г.Москва |
|
08 октября 2015 г. |
Дело N А40-40643/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей |
Москвиной Л.А., Захаровым С.Л., |
при ведении протокола |
помощником судьи Распутиной И.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.07.2015 по делу N А40-40643/15 (23-321)
по заявлению ООО "Авиа-Чайка" (ИНН 7713153348 ОГРН 1037739086164)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 772639745 ОГРН 1097746680822)
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании отказа в государственной регистрации незаконным, об обязании осуществить государственную регистрацию
при участии:
от заявителя: |
Туруевская А.Е. - генеральный директор, решение участника N 1/2014 от 19.01.2014; Комаровский Д.Л. по дов. от 14.05.2015 N 77 АБ 5466781 |
от ответчика: |
Обижаева О.А. по дов. от 30.12.2014 N 26023/2014; |
третье лицо: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Авиа-Чайка" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление) от 05.02.2015 N 02/073/2014-001,002,003,004 об отказе в государственной регистрации права собственности и ипотеки на объект недвижимого имущества по адресу: г.Москва, ул.Абрамцевская, д.9, корп.1, площадью 104,2 кв.м (этаж 1, пом. IIIа, комн.3а, 4, 4а, 5, 6, 6а, 6б, 7, 7а, 7б, 8, 10, 10а) и площадью 72 кв.м (подвал, пом. III, ком.1, 3, 4) на основании договора купли-продажи от 21.10.2014 N 59-1035, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Авиа-Чайка" и ипотеки на объект недвижимого имущества, площадью 104, 2кв.м.
Решением суда от 02.07.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без его участия.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 09.10.2014 N 16018 ООО "Авиа-Чайка" предоставлено право преимущественного выкупа нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Абрамцевская, д.9, корп.1, площадью 104, 2 кв.м (этаж 1, пом. IIIа, комн. 3а, 4, 4а, 5, 6, 6а, 6б, 7, 7а, 7б, 8, 10, 10а) (объект 1) и площадью 72 кв.м (подвал, пом. III, ком. 1, 3, 4) (объект 2), находящихся в собственности города Москвы.
Во исполнение указанного распоряжения между Департаментом городского имущества города Москвы и ООО "Авиа-Чайка" заключен договор купли-продажи недвижимости (нежилого помещения) N 50-1035 от 21.10.2014.
26.11.2014 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности и ипотеки в отношении указанных выше объектов.
Письмом от 15.12.2014 регистрирующий орган уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации в связи с отсутствием сведений о соблюдении требований ст.3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в том числе в связи с отсутствием сведений в ЕГРП о регистрации договоров аренды на вышеуказанные объекты недвижимости.
30.12.2014 заявителем представлено письмо Департамента городского имущества города Москвы от 29.12.2014 с пояснениями относительно ранее заключенного договора аренды от 02.09.1998 N 03-00746/98.
В соответствии с указанным письмом Департамент разъяснил регистрирующему органу, что ООО "Авиа-Чайка" использовало объект недвижимости на праве аренды на основании договора аренды от 02.09.1998 N 03-00746/98 сроком действия по 06.07.2010. В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 08.04.1998 N 341-РМ "О создании Московского городского комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заключено "Соглашение об организации и порядке взаимодействия Департамента государственного и муниципального имущества г.Москвы и Московского комитета по регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества", договор аренды от 02.09.1998 N 03-00746/98 не подлежал государственной регистрации, так как заключен до вступления в силу указанного соглашения.
Письмом от 05.02.2015 исх. N 02/073/2014-001,002,003,004 ответчик отказал обществу в государственной регистрации права собственности и ипотеки в силу закона. При этом ответчик сослался на основания, указанные в сообщении о приостановлении государственной регистрации, а также указал, что заявителем не представлен договор аренды от 02.09.1998 N 03-00746/98.
Указанный отказ Управления Росреестра по Москве послужил основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст.198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, которая производится по установленной Законом о регистрации системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имуществом сделок с ним (п.2 ст.2 Закона о регистрации). При этом государственная регистрация носит со стороны государства правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации предусмотрен порядок государственной регистрации.
На основании ст.16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты (п.1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п.2).
Кроме того, Законом о регистрации предусмотрено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В статье 20 Закона о регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, перечень которых является исчерпывающим.
Из материалов дела усматривается, что заявителем регистрирующему органу представлены документы в объеме, предусмотренном Законом о регистрации, соответствующие требованиям действующего законодательства.
При этом суд обоснованно отклонил довод ответчика о том, что заявителем не представлен договор аренды, поскольку общество обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности на основании договора купли-продажи нежилого помещения.
Таким образом, у ответчика отсутствовали предусмотренные ст.20 Закона о регистрации основания для принятия оспариваемого отказа.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае ответчик не доказал законность принятого им отказа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Кроме того, суд первой инстанции в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Авиа-Чайка" и ипотеки на объекты недвижимого имущества по адресу: г.Москва, ул.Абрамцевская, д.9, стр.1 площадью 104, 2 кв.м и площадью 72 кв.м.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
С учетом позиции, изложенной в Информационном письме Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения гл.25.3 НК РФ" в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, госпошлина взыскана судом с ответчика в порядке ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.07.2015 по делу N А40-40643/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40643/2015
Истец: ООО " Авиа-Чайка", ООО Авиа-Чайка
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ