Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
город Ростов-на-Дону |
|
14 октября 2015 г. |
дело N А32-2546/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель Свистула В.В. по доверенности от 12.01.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Минераловодской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2015 по делу N А32-2546/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВСА Групп"
к заинтересованному лицу - Минераловодской таможни
о признании незаконными действий заместителя начальника Минераловодской таможни Симоненкова В.И., об отмене постановлений Минераловодской таможни о привлечении к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВСА Групп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий заместителя начальника Минераловодской таможни подполковника таможенной службы Симоненкова В.И., об отмене постановлений Минераловодской таможни от 25.12.2014 года N 10802000-1032/2014, N 10802000-1033/2014 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2015 признаны незаконными и отменены постановление от 25.12.2014 N 10802000-1032/2014 и постановление от 25.12.2014 N 10802000-1033/2014 по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем начальника Минераловодской таможни о привлечении к административной ответственности ООО "ВСА Групп" по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Ходатайство заявителя об отказе от заявленных требований в части признания незаконными действий заместителя начальника Минераловодской таможни подполковника таможенной службы Симоненкова В.И. - удовлетворено.
Производство по делу в этой части прекращено.
Решение мотивировано отсутствием в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Минераловодская таможня обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.07.2014 Новороссийской таможней по транзитной декларации N 10317090/260714/0011388 в адрес ООО "Завод растительных масел "Эртильский" направлены товары:
- части оборудования "OILEX" для экстракции подсолнечного жмыха, код товара по ЕТН ВЭД ТС - 7315890000, в количестве 20 мест, общей стоимостью - 8 595 долларов США, весом брутто - 3 390 кг.;
- части оборудования "OILEX" для экстракции подсолнечного жмыха, код товара но ЕТН ВЭД ТС - 8419899890, в количестве 1 место, обшей стоимостью - 70 000 долларов США, весом брутто - 8 400 кг.
Страна отправления и происхождения - Индия. Отправитель товаров -OILEX ENGINEERS (INDIA) PVT LTD, расположенный по адресу; CIIEMBUR MUMBAI. 101. AKSHYA PLAZA ROAD NO.I.
Данные товары 26.07.2014 Новороссийской таможней (таможенный пост "Новороссийский западный") направлены на Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни по вышеуказанной декларации с обязательством доставить товары на Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни до 29.07.2014.
Как следует из материалов административного дела, перевозка осуществлялась водителем таможенного перевозчика ООО "ВСА Групп" Палий Е.А. на автотранспортном средстве N К138НУ93/ЕЕ926123.
29.07.2014 в 09 ч. 30 м. на Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни прибыли товары в количестве 21 место по ДТ 10317090/260714/0011388, ТТН N 390 от 26.07.2014, инвойсу N 031809 от 15.07.2014 на автотранспортном средстве N К138НУ93/ЕЕ926123.
Транспортное средство с товаром было размещено в зоне таможенного контроля таможенного органа назначения для завершения процедуры таможенного транзита. На данное автотранспортное средство было подано подтверждение о прибытии N 10802020/290714/0000350, зарегистрированное 29.07.2014 в 09.50.
Как следует из материалов дела, процедура таможенного транзита была завершена 29.07.2014 в 11.20.
Таможенный орган ссылается на то, что по истечении трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, товары должны быть помешены на склад временного хранения или иные места, установленные пунктом 1 статьи 168 ТК ТС.
Не помещение товаров на склад временного хранения таможенный орган признал нарушением установленных ТК ТС требований.
Из материалов дела видно, что 29.07.2014 в 16.50 ООО "Завод растительных масел "Эртильский" подана декларация на товары в электронной форме N 10802020/290714/0000408, но поскольку таможенная процедура таможенного транзита по прибывшему автотранспортному средству была закрыта в 11.20 29.07.2014, таможенный орган сделал вывод, что таможенная декларация подана с нарушением срока, следовательно, имеются признаки нарушения таможенного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ.
05.11.2014 таможенным органом составлен протокол по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом уведомленного о времени и месте составления протокола.
25.12.2014 заместителем начальника Минераловодской таможни Симоненковым В.И. принято постановление N 10802000-1032/2014 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Из материалов дела также усматривается, что 26.07.2014 Новороссийской таможней по транзитной декларации N 10317090/260714/0011403 в адрес ООО "Завод растительных масел "Эртильский" направлены товары:
- части оборудования "OILEX" для экстракции подсолнечного жмыха, код товара по ЕТН ВЭД ТС - 8419500009, в количестве 1 место, общей стоимостью 77 000 долларов США. весом брутто 6 600 кг.;
- части оборудования "OILEX" для экстракции подсолнечного жмыха, код товара по ЕТН ВЭД ТС - 8419899890, в количестве 2 мест, общей стоимостью 19 400 долларов США, весом брутто 6 630 кг.;
- части оборудования "OILEX" для экстракции подсолнечного жмыха, код товара по ЕTH ВЭД ТС - 8428399009, в количестве 10 мест, общей стоимостью 26 100 долларов США, весом брутто 2 470 кг.
Страна отправления и происхождения Индия. Отправитель товаров OILEX ENGINEERS (INDIA) PVT LTD, расположенный по адресу; CIIEMBUR MUMBAI. 101. AKSHYA PLAZA ROAD NO.I.
Данные товары 26.07.2014 Новороссийской таможней (таможенный пост "Новороссийский западный") направлены на Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни по вышеуказанной декларации с обязательством доставить товары на Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни до 29.07.2014.
Как следует из материалов административного дела, перевозка осуществлялась водителем таможенного перевозчика ООО "ВСА Групп" Каменевым А.Н. на автотранспортном средстве N X888EB123/EC511623.
29.07.2014 в 10 ч 00 м. на Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни прибыли товары в количестве 13 мест по ДТ 10317090/260714/0011403, ТТН N 966 от 26.07.2014, инвойсу N 031809 от 15.07.2014.
Транспортное средство с товаром было размещено в зоне таможенного контроля таможенного органа назначения для завершения процедуры таможенного транзита. На данное автотранспортное средство было подано подтверждение о прибытии N 10802020/290714/0000352, зарегистрированное 29.07.2014 в 10.20.
Как следует из материалов дела, процедура таможенного транзита была завершена 29.07.2014 в 11.30.
Не помещение товаров на склад временного хранения в установленный срок таможенный орган признал нарушением установленных ТК ТС требований.
Как следует из материалов дела, 29.07.2014 в 16.50 ООО "Завод растительных масел "Эртильский" подана декларация на товары в электронной форме N 10802020/290714/0000408, но поскольку таможенная процедура таможенного транзита по прибывшему автотранспортному средству была закрыта в 11.30 29.07.2014, таможенный орган сделал вывод, что таможенная декларация подана с нарушением срока.
05.11.2014 таможенным органом составлен протокол по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом уведомленного о времени и месте составления протокола.
25.12.2014 заместителем начальника Минераловодской таможни Симоненковым В.И. принято постановление N 10802000-1033/2014 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанными выше постановлениями Минераловодской таможни по делам об административных правонарушениях от 25.12.2014 N N 10802000-1032/2014, 10802000-1033/2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВСА Групп" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно статье 16.14 КоАП РФ нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Субъектом административного правонарушения предусмотренного указанной статьей являются перевозчик, либо иное заинтересованное лицо, которые обязаны совершать таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение.
По общему правилу пункта 1 статьи 100 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 ТК ТС таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение 2 часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 статьи 92 ТК ТС, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (пункт 2 статьи 92 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно пункту 1 статьи 152 ТК ТС, выпуск товара производится не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.
Пунктом 5 Правил проведения таможенных операций при временном хранении предусмотрено, что если в соответствии с таможенным законодательством временное хранение должно осуществляться на СВХ, то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение на СВХ либо иное место, указанное в главе 12 ТК ТС, место расположения которого совпадает с местом размещения таможенного органа или находится в непосредственной близости от него.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 160 ТК ТС в местах прибытия допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 ТК ТС для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов. Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, подтверждение о регистрации документов.
Согласно статье 199 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) при помещении товаров на склад временного хранения лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган документы, определенные пунктом 1 статьи 169 ТК ТС.
Документы, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения, представляются таможенному органу не позднее трех часов с момента завершения процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия).
Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, не более одного часа после их принятия. Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной таможенной службы России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение в иных местах" (далее - Приказ ФТС N 2688) после прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля, созданной в месте прибытия. Перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов).
В силу части 6 статьи 255 ТК ТС таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение в течение 3 (трех) часов после завершения таможенной процедуры обязаны совершить перевозчик или иное соответствии с пунктом 3 Приказа ФТС N 2688 в случае отзыва заинтересованное лицо.
В таможенной декларации либо отказа в выпуске товаров, а также при необходимости проведения или завершения в отношении этих товаров форм таможенного контроля с продлением срока выпуска таможенной декларации такие товары помещаются на временное хранение, поскольку они не могут рассматриваться как товары, в отношении которых совершены таможенные операции. Помещение указанных товаров на временное хранение осуществляется уполномоченным лицом в течение 3 часов с момента наступления соответствующего события.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 160, статьи 169 ТК ТС, статьи 199 Федерального закона N 311-ФЗ, пунктов 2, 3 Приказа ФТС N 2688 перевозчик (лица, обладающие полномочиями в отношении товаров) совершают таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение.
В соответствии с пунктом 10 Приказа ФТС N 2688 таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов.
29.07.2014 ООО "Завод растительных масел "Эртильский" подана декларация на товары в электронной форме N 10802020/290714/0000408. Декларируемые товары перемещались на 4-х автотранспортных средствах. Закрытие таможенной процедуры таможенного транзита было осуществлено 29.07.2014 в 11 ч. 20 м., 11 ч. 30 м., 14 ч. 16 м. и 14 ч. 20 м. То есть, по первому и второму из 4-х автотранспортных средств, декларация на товары подана с нарушением сроков, установленных пунктом 6 статьи 225 ТК ТС.
Совокупность положений статей 217, 225 ТК ТС, пункта 3 Порядка, позволяют сделать вывод о том, что по истечении трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, товары должны быть помещены на склад временного хранения или иные места, установленные пунктом 1 статьи 168 ТК ТС. Не помещение товаров на склад временного хранения есть нарушение установленных ТК ТС требований.
Как следует из материалов дела и, по сути, не оспаривается заявителем, по истечении трех часов после завершения процедуры таможенного транзита обществом не были совершены таможенные операции, связанные с помещением товаров на склад временного хранения.
Следовательно, имеются признаки нарушения таможенного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14.КоАП России.
25.12.2014 Минераловодской таможней вынесены постановления N N 10802000-1032/2014, 10802000-1033/2014 о привлечении ООО "ВСА Групп" к административной ответственности, по ст. 16.14 КоАП России, за нарушение установленных требований и условий помещения товара, поступившего 29.07.2014 на Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни, на склад временного хранения или их таможенное декларирование в установленные сроки.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в материалах административных дел отсутствуют заполненные заявки и приложения к договору от 01.03.2013 N 12/01MAR2013, из которых можно было бы определить объем обязанностей исполнителя услуг по перевозке грузов в части помещения товаров на временное хранение в течение 3 (трех) часов после завершения таможенной процедуры.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела следует, что между ООО "Внештранс-Альянс" (Исполнитель) и ООО "Завод растительных масел "Эртильский" (Клиент) заключен договор на предоставление транспортно-экспедиционных услуг от 15.07.2014 N 0714/26, предметом которого является обязательство исполнителя оказать или организовать оказание определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой экспортно-импортных и транзитных грузов, а также сопутствующих перевозке услуг, необходимых для доставки груза.
Согласно п. 2.1.5. договора клиент обеспечивает выполнение сопутствующих перевозке грузов услуг, связанных с приемом, накоплением, сортированием, складированием, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов.
Согласно п. 2.2.1. договора исполнитель вправе заключать договоры и соглашения с перевозчиками, портами, судоходными компаниями, ее агентами и другими организациями для выполнения своих обязанностей по настоящему договору.
Между Заявителем (Исполнитель) и ООО "Внештранс-Альянс" (Клиент) заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание внешнеторговых грузов, перемещаемых через таможенную границу РФ от 01.03.2013 N 12/01MAR2013, предметом которого является обязательство исполнителя на основании заявок клиента, составленных по форме приложения N 1 к настоящему договору, в течение срока действия настоящего договора от своего имени выполнять и/или организовывать выполнение экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов клиента, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Объем услуг исполнителя, права и обязанности сторон определяются настоящим договором, заявками и Приложениями и Дополнительными соглашениями к договору.
К договору приложен также образец заявки к договору.
Вывод суда о том, что заявитель не является конкретным участником отношений по таможенному оформлению, на которого возложена обязанность по помещению товаров на временное хранение в течение 3 (трех) часов после завершения таможенной процедуры, не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
В договоре на предоставление транспортно-экспедиционных услуг от 15.07.2014 N 0714/26 отсутствует обязанность стороны договора - ООО "Завод растительных масел "Эртильский" (Клиент) по таможенному оформлению в установленный ч. 6 ст. 225 ТК ТС срок совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. В договоре от 01.03.2013 N 12/01MAR/2013 также отсутствует обязанность стороны договора - ООО "Внештранс-Альянс" (Клиент) по совершению указанных операций.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что договор не регулирует какие-либо таможенные правоотношения сторон договора, является обоснованным.
Между тем, отсутствие в гражданско-правовом договоре конкретной стороны, на которую возложена обязанность совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в срок установленный ч. 6 ст. 225 ТК ТС не может являться основанием для нарушения срока помещения товара на склад временного хранения.
В случае если стороны договора не урегулировали обязанности связанные с помещением товаров на временное хранение, необходимо исходить из обязанностей, установленных Таможенным кодексом.
Из системного анализа ч. 4 ст. 160 ТК ТС и п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 194 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" следует, что обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в течение определенного срока, в месте прибытия возложена на перевозчика. При этом иные заинтересованные лица наделены правом по совершению таких таможенных операций.
Учитывая изложенное, перевозчик в месте прибытия в целях надлежащего исполнения своих обязанностей в случае, если иными заинтересованными лицами не совершены таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, должен совершать такие операции в течение установленного ТК ТС срока самостоятельно.
Согласно конструкции ч. 6 ст. 225 ТК ТС при завершении таможенной процедуры таможенного транзита обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в течение определенного срока, возложена в первую очередь на перевозчика.
Перевозчики являются одними из самых активных участников внешнеторгового процесса и взаимоотношений с таможенными органами.
Согласно положениям п. 21 ч. 1 ст. 4 ТК ТС "перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств".
В соответствии со ст. 158 ТК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Согласно ч. 4 ст. 160 ТК ТС при прибытии на таможенную территорию таможенного союза перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Аналогичные действия перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (ч. 6 ст. 225 ТК ТС).
Следовательно, в случае несовершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров в соответствии с таможенной процедурой лицом, обладающим правомочиями декларанта (ст. 186 ТК ТС), товары в течение указанного срока должны быть помещены на временное хранение.
Таким образом, в случае непомещения товаров в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита на склад временного хранения или под какую-либо таможенную процедуру и отсутствия документов и сведений, свидетельствующих о намерении иных заинтересованных лиц совершать таможенные операции в отношении товаров, субъектом административной ответственности по ст. 16.14 КоАП России будет являться перевозчик.
Общество является перевозчиком груза, а потому субъект правонарушения таможней установлен верно, вина общества в совершении правонарушения доказана, выявленное нарушение образует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы о недоказанности вины общества в совершение вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения обязанности по своевременному помещению товара на временное хранение.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что оно, будучи перевозчиком, не уполномочено осуществлять действия, невыполнение которых влечет административную ответственность по статьи 16. 14 КоАП РФ.
ООО "ВСА Групп", являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности и рынка перевозок, должно было принять все возможные меры для своевременного получения информации о процедурах таможенного оформления товара в целях надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей, установленных таможенным законодательством.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.14 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции установлены.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2015 по делу N А32-2546/2015 в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления ООО "ВСА Групп" - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2546/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 февраля 2017 г. N Ф08-10684/16 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "ВСА Групп"
Ответчик: МИНЕРАЛОВОДСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Минераловодская таможня
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10684/16
11.10.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13918/16
16.12.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9327/15
14.10.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16290/15
17.08.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2546/15