не распределяется апелляционным судом.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14 июля 2015 года по делу N А46-14910/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14910/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2016 г. N Ф04-4746/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: департамент городского хозяйства Администрации города Омска
Ответчик: ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство "СФЕРА"
Третье лицо: Департамент финансов и контроля Администрации города Омска, ООО "Сибщебень", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирская государственноая автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4746/16
02.08.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6320/16
06.10.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9943/15
14.07.2015 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-14910/14