г. Москва |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А40-38607/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
судей: Алексеевой Е.Б., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "МПАТП-1"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2015 по делу N А40-38607/13, принятое судьей Кравчик О.А. (шифр судьи 62-265),
по иску ООО "МПАТП-1"
(ОГРН 1125321000837, 173015, г. Великий Новгород, ул. Нехинская, 1)
к 1. РФ в лице Министерства финансов РФ
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1)
2. Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области
(ОГРН 1025300788094, 173005, Новгородская область, г. Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, 1)
третье лицо: Комитет транспорта Новгородской области
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Семикин Д.С. по доверенности от 05.08.2015 года;
от ответчика(1): не явился, извещен,
от ответчика(2): не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие - 1" обратилось Арбитражный суд города Москвы с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 12 364 552 руб. 08 коп. убытков, Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области о взыскании за счет казны Новгородской области 6 374 319 руб. 15 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2014 решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2014 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2015 г. в удовлетворении иска отказано.
Истец не согласился с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в порядке ст. 123 АПК РФ, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 156 Кодекса.
Истец в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец, являясь организацией общественного транспорта, во втором полугодии 2012 году предоставлял услуги по перевозке граждан, внесенных в федеральный и региональный регистры льготных категорий граждан, на территории Новгородского муниципального района автобусным транспортом на основании единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ).
В обоснование требований истец указывает, что недополучил из соответствующих бюджетов в возмещение недополученной от льготных категорий населения провозной платы за второе полугодие 2012 года, в том числе - 12 364 552 руб. 08 коп. из федерального бюджета, 6 734 319 руб. 15 коп. - из бюджета Новгородской области.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Законом Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" предусмотрено право граждан, получающих ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования ЕСПБ, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от продажи ЕСПБ устанавливается Правительством Новгородской области (часть 2 статьи 1 Закона Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ).
Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 утверждено Положение о порядке продажи и пользования ЕСПБ при проезде в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов. Этим Постановлением определен перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, установлена его стоимость в месяц, полмесяца и квартал.
В соответствии с законом Новгородской области от 26.12.2008 N 459-03 органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов организациям и индивидуальным предпринимателям за перевозки пассажиров и багажа, а также по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских поселений на компенсацию выпадающих доходов организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении, за счет средств областного бюджета.
Постановлением Администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям автомобильного транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области, в соответствии с п. 4 которого субсидия предоставляется при наличии договора, заключенного перевозчиком на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.
Согласно пунктам 6 и 7 Порядка при расчете объема субсидии перевозчику количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по 4 ЕСПБ, определяется из расчета 30 поездок в городском сообщении и 20 поездок в пригородном сообщении.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование в Новгородской области устанавливает возмещение суммы убытков за перевозку льготных категорий граждан путем предоставления субсидий, размер которых определяется, в том числе, на основании отчетов перевозчиков.
Для получения субсидий, предоставляемых в соответствии с пунктом 2 Порядка комитетом транспорта и связи Новгородской области, перевозчик на основании пункта 4 Порядка представляет в комитет копию договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования, а также информацию о транспортной работе (пробег пассажирского транспорта, приведенный по предельной вместимости, в целых числах, измеряемый в место-километрах), которая включается в отчет о транспортной работе по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Расчет субсидии, причитающейся перевозчику, производится ежеквартально по установленным в нем формулам. Согласно пункту 9 Порядка перечисление субсидии перевозчику производится на основании представленного отчета. В соответствии с пунктом 10 Порядка решение комитета о предоставлении субсидии перевозчику осуществляется путем направления комитетом в управление Федерального казначейства по Новгородской области платежных поручений на перечисление субсидий на счет перевозчика.
Основания для применения иного алгоритма расчета суммы компенсации за понесенные убытки, нежели установленного нормативными правовыми актами Новгородской области, не имеется.
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготных категорий граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы, то при расчете должны приниматься во внимание тариф на перевозку 1 пассажира, стоимость реализованного ЕСПБ (с учетом доли предприятия в перевозке), количество проданных билетов, а также количество поездок пассажиров указанной категории.
По смыслу ст. ст. 15, 1069 ГК РФ недоказанность хотя бы одного из элементов состава убытков, в том числе недоказанность показателей расчета иска, определяющего размер убытков, исключает обоснованность взыскания убытков.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела доказательств, позволяющих установить наличие совокупности условий для возложения на ответчиков гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, а, следовательно, доказательств, подтверждающих факт и размер убытков.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не обоснованы и подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Госпошлина подлежит распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2015 по делу N А40-38607/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "МПАТП-1" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-38607/2013
Истец: ООО "МПАТП-1", ООО МПАП-1
Ответчик: Департамент финансов Новгородской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Новгородская область в лице департамента финансов Новгородской области, Новгородская область в лице Комитета финансов Новгородской области
Третье лицо: Департамент траснспорта и связи Новгородской области, Комитет транспорта Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23609/16
08.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10421/14
12.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34794/15
27.04.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-38607/13
13.11.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10421/14
23.06.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16959/14
26.02.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-38607/13