г. Вологда |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А05-2204/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице Производственного отделения "Архангельские электрический сети" филиала "Архэнерго" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 мая 2015 года по делу N А05-2204/2015 (судья Козьмина С.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице Производственного отделения "Архангельские электрический сети" филиала "Архэнерго" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; место нахождения: 188304, Ленинградская область, город Гатчина, улица Соборная, дом 31; 163045, город Архангельск, Кузнечихинский промузел, 4-й проезд, дом 5; далее - заявитель, общество, ОАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица К.Либкнехта, дом 2; далее - УФАС, Управление) о признании незаконным решения от 19.12.2014 N 02-04/7987.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Крутиков Иван Акингинович.
Решением суда от 29 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Ссылается на осуществление им всех возможных действий для своевременного исполнения своих обязанностей. Полагает, что срок исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения нарушен по объективным причинам, связанным с необходимостью соблюдать закупочные, договорные процедуры, а также с большим объемом поэтапного согласования действий с органами власти, при которых сроки согласования каждого этапа не соответствует срокам реализации мероприятий по присоединению.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 02.10.2014 в УФАС поступило заявление Крутикова Ивана Акингиновича на действия общества, выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения жилого дома, на основании которого в отношении заявителя возбужденно дело N 43-14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Комиссия УФАС по рассмотрению дела N 43-14 о нарушении антимонопольного законодательства вынесла решение от 19.12.2014 N 02-04/7987, которым общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в несоблюдении сроков технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: местоположение примерно в 250 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, по адресу Архангельская область, Холмогорский район, МО "Матигорское", дер. Марилово, дом 61, кадастровый номер участка 29:19:102901:104.
Предписание решено не выдавать ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.
Материалы дела N 43-14 решено передать должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным решением УФАС, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 03.06.2008 N 191-э общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
Кроме того, ОАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по наименованию услуг "Услуги по передаче электроэнергии" (ОКВЭД 40.10.2) с долей более 65% в географических границах Архангельской области (в пределах территории, охваченной присоединенной сетью) (Приказ Архангельского УФАС России от 24.07.2008 N 67/29).
ОАО "МРСК Северо-Запада" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147- ФЗ), субъектом естественной монополии признается субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественных монополий.
Согласно стать 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 26 данного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 и определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
На основании пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке, и, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами, в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Из положений подпункта "б" пункта 16 названных Правил следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В данном случае 12.08.2013 ОАО "МРСК Северо-Запада" (сетевая организация) в лице директора ПО "Архангельские электрические сети" филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" Батеева А.А. и Крутиковым И.А. заключили договор N 1981 А/13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с предметом договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Крутикова И.А., в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство и реконструкцию). Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора (пункт 5 договора).
Технологическое присоединение необходимо для энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: местоположение примерно в 250 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, по адресу Архангельская область, Холмогорский район, МО "Матигорское", дер. Марилово, дом 61, кадастровый номер участка 29:19:102901:104.
В соответствии с Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям (приложение к договору на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от 12.08.2013 N 1981А/13), являющимися неотъемлемой частью договора, для создания возможности присоединения объектов Крутикова И.А. к электрическим сетям, сетевой организации необходимо выполнить проектирование и строительство ТП-10/0,4 кВ. Тип ТП и мощность трансформатора определить с учетом присоединения 8-ми заявителей; запроектировать и построить ВЛ-10 кВ от опоры N 232 Вл-10 кВ ф.32-11 (инв. N12.1.1.00003716) до проектируемой ТП-10/0,4 кВ ориентировочной протяженностью 150-м. Тип опор, марку и сечение провода определить проектом; выполнить замену существующей опоры N 232 ВЛ-10 кВ ф.34-11 на ответвительную (марка опоры определяется проектом); запроектировать и построить ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ до земельного участка Крутикова И.А. ориентировочной протяженностью 25 м. (тип опор, марку и сечение провода определить проектом); требования к системе (устройствам) релейной защиты и автоматики (включая противоаварийную и режимную); выполнить требования действующих НТД; учет, контроль качества электрической энергии, а также иные мероприятия по присоединению новой мощности.
Фактически мероприятия по осуществлению технологического присоединения жилого дома Крутикова И.А. окончены 02.12.2014, что не оспаривается заявителем.
Таким образом, УФАС правомерно установило нарушение обществом срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
В связи с этим Управление обоснованно посчитало, что общество злоупотребило доминирующим положением путем нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в несоблюдении требований Правил технологического присоединения в части срока выполнения мероприятий при исполнении указанного договора.
В силу пункта 30 Правил технологического присоединения в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
В данном случае общество на наличие таких обстоятельств не ссылалось при заключении договора с Крутиковым И.А., индивидуальный проект не разрабатывался.
Заключение дополнительного соглашения, в соответствии с которым срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продлен до 30.09.2014, как правомерно указано судом первой инстанции, не влияет на наличие в действиях общества нарушения срока технологического присоединения, поскольку к моменту заключения дополнительного соглашения, которое Крутиков И.А. подписал 19.03.2014, общество уже нарушило срок технологического присоединения, который истек 16.02.2014.
Срок, установленный дополнительным соглашением - 30.09.2014, обществом также нарушен, фактически мероприятия по осуществлению технологического присоединения жилого дома Крутикова И.А. окончены 02.12.2014.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что спорные отношения, связанные с исполнением условий договора об осуществлении технологического присоединения, носили гражданско-правовой характер, в связи с чем могли быть разрешены в судебном порядке, поскольку они противоречат указанным выше нормам.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы общества о том, что оно осуществило все возможные действия для своевременного исполнения своих обязательств, однако по причинам, не зависящим от него осуществление обязательств в срок оказалось невозможным, поскольку они противоречат материалам дела, из которых следует, что общество на протяжении семи месяцев только определяло каким способом осуществить технологическое присоединение жилого дома Крутикова А.И.
Согласование действий с уполномоченными органами в целях соблюдения земельного, лесного, градостроительного законодательства, и проведение конкурсных процедур осуществлено обществом в течении пяти месяцев.
Таким образом, причинами нарушения срока присоединения, как обоснованно указано судом первой инстанции, явились не длительные согласования действий с уполномоченными органами, а изменения проектной документации в связи с объединением в целях экономии в одно техническое задание заявителей в д. Курья Нога и д. Марилово Холмогорского района Архангельской области" (заявители Евдокимова И.А., Крутиков И.А., Обрядин В.В.), а также длительный период времени выбора проекта осуществления присоединения, в том числе в целях экономии денежных средств общества.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что общество не приняло все зависящие от него меры по исполнению обязательства с соблюдением требований Правил технологического присоединения, хотя такая возможность имелась.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона N 135-ФЗ комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 48 Закона N 135-ФЗ).
Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления (пункт 5 части 1 статьи 49 Закона N 135-ФЗ).
Руководствуясь указанными нормами, УФАС обоснованно установив нарушение, предписание не выдала в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, материалы дела передало должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 мая 2015 года по делу N А05-2204/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2204/2015
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице Производственного отделения "Архангельские электрический сети" филиала "Архэнерго", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", Производственное отделение "Архангельские электричесткие сети" филиала "Архэнерго" ОАО "МРСК Северо-Запада"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, Федеральная антимонопольная служба Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: Крутиков Иван Акиндинович