г. Санкт-Петербург |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А56-29490/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Дмитриева И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Сердюк К.С.
при участии:
от истца (заявителя): Мухина М.С. по доверенности от 15.07.2015, Бабиченко С.В. по доверенности от 15.07.2015
от ответчика (должника): Власенко Ю.В. по доверенности от 07.04.2015 N 15-09/05092
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19701/2015) МИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2015 по делу N А56-29490/2015 (судья Рыбаков С.П.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Капитель"
к МИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным требования в части
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Капитель" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 04.03.2015 N 20-03/1332/э в части истребования документов, указанных в пунктах 1-3; 5-7; и 11, пояснений, указанных в пункте 9 и первичных документов, подтверждающих оприходование товарно-материальных ценностей на счетах 02,45,60.62, и 76 согласно 10 пункту требования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 29.06.2015 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Общества их отклонили по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу, руководствуясь статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в свиязи с проведением камеральной налоговой проверки, представленной налогоплательщиком декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению из бюджета за 4 квартал 2014 года, предложила представить:
1.Договора, Контракты с поставщиками, покупателями, Дополнительные соглашения и Спецификации к ним;
2.Договора аренды складских и офисных помещений;
3.Книги и покупок и продаж (полностью);
4.Счета-фактуры, полученные от поставщиков;
5.Счета-фактуры, выставленные покупателям;
6.Журналы регистрации полученных и выставленных счетов-фактур;
7.Договора на транспортировку, экспедирование и другие услуги, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью организации;
8.Товарно-транспортные накладные, путевые листы, акты выполненных работ;
9.Пояснения причин предъявления НДС к возмещению по декларации НДС за 4 квартал 2014 г.
10.Первичные документы подтверждающие оприходование тмц на соответствующие счета бухгалтерского учета (01, 02, 07, 40, 41, 45, 60, 62, 76); 11.
11.Сертификаты происхождения товара
По мнению налогоплательщика, требование от 04.03.2015 N 20-03/1332/э является неправомерным в части истребования: договоров (контрактов) с покупателями и поставщиками, дополнительных соглашений к ним; договоров аренды складских и офисных помещений; книг покупок и продаж; счетов-фактур, выставленных покупателям; журналов регистрации полученных и выставленных счетов-фактур; договоров на транспортировку, экспедирование и других услуг, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организации; пояснения причин предъявления НДС к возмещению по декларации за 4 квартал 2014 года; сертификатов происхождения товара. В обоснование доводов о несоответствии требования законодательству о налогах и сборах налогоплательщик указывает на возможность истребования налоговым органом только документов, подтверждающих в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, в связи с чем требование от 04.03.2015 N 20-03/1332/э подлежит частичной отмене.
Требование налогового органа от 04.03.2015 N 20-03/1332/э в указанной части было обжаловано заявителем в Управление ФНС по Санкт-Петербургу (далее - Управление), которое 10.04.2015 г. своим решением N 16-13/15636 оставило жалобу налогоплательщика на требование Межрайонной ИФНС России N21 по Санкт-Петербургу от 04.03.2015 N20-03/1332/э о предоставлении документов (информации) без удовлетворения. Кроме того, своим решением Управление признало требование от 04.03.2015 N 20-03/1332/э не подлежащим исполнению в части представления пояснений причин предъявления НДС к возмещению, поскольку правовые основания для истребования у ООО "КАПИТЕЛЬ" пояснений у Инспекции отсутствовали, ввиду того, что Инспекцией не представлены доказательства выявления в рамках камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2014 года (номер корректировки - 1) согласно п.3ст.88 НК РФ ошибок, противоречий, несоответствия сведений, представленных обществом, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.
Ссылаясь на несоответствие полученного требования положениям действующего законодательства, в части истребования документов, указанных в пунктах 1-3; 5-7; и 11, пояснений, указанных в пункте 9 и первичных документов, подтверждающих оприходование товарно-материальных ценностей на счетах 02,45,60.62, и 76 согласно 10 пункту требования, требование нарушает права и законные интересы организации как участника гражданских и налоговых правоотношений, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал недействительными пункты 1,2,3,6,7,9,10 и 11 требования Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу от 04.03.2015 N 20-03/1332/э.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отмечает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Таким образом, в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС.
При этом согласно пункту 8 статьи 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 названного Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
По смыслу положений, содержащихся в пунктах 7 и 8 статьи 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать только документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В рассматриваемом случае Общество привлечено к ответственности за несвоевременное представление и непредставление документов.
Из материалов дела не следует, что налоговым органом выявлены ошибки или противоречия в налоговой декларации по НДС, представленной Обществом, в части налога, исчисленного по операциям реализации товаров (работ, услуг).
В оспариваемом требовании от 04.03.2015 N 20-03/1332/э отсутствуют ссылки на то, что документы Инспекцией запрошены в связи с обнаружением ошибок и противоречий в налоговой декларации.
Понятие первичных документов содержится в статье 9 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете", в соответствии с которым каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Первичные документы, имеющие отношение к подтверждению вычета по НДС на основании рассматриваемой декларации (подтверждающие основания для применения вычета, а также подтверждающие правильность исчисления суммы налога, заявленного к возмещению), могут быть истребованы налоговым органом.
К таким документа относятся счета-фактуры, являющиеся первичными документами, представление которых обязательно для подтверждения права на налоговый вычет в соответствии со статьей 172 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, в силу пункта 4 статьи 170 НК РФ - раздельный учет. Согласно пункту 8 статьи 169 НК РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в порядке, установленном статьей 172 НК РФ. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.
При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по различным налоговым ставкам и (или) не подлежат налогообложению, регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на ту сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет и которая определяется с учетом положений пункта 10 статьи 165 и пункта 4 статьи 170 НК РФ.
Копии товарно-транспортных накладных, также являются первичными документами, служащими основанием для принятия поставленного товара на учет и содержащими информацию о наименовании, количестве, цене товара.
Данные документы необходимы для проверки реальности совершенных сделок.
При разрешении возникшего спора судом принято во внимание, что для всестороннего и объективного исследования обстоятельств, необходимых для проверки реальности осуществления хозяйственных операций, связанных с заявлением вычета по спорному налогу, требуется оценка налоговым органом как отдельных первичных документов или документов налогового или бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), так и проверка их достоверности, правильности, достоверности и полноты их отражения на основании анализа данных взаимосвязанных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, отраженных в первичных документах и документах налогового и бухгалтерского учета.
При таких условиях истребованные налоговым органом вышеперечисленные документы и сведения, поименованные в пунктах 4,8 требования от 04.03.2015 N 20-03/1332/э, имеют значение для установления правильности отражения в представленной заявителем налоговой декларации показателей налогооблагаемой базы и суммы налоговых вычетов, обоснованности их применения и получения налоговой выгоды, связанной с заявлением вычетов по НДС.
Истребованные налоговым органом в вышеперечисленных пунктах документы и сведения отвечают признакам относимости к предмету проверки, достоверности и достаточности, в связи с чем оспариваемое требование налогового органа о представлении документов в указанной части соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и, соответственно, не нарушает права и охраняемые законом интересы налогоплательщика.
Вместе с тем, суд считает, что налоговый орган неправомерно истребовал у заявителя по делу договора, Контракты с поставщиками, покупателями, Дополнительные соглашения и Спецификации к ним; договора аренды складских и офисных помещений; книги и покупок и продаж (полностью); счета-фактуры, выставленные покупателям; договора на транспортировку, экспедирование и другие услуги, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью организации; пояснения причин предъявления НДС к возмещению по декларации НДС за 4 квартал 201; первичные документы подтверждающие оприходование тмц на соответствующие счета бухгалтерского учета (01, 02, 07, 40, 41, 45, 60, 62, 76); 11; Сертификаты происхождения товара, поскольку они не являются документами, которые налоговый орган в соответствии со статьями 88 и 172 НК РФ вправе истребовать для проведения камеральной проверки. Данные документы не подтверждают принятие товаров (работ, услуг) к учету, следовательно, не обязательны для представления в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов и возмещения НДС.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется, в том числе, посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Согласно подпунктам 1, 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы наделены правом вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Данное требование направлено Обществу в связи с проведением камеральной налоговой проверки его декларации по НДС, что подразумевает обязательность исполнения данного требования налогоплательщиком и применение соответствующих мер административного характера в случае его неисполнения, в том числе привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.126 НК РФ.
При этом применение мер административного характера определяется их наличием в нормативном правовом акте и не зависит от того, сослался ли налоговый орган на эти меры в оспариваемом сообщении (требовании) или нет.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что направленным требованием права и законные интересы Общества нарушаются.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит заявленные обществом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом апелляционная инстанция отмечает, следующее.
Обжалуемым решением суд первой инстанции правомерно признал недействительными пункты 1, 2. 3, 6, 7. 9, 10 и 11 требования от 04.03.2015 N 20-03/1332/э.
При этом Обществом оспаривался также пункт 5 требования налогового органа, которым предлагалось представить счета-фактуры, выставленные покупателям. Как следует из мотивировочной части решения, указанный пункт также признан недействительным, что не нашло отражения в резолютивной части, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2015 по делу N А56-29490/2015 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать недействительным пункты 1,2,3,5,6,7,9,10 и 11 требования Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу от 04.03.2015 N 20-03/1332/э.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Капитель" (ИНН 7806535692) расходы по уплате госпошлины в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29490/2015
Истец: ООО "Капитель"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N21 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2222/16
05.10.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19701/15
20.07.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17316/15
29.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-29490/15