Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2016 г. N Ф02-7416/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
09 октября 2015 г. |
Дело N А19-10569/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Э.В. Ткаченко, Д.Н. Рылова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного строительного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2015 года по делу N А19-10569/2015 по заявлению Службы государственного строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1153850010698 ИНН 3808188937) к Обществу с ограниченной ответственностью "Гранд-Строй" (ОГРН 1053808001169 ИНН 3808117005) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ,
суд первой инстанции, судья Куклина Л.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Григорьев В.О., представитель по доверенности от 18.03.2015;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Служба государственного строительного надзора Иркутской области, обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Строй" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 13.08.2015 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Административного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что суд первой инстанции сделал ошибочные выводы об отсутствии в действиях общества состава правонарушения.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200289198824.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 15.09.2015.
Согласно пункту 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя административного органа, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Администрацией Дзержинского муниципального образования Иркутского района Иркутской области ООО "Гранд-Строй" выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства, в том числе разрешение на строительство N RU 38508303 21- 2014/ю от 28.07.2014 г. "Комплексная малоэтажная застройка, расположенная на земельном участке общей площадью 314 021 кв.м. (кадастровый номер 38:06:140203:360) по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе населенных Пунктов Пивовариха, Новолисиха, Бурдаковка, земельный участок N 1, 1-й пусковой комплекс, Блок-секции N 13, 14":
блок-секция N 13 - количество этажей 4, количество квартир - 40, площадь застройки - 521 кв.м., строительный объем - 6575 куб.м., материал стен - облицовочный кирпич, кровля - гибкая кровельная черепица, тип фундамента - ленточный;
блок-секция N 14 - количество этажей 4, количество квартир - 40, площадь застройки - 521 кв.м., строительный объем - 6575 куб.м., материал стен - облицовочный кирпич, кровля - гибкая кровельная черепица, тип фундамента - ленточный;
инженерные сети (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, канализация, ливневая канализация, теплоснабжение);
строительство многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, площадь земельного участка 4276 кв.м., с кадастровым номером 38:06:140203:538. Срок действия разрешения до 28.04.2016 г. (т.1, л. 26).
По результатам проведенной Службой проверки указанного объекта капитального строительства, в отношении общества было вынесено предписание N 1318/15 от 30.03.2015 (т. 1, л. 16), которым предложено в срок до 15.05.2015 устранить нарушения и в частности п. 3 в котором указано, что:
Согласно текстовой части на листе 6 проектной документации шифр 03-2013-1ИОС2.2, ИОС3.2 том 5.2.2, 5.3.2 разработанной ООО архитектурно-строительной фирмой "АСС", проект водоснабжения и водоотведения выполнен в соответствии с требованиями действующих норм СНиП 2.04.01-85*, СНиП 2.04.02-84*, СП 8.13130.2009, СП 30.13330.2012.
В соответствии с п. 1.6 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", предусматривается возможность оборудования в неканализированных районах населенных пунктов люфт-клозетами или выгребами (без устройства вводов водопроводов) здания (сооружения) - жилые здания высотой 1-2 этажа.
Между тем в нарушение указанного требования, в положительном заключении негосударственной экспертизы N 4-1-1-0292-14 от 26.06.2014 выданного ООО "НЭП" в п.2.3.4 указано, что проектом предусмотрено строительство малоэтажной жилой застройки, расположенной в районе населенных пунктов Пивовариха, Новолисиха, Бурдаковка, в Иркутской районе, которая включает в себя строительство четырех этажных домов блок-секционного типа, в то время как в п. 2.3.5.2 указано, что канализование осуществляется строительством внутриплощадочной бытовой канализации диаметром 200 мм с подключением в герметичные стальные емкости объемом 88 м3 каждая. Количество 5 шт. Из емкостей стоки вывозятся, по договору, спец-автотранспортом на очистные сооружения г. Иркутска.
В заключении обществу предписано: "3. Привести проектную документацию в соответствии с действующими нормативными документами и предоставить в Службу".
19 июля 2015 служба, проверив исполнение указанного предписания в части исполнения п. 3 установила его неисполнение в связи с чем составила протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Диспозиция названной нормы предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценивая указанные обстоятельства и отказывая заявителю в удовлетворении требований исходил из того, что вышеуказанный пункт предписания вынесен Службой за пределами полномочий, поскольку оценка положительного заключения негосударственной экспертизы N 4-1-1-0292-14 от 26 июня 2014 года, равно как и оценка проектной документации, на соответствие действующим нормативным документам, не входит в предмет государственного строительного надзора в соответствии с положениями ст. 54 ГрК РФ, Положением о государственном строительном надзоре, Порядком проведения проверок (РД 11-04-2006).
Между тем, как следует из предписания и протокола об административном правонарушении, обществу вменяется неисполнение предписания, выразившееся в не представлении сведений о приведении проектной документации в соответствие с действующими нормативными документами и не предоставление их в Службу.
Факт того, что в данной части обществом не исполнено предписание в указанной части судом первой инстанции установлен.
Между тем, диспозиция вменяемого обществу правонарушения предусматривает ответственность за неисполнение только законного предписания.
Таким образом, установление законности предписания, является существенным условием для квалификации действий общества.
Статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (ч.1).
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица осуществляющих государственный строительный надзор федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, частью 1 статьи 19.4, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и 19.33, частями 1 - 6.1, 8 статьи 20.4 настоящего Кодекса.
Статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предметом государственного строительного надзора является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса (ч.2).
Частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что предметом государственного строительного надзора является, в том числе, проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Положением о службе государственного строительного надзора Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 N 595-пп "О службе государственного строительного надзора Иркутской области" установлено, что Служба государственного строительного надзора Иркутской области (далее - служба) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному строительному надзору, выдаче разрешения на строительство и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, переданным полномочиям Российской Федерации в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области законодательства о градостроительной деятельности в части выдачи разрешений на строительство и выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ч.1).
Задачами службы являются, в том числе, региональный государственный строительный надзор; контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Служба в соответствии с возложенными на нее задачами в установленном порядке осуществляет, в том числе, следующие функции: в сфере регионального государственного строительного надзора: 1) проводит проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 4) выдает предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; 5) проводит проверки выполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и (или) мероприятий, указанных в подпункте 4 настоящего пункта; 6) выдает заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо принятие решений об отказе в выдаче такого заключения; 8) ведет дела при осуществлении регионального государственного строительного надзора применительно к объектам капитального строительства, при строительстве, реконструкции которых службой осуществлялся региональный государственный строительный надзор.
Таким образом, из приведенных положений следует, что предметом государственного строительного надзора является, в том числе, проверка соответствия выполнения работ в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации.
При этом, как понимает суд апелляционной инстанции, предполагается, что проектная документация соответствует также требованиям технических регламентов.
Вместе с тем, как установила Служба, согласно проектной документации, разрешению на строительство и положительного заключения негосударственной экспертизы обществом по указанному адресу осуществляется строительство четырехэтажных домов блок-секционного типа и при этом планируется, что канализование будет осуществляться внутриплощадочной бытовой канализацией диаметром 200 мм с подключением в герметичные стальные емкости 10 объемом 88 м3 каждая, в количестве 5 штук, с обеспечением подъездных путей и вывозом стоков по договору, спец-автотранспортом на очистные сооружения г. Иркутска.
По мнению суда апелляционной инстанции указанное является нарушением технических регламентов и в частности СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Названная норма не допускает строительства системы канализования в герметичные стальные емкости и вывозом стоков спец-автотранспортом при возведении жилых домов высотой более двух этажей.
Таким образом, поскольку в указанной части осуществляемое обществом строительство, которое должно соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации, не соответствует требованиям технических регламентов, но соответствует проектной документации, обусловило требование Службы, состоящее в необходимости приведения обществом проектной документации в соответствие с действующими нормативными документами.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что неисполненное обществом предписание N 1318/15 от 30.05.2015 является законным, принятым в пределах полномочий административного органа и все регулирования отнесены к его компетенции. Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о незаконности указанного предписания является ошибочными.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о том, что данным предписанием Служба оценила положительное заключение негосударственной экспертизы в связи с чем вышла за пределы своих полномочий, являются ошибочными, в связи с чем у него не было по таким основаниям отказывать заявителю в привлечении общества к административной ответственности.
Между тем, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку в силу ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пропущен срок привлечения общества к административной ответственности, поскольку срок привлечения за правонарушения против порядка управления составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "13" августа 2015 года по делу N А19-10569/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10569/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2016 г. N Ф02-7416/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Служба государственного строительного надзора Иркутской области
Ответчик: ООО "Гранд-строй"