г. Вологда |
|
07 октября 2015 г. |
Дело N А52-3758/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Смирнова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от налоговой инспекции Акбашевой Ж.А. по доверенности от 08.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 13 июля 2015 года по делу N А52-3578/2014 (судья Самойлова Т.Ю.)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВЭС" (ОГРН 1026000982842, ИНН 6027055350; место нахождения: 180020, город Псков, улица Ижорского батальона, дом 24, офис 2; далее - общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области (ОГРН 1046000330683, ИНН 6027022228; место нахождения: 180017, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 2а; далее - налоговая инспекция) от 01.07.2014 N 14-05/1314 в части начисления единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 308 956 руб., пени в сумме 53 869 руб. 98 коп., штрафа в размере 12 358 руб. 24 коп.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 13 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Налоговая инспекция не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что общество обязано было использовать в качестве физического показателя при исчислении налоговой базы по ЕНВД всю арендуемую площадь помещений, включая площадь барных стоек, согласно договорам аренды и планов бюро технической инвентаризации (далее - БТИ), которые в силу статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являются правоустанавливающими и инвентаризационными документами.
Общество отзыве на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя налоговой инспекции, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт проверки от 27.05.2014 N 14-05/1052 и принято решение от 01.07.2014 N 14-05/1314 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 26.08.2014 N 2.5-07/6671 решение налоговой инспекции оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Общество частично не согласившись с решением налоговой инспекции обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
При проверке налоговая инспекция установила, что общество оказывало в проверяемый период услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей с площадью не более 150 кв.м. по каждому объекту, расположенные по адресу город Псков, Рижский проспект, дом 42а (помещение N 1002) и дом 70 а (помещение N 1003), город Псков, улица Воровского дом 4 (помещение N 1009).
Данные помещения были арендованы заявителем на основании договоров аренды недвижимого имущества от 01.01.2011, от 01.01.2012 и от 01.01.2013, заключенных с Тройновой С.В.
В соответствии с условиями договоров аренды арендатору передавались нежилое помещение N 1002 общей площадью 57,2 кв.м., помещение N 1003 общей площадью 162,1 кв.м., помещение 1009 общей площадью 13,6 кв.м.
Согласно представленным техническим паспортам и экспликациям к ним площадь залов данных помещений составляет соответственно 57,2 кв.м., 116,9 кв.м. и 13,6 кв.м.
В налоговых декларациях по ЕНВД за проверяемый период при исчислении налога величина физического показателя "площадь зала обслуживания посетителей" была указана обществом по данным помещениям соответственно в размере 42 кв.м., 101 кв.м. и 6 кв.м.
Налоговой инспекцией в ходе проверки произведен осмотр помещений, по результатам которых составлены протоколы осмотра от 21.04.2014 N 14-05/407, N 14-05/409 и N 14-05/395. В ходе осмотра налоговым органом установлено, что залы обслуживания посетителей в помещениях по адресу город Псков, Рижский проспект, дом 42 а (помещение N 1002) и дом 70а (помещение N 1003) расположены в залах под N 1. Помещение, расположенное по адресу город Псков, улица Воровского дом 4, используется в виде закусочной с обслуживанием посетителей, площадь зала составляет 13,6 кв.м.
Также в ходе осмотра налоговой инспекцией установлено, что помещение N 1002 имеет зал для обслуживания посетителей, в котором стоят 6 столов со скамейками и барная стойка; за барной стойкой расположены два разделочных стола, СВЧ печь, сейф, контрольно-кассовая машина. Помещение N 1003 имеет зал для обслуживания посетителей, в котором стоят 11 столов с диванами, барная стойка; за барной стойкой расположена кофе-машина, компьютер, оборудование для розлива пива, холодильник. В помещении N 1009, имеется барная стойка, холодильник, кухонные столы с мойками, печь СВЧ, полки с напитками, контрольно-кассовая машина.
По результатам налоговой проверки налоговая инспекция пришла к выводу, что физический показатель "площадь зала обслуживания посетителей" налогоплательщиком занижен по всем названным помещениям соответственно на 15,2 кв. м (57,2-42 кв.м); 15.9 кв.м (116,9-101 кв.м); на 7,6 кв.м (13,6-6 кв.м).
В связи с чем обществу доначислен ЕНВД за 2011-2013 годы на сумму 308 956 руб. в связи с занижением налоговой базы при исчислении налога на 2 059 708 руб.
В соответствии со статьей 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются определенные НК РФ физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
Пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ установлены физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, которые применяются при исчислении ЕНВД.
В отношении оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, используется физический показатель "площадь зала обслуживания (в квадратных метрах)".
Основные понятия, используемые для целей обложения ЕНВД, определены в статье 346.27 НК РФ.
В силу статьи 346.27 НК РФ для целей главы 26.3 НК РФ услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
Объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Площадь зала обслуживания посетителей - площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 25 ГОСТ Р 50647-2010 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденного Приказом Госстандарта от 30 ноября 2010 года N 576-ст, кафе - это предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия; согласно пункту 26 ГОСТа под баром понимается предприятие питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары, в том числе табачные изделия; в соответствии с пунктом 44 ГОСТа процесс обслуживания в общественном питании представляет собой совокупность операций/действий, выполняемых исполнителем услуг общественного питания при непосредственном контакте с потребителем услуги (гостем) в процессе реализации и/или организации потребления продукции общественного питания и/или организации досуга; пункт 46 ГОСТа определяет способы реализации потребителям продукции общественного питания и организации ее потребления: самообслуживание, обслуживание официантом (поваром, барменом, буфетчиком, продавцом), комбинированный.
В силу пункта 15 указанного ГОСТа зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) - это специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. При этом, в площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для подготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т.п., недоступных для потребителей.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2009 N 03-11-06/3/19 разъяснено, что площадь зала обслуживания посетителей включает в себя только площадь, которая предназначена непосредственно для употребления пищи и проведения досуга. Иные помещения, например, кухня, место раздачи и подогрева готовой продукции, место кассира, подсобные помещения и т.д. в площадь зала обслуживания посетителей для целей применения единого налога на вмененный доход включаться не должны.
В данном случае договорами аренды и техническими паспортами на спорные помещения не определены площади залов обслуживания посетителей при оказании услуг общественного питания.
В связи с чем налоговая инспекция необоснованно при определении физического показателя для исчисления ЕНВД применила указанные в договорах аренды и технических паспортах площади торговых залов и арендованных помещений.
При этом разница в размере физического показателя сложилась в виду уменьшения площади залов на площадь барных стоек.
В подтверждение площади барных стоек по всем указанными адресам в материалы дела заявителем представлены приказы директора ООО "ВЭС" от 31.11.2010 по монтажу барных стоек, локальные сметные расчеты на производство работ и листы из техплана БТИ, где зафиксированы схематично на плане и определен размер площадей, занимаемых барными стойками в спорных помещениях.
Налоговая инспекция в ходе осмотров помещений также установила наличие барных стоек в спорных помещениях, размер площадей которых не оспаривает.
Из протоколов осмотров помещений усматривается, что зоны барных стоек недоступны для посетителей и фактически используются для комплектования и отпуска готовой продукции, напитков, столы и стулья для посетителей расположены за пределами площади барных стоек, что подтверждает иную целевую направленность этих площадей.
ООО "ВЭС" также представило в материалы дела результаты проведенной Псковским БТИ технической инвентаризации спорных нежилых помещений, а именно, поэтажные планы с экспликацией к ним по состоянию на 19.05.2015. Согласно данным технического учета в каждом помещении имеется конструктивно отделенные барные стойки, размеры которых соответствуют размерам площадей барных стоек, указанным налогоплательщиком.
На основании чего суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что налоговой инспекцией не представлено доказательств, подтверждающих правильность определения площади залов обслуживания посетителей, при этом Общество надлежащими доказательствами подтвердило обоснованность применяемого при расчете ЕНВЛ размера физического показателя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 13 июля 2015 года по делу N А52-3758/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3758/2014
Истец: ООО "ВЭС"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N1 по Псковской области