г. Воронеж |
|
7 октября 2015 г. |
Дело N А35-9274/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.10.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Протасова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям:
от Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области (ОГРН 1084632005094):
от Управления ветеринарии по Курской области: |
Устенко И.А., представителя по доверенности N 101 от 11.12.2014;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2015 по делу N А35-9274/2014 (судья Матвеева О.А.), принятое по заявлению Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области (ОГРН 1084632005094) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям об оспаривании ненормативного акта,
третье лицо: Управление ветеринарии по Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Управление по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области (далее - Управление, Курскоблохотуправление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Приказа от 06.10.2014 N 1906-ПК Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Россельхознадзор по Орловской и Курской областям) о проведении внеплановой проверки в отношении Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ветеринарии по Курской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.07.2015 в удовлетворении заявления отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Курскоблохотуправление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что на Курскоблохотуправление, как орган исполнительной власти Курской области в соответствие с постановлением Губернатора Курской области от 23.04.2008 N 196, не возложены обязанности по осуществлению хозяйственной деятельности, связанной с проведением ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в целях сохранения охотничьих ресурсов и на эти цели не выделяются денежные средства.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Россельхознадзора по Орловской и Курской областям доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание апелляционной инстанции явку полномочных представителей не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного заседания судом установлено следующее:
Управление по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области, место нахождения: 305000, Курская область, г. Курск, ул. Радищева, 17, внесено в единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1084632005094.
В Россельхознадзор по Орловской и Курской областям 23.09.2014 поступило письмо от 19.09.2014 30/1-355-2012 должностного лица Генеральной прокуратуры Российской Федерации Центрального Федерального округа Т.А. Чайко о поручении Руководителю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Дубровину Е.Н. проведение проверки в отношении Курскоблохотуправления по исполнению ветеринарного законодательства.
Заместитель Руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Миненков А.В. на основании письма от 19.09.2014 30/1-355-2012, исполняющего обязанности заместителя начальника управления Генеральной прокуратуры РФ ЦФО Т.А. Чайко издал приказ N 1906-ПК от 06.10.2014 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Курскоблохотуправления.
Полагая, что приказ Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям N 1906-ПК от 06.10.2014 о проведении внеплановой выездной проверки нарушает права и законные интересы Курскоблохотуправления, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд области, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что назначенная приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 06.10.2014 N 1906-ПК внеплановая выездная проверка Курскоблохотуправления была назначена и проведена законно, в связи с чем, суд пришел к выводу, что оспариваемый приказ соответствует требованиям законодательства и основанию для назначения проверки.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям в отношении Курскоблохотуправления по проведению проверки по вопросу соблюдения ветеринарных правил при защите охотничьих ресурсов от болезней основываются на части 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), статьях 1, 2, частях 1, 2 статьи 8, Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 18.07.2011) "О ветеринарии", пунктах 4, 5.1, 5.2, 5.13 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N327 и пункта 4 Постановления N 201.
Апелляционная коллегия учитывает, что Постановлением Губернатора Курской области от 23.04.2008 N 196 утверждено Положение об управлении по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области, которое определяет правовой статус, основные задачи и функции управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения, Курскоблохотуправление является исполнительным органом государственной власти Курской области, созданным для осуществления на территории Курской области полномочий органов исполнительной власти Курской области, отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В силу положений п.3.1 Положения, Курскоблохотуправление обеспечивает реализацию в установленном порядке полномочий органов исполнительной власти Курской области в области охраны и использования объектов животного мира, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе, осуществляет контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов Курской области, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
В соответствии с п.3.2 Положения, Курскоблохотуправление обеспечивает реализацию в установленном порядке переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О животном мире" по вопросам, в частности: организации и осуществления охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охраны среды обитания указанных объектов животного мира (пп.1); регулирования численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания (пп.3); осуществления мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановления среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (пп.10); федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Курской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Курской области (пп.11).
Согласно п.3.3 Положения, Курскоблохотуправление обеспечивает реализацию в установленном порядке переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в частности, по вопросам: организации и осуществления сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (п.п.1); регулирования численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (пп.3); осуществления контроля за оборотом продукции охоты (пп.9); осуществления федерального государственного охотничьего надзора на территории Курской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (пп.10). При реализации переданных полномочий Курскоблохотуправление в пределах компетенции заключает охотхозяйственные соглашения.
Возложенные на него функции и задачи Курскоблохотуправление выполняет самостоятельно, а также во взаимодействии с иными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными органами, организациями, гражданами и юридическими лицами.
Выполнение требований ветеринарного законодательства при проведении ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий является обязательным для органов и лиц, на которых возложены обязанности по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на основании норм статьи 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказа Минприроды России N 491 от 10.11.2010 и Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, вправе проверять также и субъектов, выполняющих обязанности по сохранению охотничьих ресурсов - но только в части соблюдения ветеринарных правил при выполнении предписанных статьи 43 Закона обязанностей по защите охотничьих ресурсов от болезней.
Как следует из материалов дела, основанием для назначения и проведения Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям в отношении заявителя внеплановой выездной проверки послужило требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 4020/02 от 23.09.2014.
Письмом и.о. заместителя начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Центрального Федерального округа Т.А. Чайко вх. N 4020/02 от 23.09.2014 Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям предписано организовать проверки на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства в отношении охотничьих хозяйств, охотпользователей и охотничьих угодий общего пользования, в том числе - в отношении ОКУ "Курский областной центр по охоте и рыболовству", ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник имени профессора В.В. Алехина", Курскоблохотуправление.
Требование о назначении и проведении проверок было обусловлено прокуратурой неблагоприятной эпизоотической обстановкой, сложившейся в Центральном федеральном округе,
С учетом того, что проведение поручаемой Генеральной прокуратурой проверки в отношении заявителя находилось в контрольно-надзорной компетенции не только Управления ветеринарии Курской области, но и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, а требование прокуратуры являлось для Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям обязательным для исполнения, проверка была обоснованно назначена.
Исходя из буквального толкования указанных норм права, Россельхознадзор и его территориальные органы в целях защиты ветеринарной безопасности территории Российской Федерации вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью любых юридических и физических лиц в пределах предоставленной ему компетенции - в том числе - проводить проверки соблюдения любыми лицами законодательства о ветеринарии и ветеринарных правил.
Таким образом, Россельхознадзор в силу положений Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", постановлений Правительства РФ от 08.04.2004 N201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" и N327 от 30.06.2004 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", обладает полномочиями на проведение внеплановых выездных проверок Курскоблохотоуправления по соблюдению законодательства о ветеринарии.
Судом установлено, что предметом проверки в соответствии с пунктом 6 приказа заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Миненкова А.В. "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" от 06.10.2014 N 1906-ПК в отношении Курскоблохотуправление являлись: соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Целью проведения проверки явилось исполнение ветеринарного законодательства на основании требования Генеральной Прокуратуры РФ.
Из пункта 5 оспариваемого приказа следует, что задачей проверки является предупреждение возникновения особо опасных болезней, в том числе общих для человека и животных; а также соблюдение ветеринарного законодательства.
Из положений пункта 9 указанного приказа также следует, что в мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки входили, в том числе мероприятия: по рассмотрению и анализу документов необходимых для достижения целей и задач проводимой проверки; анализ проведения лабораторных исследований продуктов охоты; анализ проведения ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих и рыболовных ресурсов от болезней, осмотр территории охотничьих угодий и прудов в районах; проверка исполнения охотничьими хозяйствами и иными охотопользователями в процессе своей деятельности требований ветеринарного законодательства; проверка соблюдения должностными лицами охотничьих хозяйств и иными охотопользователями запрета на спортивную и любительскую охоту в зоне осуществления мероприятий, направленных на ликвидацию очага АЧС; проверка обеспечения первоочередного изъятия миграционно-активной части популяции; проверка движения кормов для животных; соблюдение хозяйствующими субъектами требования ветеринарного законодательства о биологических отходах и отходах производства и потребления при разделке, а также последующей утилизации остатков убитых диких кабанов, а также трупов диких кабанов; мониторинг охотничьих угодий и иных мест обитания диких кабанов в целях выявления павших диких кабанов и отбора проб от добытых и павших диких кабанов для анализа на наличие вируса АЧС ежемесячно; анализ документов по поступившей информации по обнаруженным трупам павших особей диких животных с документами подтверждающими проведение необходимых диагностических исследований и утилизации трупов; анализ документов по осуществлению контроля за размещением подкормных площадок, кормовых полей, солонцов для диких животных (охотничьих ресурсов), с целью исключения доступа к ним домашнего скота; анализ документов по осуществлению контроля за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки; проверка карантинно-изоляторных прудов с независимым водоснабжением для гарантирования логических объектов (рыбы); проверка лаборатории для проведения ихтиологических исследований, ванн для проведения лечебных профилактических обработок рыб; проведение дезинфекции и дезинвазии; обеспечение надлежащего санитарного состояния прибрежной зоны водоемов, с периодической дезинфекцией хранения инвентаря, спецодежды рабочих, мест ветеринарно-санитарной обработки рыбы; проверка соблюдения дезинфекции и дезинвазии предупреждения загрязнения и зарастания прудов.
Следовательно, проверка проведения мероприятий по предупреждению возникновения особо опасных болезней, в том числе общих для человека и животных была включена в предмет назначенной Управлением проверки.
Таким образом, как верно было отмечено судом области, назначенная Приказом от 06.10.2014 N 1906-ПК внеплановая выездная проверка Курскоблохотуправления была назначена и проведена законно, оспариваемый приказ издан законно и соответствует требованиям законодательства и основанию для назначения проверки, а действия по проведению проверки совершены в пределах полномочий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям и также соответствуют требованиям законодательства.
Приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 06.10.2014 N 1906-ПК издан в соответствии с утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141 от 30.04.2009 типовой формой, адресован должностным лицам Управления Россельхознадзора, которых он наделяет правами и обязанностями в связи с проведением проверочных мероприятий.
Приказом на Курскоблохотуправление не возлагаются какие-либо обязанности, приказ не устанавливает факта нарушения Курскоблохотуправлением законодательства и не определяет субъекта какой-либо ответственности.
Доказательств того, что оспариваемый приказ нарушил права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, отсутствует наличие совокупности оснований, которые в силу положений статьи 198 АПК РФ могли позволить удовлетворить требования заявителя.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным приказа Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 06.10.2014 N 1906-ПК.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2015 по делу N А35-9274/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9274/2014
Истец: Управление по охране, федеральному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям
Третье лицо: Управление ветеринарии по Курской области
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5027/15
12.12.2016 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-9274/14
08.02.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4883/15
07.10.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5027/15
15.07.2015 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-9274/14